Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...……3
1. Теоретические вопросы анализа прибыли и рентабельности……….…..…..5
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности……………………..…….5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….………….17
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………24
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….24
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………31
3. Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Квадро»…………….51
Заключение……………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

КЭАХД 29. Рентабельность.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется  под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость  природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации [18, с. 55].

Количественно в структуре  цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно  сказывается на росте прибыли  при прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости относятся следующие  показатели:

-       показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

-       показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

Основными задачами анализа  себестоимости промышленной продукции  являются:

-       установление динамики важнейших показателей себестоимости;

-       определение затрат на рубль товарной продукции;

-       выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления  отклонений, определения состава  элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в  общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли  от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых  цен [9, с.13-14].

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру  себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей  рентабельности. С учетом рассмотренных  ранее групп показателей, факторный  анализ может строится следующим  образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

K0 = (N0 - S0) / N0

K1 = (N1 - S1) / N1

DK = K1 - K0

где      P1, P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 — реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

DK — изменение рентабельности  за анализируемый период. 

Влияние фактора изменения  цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

DKN = (N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N

Соответственно влияние  изменения себестоимости даст общее  изменение рентабельности за период:

DKS = (N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

DK = DKN - DK

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости  продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий:

-       рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости;

-       снижение себестоимости при постоянном объеме выручки;

-       либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:

K П.К. = P / (F + E) = (P / TR) * (TR / (F + E)) 

где      K П.К. — рентабельность производственных активов;

P — чистая прибыль;

F — стоимость основных производственных фондов;

E — средняя сумма оборотных  средств;

TR — выручка от реализации. 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью  фондов K П.К., производственных активов (P / (F + E)), рентабельностью реализации (P / TR), и фондоотдачей (TR / (F + E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов [19, с. 52-55].

Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

P/PK = (P / TR) * (TR / TK) * (TK / PK

где    PK — собственный капитал;

TK — совокупный капитал. 

Как видно, рентабельность собственного капитала P/PK зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P / TR), скорости оборота совокупного капитала (TR / TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать  следующую оговорку. При анализе  факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности [2, с. 270].

 

2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

ООО "Квадро", предприятие по производству кирпича и плитки. ООО "Квадро" является современным и крупным предприятием по производству кирпича и плитки. Строительство завода велось совместно с итальянскими партнерами. Проектная мощность завода составляла 1 млн. изделий в год, сейчас предприятие выпускает более 1,8 млн. изделий. Ведутся работы по увеличению выпуска продукции до 2 млн. изделий в год.

Финансовой устойчивости предприятия способствует отсутствие заемных средств в источниках финансирования. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения равны 143,3 млн. руб.

Органом контроля за финансово-хозяйственной  и правовой деятельностью Общества является ревизионная комиссия. Исполнительная дирекция утверждается советом директоров по представлению генерального директора Общества. Управление предприятием осуществляется на основании существующей организационной структуры ООО "Квадро".

Организационная структура на предприятии необходима для определения организационных звеньев - служб, подразделений (цехов, отделов и т.д.); взаимосвязи организационных звеньев; разделения обязанностей и ответственности по оргзвеньям; для разработки финансовой структуры ООО "Квадро", положений о службах и должностных инструкций.

Аппарат управления осуществляет управление всеми подразделениями  предприятия и включает следующие  виды служб: административная служба, служба персонала, служба снабжения, служба сбыта, служба технического обеспечения, служба экономики и финансов, служба бухгалтерского учета.

Административная служба (юридический отдел, канцелярия) доводит  сведения до всех оргзвеньев распоряжения администрации, контролирует соблюдение законодательства при осуществлении  хозяйственной деятельности предприятия.

Деятельность службы персонала (отдел кадров, бюро подготовки кадров) включает набор и подготовку кадров для всех подразделений предприятия, отвечает за качество кадрового состава, за своевременную подготовку и переподготовку кадров в соответствии с целями предприятия.

Служба технического обеспечения (производственно-технический  отдел, конструкторский отдел, служба охраны труда, отдел главного механика, отдел главного энергетика, отдел  капитального строительства) осуществляет во всех подразделениях: контроль соблюдения норм охраны труда, деятельности механических, технологических, энергетических служб, качества выпускаемой продукции; конструкторские, ремонтно-строительные работы. Служба снабжения обеспечивает на основании заявок товарно-материальными ценностями необходимыми для осуществления основной деятельности все производственные подразделения.

Служба сбыта (коммерческий центр и отдел маркетинга) занимается реализацией продукции, отвечает за сбыт изготовленной продукции в соответствии с утвержденным планом. Основными задачами службы сбыта является изучение спроса и установление контактов с потребителями продукции; поиск эффективных каналов и форм реализации; обеспечение доставки продукции потребителю; контроль над ходом реализации продукции и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Служба экономики и  финансов (экономический отдел, финансовый отдел, отдел автоматизированных систем управления) осуществляет планирование, анализ и контроль хозяйственной  деятельности подразделений, обеспечивает качественное функционирование автоматизированных систем управления.

Служба бухгалтерского учета призвана осуществлять ведение  бухгалтерского учета; отвечает за правильности своевременность и полноту отражения  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Главная задача бухгалтерии - своевременно и достоверно отражать состояние дел и обязательств организации, определять результат предпринимательской деятельности, обеспечивать руководство информацией для повседневного финансового управления организацией и участвовать в этом управлении.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности