Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...……3
1. Теоретические вопросы анализа прибыли и рентабельности……….…..…..5
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности……………………..…….5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….………….17
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………24
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….24
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………31
3. Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Квадро»…………….51
Заключение……………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

КЭАХД 29. Рентабельность.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

На основе данных таблицы 18 можно сделать вывод о том, что в 2008 г. по всем показателям рентабельности вложений наблюдается небольшой спад, а в 2009 г. подъем практически до значений 2007 г. Показатель общей рентабельности вложений в 2008 г. сократился с 0,96 до 0,84 на 0,12 п. п. (на 11,83%). Но в 2009 г. общая рентабельность вложений увеличилась до 0,92 п. п. (на 0,08 или 8,38%), что очень близко к значению данного показателя в 2007 г. Рентабельность вложений по чистой прибыли в 2008 г. также сократилась на 0,66 п. п. или 0,18%, а в 2009 г. возросла на 0,05 п. п. или 11,28%. Рентабельность собственных средств в период 2007-2009 гг. на протяжении всего анализируемого периода снижается (на 0,21 п. п. в 2008 г. и на 0,14 п. п. в 2009 г). Рентабельность долгосрочных финансовых вложений также на протяжении всего периода с 2007 по 2009 гг. незначительно снижается (на 0,01 п. п. в 2008 г. и на 0,01 п. п. в 2009 г)

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на среднем уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств.

Как было рассмотрено  в данной главе, прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.

Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Факторный анализ прибыли  показал, что основным показателем  увеличения прибыли в 2008 г. стало увеличение объема реализации. Показатель себестоимости единицы продукции отрицательно сказался на изменении прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,01 тыс. руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 9423,10 тыс. руб. В 2009 г. прибыль возросла главным образом за счет увеличения объема реализации. Также ощутимый вклад внес и второй фактор - уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 26390,91 тыс. руб.

Прибыль на кв.м плитки в 2008 г. заметно снижается на 2,93 руб. или 4,71%, а в 2009 г. увеличивается на 8,27 руб. (12,24%) и превышает показатели 2007 г. Однако доля прибыли плитки в цене на протяжении всего периода 2007-2009 гг. снижается: на 1,19% в 2008 г. и на 2,01% в 2009 г. Прибыль на единицу кирпича напротив на протяжении периода 2007-2009 г. возрастает: на 0,19 руб. (10,33%) в 2008 г. и на 0,28 руб. (15,22%) в 2009 г. Несмотря на это в 2009 г. доля прибыли от производства кирпича в цене кирпича снижается на 10,55%, когда в 2008 г. наблюдается рост данного показателя на 2,05%. Исходя из значений показателя доли прибыли в цене изделия можно сделать вывод о том, что производство кирпича для ООО  «Квадро» является более прибыльным.

По всем показателям  рентабельности ООО  «Квадро» за анализируемый период наблюдается спад, за исключением показателя рентабельности активов (капитала) в 2009 г., где наблюдается незначительный рост данного показателя с 14,86% до15,00%, (на 0,14%). Снижение показателей рентабельности вызвано тем, что прибыль увеличивалась непропорционально росту себестоимости, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг) в анализируемом периоде (с 2007 по 2009 гг.) увеличивалась главным образом за счет увеличения объема реализации продукции.

Увеличение суммы валовой  прибыли повысило рентабельность по сравнению с плановой в 2008 г. на 24,76 (%), а в 2009 г. на 22,88%. В 2008 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 20,12%. В 2009 г. увеличение стоимости внеоборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой на 16,69%. Увеличение стоимости оборотных активов привело к снижению рентабельности по сравнению с плановой в 2008 г. на 6,72% и в 2009 г. на 8,10%.

 

3. Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Квадро»

 

Главная цель предприятия  в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов. Однако цель анализа  состоит не только и не столько  в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

В ходе исследования проводился анализ финансового состояния ООО "Квадро". По результатам данного анализа было выявлено, что показатели финансовой устойчивости ООО "Квадро" соответствуют нормативным значениям. Это означает, что ООО "Квадро" достаточно финансово независимо, использует собственные и оборотные средства и обладает высоким уровнем платежеспособности. По результатам проведенного анализа ликвидности баланса было отмечено, что организация полностью покрывает свои обязательства и обладает достаточной ликвидностью баланса.

Несмотря на это у  ООО "Квадро" есть реальная возможность повышать показатели прибыли и рентабельности за счет положительной конъюнктуры рынка.

В строительной отрасли  в настоящий момент следует выделить 3 основных сегмента: производство стройматериалов, дорожное и жилищное строительство. ООО "Квадро" следует относить к производителям строительных материалов: 30% выручки предприятие получает за счет реализации кирпича, 68% от производства плитки. Развитие рынка гражданского строительства стало определяющей предпосылкой для роста спроса на продукцию ООО «Квадро».

В ходе исследования также  было выявлено, что ООО "Квадро" за последние 3 года развивалось со средним темпом прироста выручки около 24%; средняя рентабельность по объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений составила 16%, по чистой прибыли - 10%. Средняя зарплата за период выросла с 4,5 до 12 тыс. руб.

Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся  в его распоряжении ресурсы, и  в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.

Поэтому в данной работе предлагается в рамках увеличения прибыли  и рентабельности ООО "Квадро" наращивать производственные мощности, увеличивать объем реализации продукции, а также пересмотреть соотношение количества выпуска плитки и кирпича, а именно увеличить долю выпуска наиболее прибыльной продукции - кирпича, обратив внимание на растущую потребность рынка в данном стеновом материале.

Выпуск плитки был  увеличен за счет ввода новых мощностей  с 1474 в 2008 г. до 1811 тыс. изделий в 2009 г. Однако выпуск кирпича был увеличен незначительно: от 90691 тыс. шт. в 2008 г. до 92246 тыс. шт. в 2009 г. В количественном выражении рост выпуска плитки составил 123%, а кирпича 101,71%.

Прогнозирование объема реализации является главным показателем  плана экономического и социального развития ООО "Квадро". В 2008 г. объем реализации на предприятии составил 856645 тыс. руб., он превысил объем реализации 2007 г. на 128191 тыс. руб. (856645 - 728454). В 2008 г. объем реализации на предприятии составил 1147431 тыс. руб., он превысил объем реализации 2008 г. на 290786 тыс. руб. (1147431 - 856645) или на 33,945%. Планирование объема реализации основывается на данных анализа его за ряд предшествующих лет.

При планировании объема реализации на предприятии используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана объема реализации за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2010 г. по продукции предприятия ожидается повышение цен в среднем на 19,88%. Так, темп прироста на 2010 г. прогнозируется 35,78%. Следовательно, проектируемый объем реализации составляет:

=1557981,81 (тыс. шт.)

Сумма планируемого прироста:

= 410550,81 (тыс. шт.)

Динамика объема реализации ООО "Квадро" за 2007-2009 гг. и прогноз объема реализации на 2010 г. отражены на рисунке 2. Таким образом, прогноз объема реализации продукции ООО "Квадро" на 2010 г. составляет 1557981,81 тыс. руб. В связи с ожидаемым повышением цен по продукции предприятия в 2010 году на 19,88% можно проанализировать увеличение себестоимости продукции в 2010 году. Планируемая себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) ООО "Квадро" в 2010 году составит:

= 1079835,88 (тыс. руб.)

Сумма планируемого прироста:

= 179071,88 (тыс. руб.)

Рисунок 2 - Динамика объема реализации ООО "Квадро" и прогноз на 2010 г.

Можно рассчитать прогноз  прибыли от продаж на 2010 год. Сумма планируемого прироста прибыли от продаж в 2010 году будет равна:

= 38667,40 (тыс. руб.)

Тогда прибыль от продаж в сопоставимых ценах в 2010 г. будет равна:

194504,00 + 38667,40 = 233171,40 (тыс.  руб.)

Также можно рассчитать прогноз выручки от продаж на 2010 г. Сумма планируемого прироста выручки от продаж в 2010 г. будет равна:

= 242212,95 (тыс. руб.)

Тогда выручка от продаж в сопоставимых ценах в 2010 г. будет равна:

1218375 + 242212,95= 1460587,95 (тыс.  руб.)

В связи с потребностью рынка в стеновых материалах на ООО "Квадро" в 2010 г. ожидается расширением производственных мощностей и увеличение выпуска кирпича на 24% и плитки на 11%. В соответствии с загруженностью оборудования, увеличением количества заказов в 2010 г. ООО "Квадро" планирует увеличить долю выпуска кирпича до 38% от общего объема выручки. Соответственно доля выпуска плитки составит 62%.

Тогда выручка от продаж кирпича в 2010 г. составит:

1460587,95 × 0,68 = 997581,57 (тыс.  руб)

Выручка от продаж плитки в 2010 г. составит:

1460587,95 × 0,32 = 463006,38 (тыс. руб.)

Планируемая сумма прибыли  от продаж кирпича в 2010 г. составит:

233171,40 × 0,68 = 158556,55 (тыс.  руб.)

Соответственно прибыль  от продаж плитки в 2010 г. составит:

233171,40 × 0,32 = 74614,85 (тыс.  руб.).

Прогнозируемые показатели по производству изделий на 2010 г. рассчитываются исходя из того, что структура ассортимента предприятия остается неизменной. Прогноз увеличения количества выпускаемой продукции ООО "Квадро" в 2010 году при неизменной структуре ассортимента (прогноз 1) представлен в таблице 17.

 

Таблица 17 -Прогноз количества выпускаемой продукции ООО "Квадро" на 2010 год при неизменной структуре ассортимента

Наименование вида продукции

Количество выпускаемой продукции, тыс. шт.

Доля от общего объема выручки, %

Кирпич

114385,04

31,70

Плитка

2010,21

68,30


Из таблицы 17 видно, что выпуск кирпича в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличится на 24% и составит 114385,04 тыс. шт., количество выпускаемой плитки возрастет на 11% и составит 2010,21 тыс. кв.м., доля от общего объема выручки останется неизменной. Зная количество выпускаемой продукции и структуру ассортимента можно рассчитать прогноз средней цены на продукцию ООО "Квадро" на 2010 год. Динамика средней цены на продукцию ООО "Квадро" за 2008 - 2009 гг. и прогноз на 2010 г. при неизменной структуре ассортимента (прогноз 1) отражены в таблице 18.

Из таблицы 18 видно, что в 2010 году в связи с ростом цен на энергетику, коммунальные услуги, материалы и сырье, повышение заработной платы работникам будет сохраняться тенденция увеличения себестоимости продукции.

Себестоимость производства плитки в 2010 г. возрастет до 859915,31 тыс. руб., то есть на 151088,84 тыс. руб. (21,29%), себестоимость кв.м. плитки возрастет на 36,32 руб. или на 9,27%. Себестоимость производства кирпича увеличится на 27983,04 тыс. руб. (14,66%) до 219920,57 тыс. руб. В связи с ростом объема производства себестоимость выпуска единицы кирпича снизится на 0,16 руб. (7,73%), что является положительным фактором. Значительно возрастет показатель прибыли на единицу продукции. Прибыль от производства единицы кирпича увеличится в 2010 г. более чем на 0,01 руб. или на 0,94%. Прибыль на единицу плитки увеличится на 0,44 руб. или 0,65%. Доля прибыли в цене кирпича возрастет на 10,53%, а доля прибыли в цене плитки увеличится на 3,04%.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности