Анализ прибыли и эффективности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение анализа прибыли и эффективности работы предприятия.
Для достижения цели данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить экономическую сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях
Рассмотреть рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия
Провести анализ состава и динамики прибыли
Провести анализ рентабельности продукции
Предложить пусти повешения эффективности деятельности ОАО «Волжский трубный завод»

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях
Рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики прибыли
2.3 Анализ рентабельности продукции
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВОЛЖСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД»
3.1 Увеличение прибыли путем расширения резервов сбыта
3.2 Снижение себестоимости продукции

Файлы: 1 файл

анализ прибыли и эффективности работы предприятия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

Открытое акционерное  общество «Волжский трубный завод», именуемое в дальнейшем ОАО «ВТЗ»  является юридическим лицом и  действует на основании законодательства Российской Федерации и Устава предприятия.

Юридический адрес: 404119, Россия, Волгоградская обл, г. Волжский, ул. Автодорога 7, д. 6

Телефон: (8443) 22-20-09; факс: (8443) 25-69-02

Сайт: www.tmk-group.ru/volgsky.php; e-mail: vtz@vtz.ru.

Строительство Волжского  трубного завода началось в 1965 году. 25 августа 1965 года Верховный Совет СССР издал распоряжение № 141-р «О строительстве комплекса трубоэлектросварочного цеха для выпуска газопроводных труб диаметром 530–1420 мм в г.Волжском».

Волжский трубный завод  основан в 1970 году.

В мае 1999 года на заводе введен в эксплуатацию первый участок нанесения на трубы наружных защитных антикоррозийных покрытий (УПТ). В 2003г. введен в эксплуатацию второй участок. В настоящее время Волжский трубный завод осуществляет нанесение следующих видов покрытий: одно- и двухслойного эпоксидного, трехслойного полиэтиленового, двух- и трехслойного полипропиленового. Покрытие наносится на трубы диаметром 102-1420 мм.

ВТЗ производит бесшовные  трубы для нефтегазовой, химической, нефтехимической, автомобильной отраслей, для машиностроения, теплоэнергетики, электросварные спиральношовные и прямошовные трубы большого диаметра для строительства магистральных газопроводов и нефтепроводов.

Продукция предприятия  поставляется как  российским, так  и зарубежным потребителям.

Волжский трубный завод производит более 800 типоразмеров труб:

1. Трубы сварные спиральношовные 530-2520мм.

2. Трубы горячедеформированные бесшовные общего назначения (трубы для машиностроения) 42-426 мм.

3. Трубы горячедеформированные бесшовные нефтегазопроводные 42-426 мм.

4. Трубы бесшовные обсадные168,3-339,7 мм и муфты к ним.

5. Трубы горячедеформированные для паровых котлов и паропроводов 42-426 мм.

6. Трубы горячедеформированные для нефтеперерабатывающей и химической промышленности (крекинговые) 42-245 мм.

7. Трубы горячедеформированные из коррозионностойкой стали (нержавеющие) 42-273 мм.

8. Трубы горячедеформированные для изготовления подшипников 48,0-180,0 мм.

9. Стальная заготовка круглого и квадратного сечения.

10. Наружное антикоррозийное покрытие труб.

Продукция, выпускаемая заводом, сертифицирована API, TUV, имеет лицензию DIN и сертификат соответствия ГОСТ Р. Система качества аттестована в соответствии с требованиями ISO 9001 и API Spec Q1. Разнообразный сортамент и качество труб определяют их широкое использование в:

1) нефтяной и газовой промышленности:

2) энергетике;

3) машиностроении;

4) коммунальном хозяйстве;

5) нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

На ВТЗ работает более 11 тыс. человек. Более 50% персонала имеет высшее и среднее профессиональное образование.

Ежегодно более 5 тысяч (более 40% от общей численности коллектива завода) работников Волжского трубного завода проходят курсы профессионального обучения и переподготовки, в том числе, и на базе самого предприятия.

ОАО «ВТЗ» является активным участником и организатором благотворительных акций, направленных на  поддержку детства, образования, здравоохранения, а также общественных фондов и организаций.

В рамках реализации социальных программ и положений Коллективного договора  на предприятии осуществляются различные  выплаты, в том числе: единовременная материальная помощь при рождении ребенка, ежемесячная материальная помощь матерям до достижения детьми трех лет, ежеквартальная  материальная помощь многодетным семьям работников завода  и др.

С апреля 2001г. Волжский трубный завод входит в крупнейший трубный холдинг РФ- Трубную Металлургическую Компанию (ТМК). ТМК - крупнейший в российской трубной отрасли холдинг, объединивший ведущие российские трубные предприятия – Волжский (Волгоградская обл.), Северский, Синарский (Свердловская обл.) трубные заводы, Таганрогский металлургический завод (Ростовская обл.)

С конца 2002 года ВТЗ первым среди  российских трубных заводов в  рамках программы импортозамещения приступил к выпуску толстостенных  труб диаметром 1420 мм для магистральных  газопроводов.

На Волжском трубном заводе активно  ведется модернизация производства, нацеленная на внедрение самого современного оборудования и технологий. Это позволяет  предприятию выпускать высокотехнологичную  продукцию.

ОАО «ВТЗ» – единственное предприятие в мире, обладающее оборудованием для объемной термической обработки труб большого диаметра.

Это дает возможность  производить трубы группы прочности  до X-70 из низколегированной горячекатаной  стали. На волжские трубы наносится  наружное антикоррозионное и теплоизоляционное покрытия, а также гладкостное внутреннее покрытие. Использование защитных покрытий позволяет в несколько раз увеличивать срок службы трубопроводов и снижать аварийность при их эксплуатации. Общая мощность комплекса покрытий – 500 тысяч тонн труб в год.

Для производства бесшовных  труб ВТЗ применяет собственную  непрерывнолитую заготовку - это  одно из важных преимуществ предприятия. Современное электросталеплавильное оборудование и технологии позволяют  получать высококачественную стальную заготовку с ультранизким содержанием вредных примесей и газов.

В ОАО «ВТЗ» объем  выручки в 2009г. составил 27767586000 руб., а в 2010г. - 49485782000 руб. Основной причиной роста выручки от реализации в 2010г. по сравнению с 2009г. на 21718,2 млн. руб. (+78%) послужило увеличение объемов отгрузки труб на 448 тыс. т (рост потребности на рынке трубной продукции в связи с преодолением кризисного состояния рынка).

Указанный рост выручки  от реализации сопровождался увеличением  себестоимости реализованной продукции на 17282,8 млн. руб. (+74%). Прирост выручки более быстрыми темпами, чем увеличение себестоимости, привел к росту валовой прибыли на 4435,4 млн. руб., которая в 2009г. составляла 4343829000 , а в 2010г. - 8779271000 (+ 102%).

Чистая прибыль в 2009г. составила 938701000 руб., а 2010г.- 4404139000.

Рентабельность собственного капитала в 2009г. и 2010г. составила 7,2% и 26,4% соответственно, а рентабельность продукции (продаж) – 8,9% и 13%.

В ОАО «ВТЗ» стоимость  чистых активов в 2009г. составляла 13004917000 руб., а в 2010г. – 16665190000 руб., а это говорит о том, что она увеличилась на 28%. К тому же стоимость чистых активов превышает уставный капитал, который составлял в 2010г. 1440910000 руб., что является одной из положительных характеристик устойчивости финансового состояния.1

 

2.2 Анализ состава  и динамики прибыли

 

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа  прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу.

 

 

 

Таблица 2.1. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли на ОАО «Волжский трубный завод»

 

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Абсолютное отклонение

Темп изменения, %

тыс.

рублей

удельный вес

тыс.

рублей

удельный вес

тыс.

рублей

удельный вес

Прибыль от продаж

             

Сальдо от операционных доходов  и расходов

             

Сальдо от внереализационных  доходов и расходов

             

Прибыль от обычных видов деятельности

             

 

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой  относят прибыль от продаж продукции(работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции  в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереалихационных цен (Цi).

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (Таблица 2.2)

 

Таблица 2.2. Расчет влияния  факторов первого уровня на изменение  суммы прибыли от продаж на ОАО  «Волжский трубный завод»

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс.руб.

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

план

план

план

план

план

Ппл-Зпл

 

усл1

факт

план

план

план

Ппл*Кпл

 

усл2

факт

факт

план

план

РПусл2-Зусл2

 

усл3

факт

факт

факт

план

Пф-Зусл3

 

факт

факт

факт

факт

факт

РПф-Зф

 

 

Изменение суммы прибыли  за счет:

1.  объема реализации  продукции

 

2.  структуры товарной  продукции

    

3. средних цен реализации 

4. себестоимости реализуемой продукции

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получит при фактическом  объеме продукции. Для этого от фактической  суммы выручки следует вычесть  условную сумму затрат:

 .

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда  структура реализованной продукции  определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости  к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

,

где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных  видов продукции, величина которой  зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi); себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

2.3 Анализ рентабельности  продукции

 

Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент  инвестиционной политике и ценообразовании.

Информация о работе Анализ прибыли и эффективности работы предприятия