Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания бакалаврской работы является рассмотрение порядка формирования прибыли, методов исследования прибыли и рентабельности. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Параллельно анализу прибыли проводится анализ рентабельности, который позволяет оценить относительную эффективность работы предприятия по различным направлениям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. "Анализ прибыли и рентабельности предприятия"
1.1 Экономическая сущность и база для формирования прибыли предприятия
1.2 Виды прибылей предприятия и порядок их формирования
1.3 Виды анализа прибыли предприятия
1.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках
1.3.2 Факторный анализ
1.4 Анализ рентабельности
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"
2.1 Характеристика ООО "НГК "ИТЕРА"
2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ "Отчета о прибылях и убытках"
2.3 Факторный анализ прибыли от продаж
2.4 Анализ прибыли до налогообложения методом цепных подстановок
2.5 Анализ рентабельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия.docx

— 116.84 Кб (Скачать файл)

RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В) * (В/Асред) * (Асред/СК). (1.16.)

 

Вывод.

Прибыль является одним из ключевых показателей деятельности предприятия и наиболее важным показателем для его собственников, так как именно прибыль определяет успешность его деятельности и возможности для его развития.

При анализе прибыли на основании отчетности предприятия выделяют несколько ее видов: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и нераспределенная прибыль. Каждый из данных видов прибыли позволяет проанализировать отдельные этапы ее формирования и основные факторы, оказавшие влияние на ее величину, а также эффективность работы некоторых служб предприятия. Так валовая прибыль определяет эффективность работы производственных подразделений предприятия, которая в свою очередь зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии и технической оснащенности предприятия. Также она напрямую зависит от уровня цен, физического объема продаж и неполной (цеховой) себестоимости произведенного товара. Прибыль от продаж позволяет оценить эффект от основного вида деятельности предприятия, то есть она учитывает не только работу производственных служб предприятия, но подразделений, обслуживающих основное производство (управленческие, сбытовые, общехозяйственные службы). Прибыль до налогообложения дает картину об эффективности работы всего предприятия в целом. Она показывает результат не только по основному виду деятельности, но и результаты по прочим видам деятельности. Чистая прибыль, которая остается после уплаты налогов, дает представление о том, рационально ли компания ведет учетно-налоговую политику. Если темпы роста чистой прибыли превышают темпы роста прибыли до налогообложения, этого может свидетельствовать о том, что предприятие успешно использует механизмы оптимизации налогообложения.

Для анализа прибыли используются горизонтальный, вертикальный и факторный анализ.

Горизонтальный анализ позволяет оценить динамику показателей прибыли и факторов, которые ее сформировали. Вертикальный анализ дает картину об изменении удельного веса показателей, которые сформировали прибыль в анализируемом периоде. Факторный анализ позволяет наиболее подробно оценить влияние каждого фактора на прибыль предприятия. Для получения наиболее четкой картины используются все три вида анализа.

Среди методов, которые используются при анализе, можно выделить метод цепных подстановок, метод относительных разностей, метод абсолютных разностей, интегральный метод.

При анализе прибыли необходимо учитывать не только ее абсолютные изменения, но и относительные. Оценить эти изменения позволяют показатели рентабельности. Рентабельность определяется как отношение полученного эффекта к формирующим его потокам.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп. Так выделяют показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов. Также рассчитываются показатели, характеризующие прибыльность продаж и показатели, характеризующие доходность капитала и различных его частей. Рентабельность дает представление об эффективности использования ресурсов при формировании прибыли.

 

Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"

2.1 Характеристика ООО "НГК "ИТЕРА"

Общие сведения.

"Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегазовая компания "ИТЕРА создано в 1992 году, общество является коммерческой организацией.

Основной целью является извлечение прибыли.

Основными предметами деятельности являются:

разработка месторождений, добыча полезных ископаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оптовая торговля топливом;

оптовая торговля жидким и газообразным топливом;

добыча сырой нефти и нефтяного попутного газа;

переработка нефти и реализация нефтепродуктов;

разведочное бурение;

производство нефтепродуктов;

транспортировка, хранение и реализация нефти и газа, сопутствующих продуктов и продуктов их переработки;

другие.

Участниками ООО "НГК "ИТЕРА" являются: Международная группа компаний "ИТЕРА" (ITERA Holdings Limited, юридическое лицо созданное и действующее по законодательству Кипра) и Отчерцов В. Г" .

Сырьевая база.

На 2008 год сырьевая база компаний МКГ "ИТЕРА" представлена восемью газовыми, газоконденсатными и нефтегазовыми месторождениями: Губкинское, Восточно - Таркосалинское, Ново-Уренгойское, Восточно-Уренгойское, Береговое, Пырейное, Западно-Заполярное и Уренгойское, суммарные начальные извлекаемые запасы которых оцениваются по газу в 1,7 трлн. куб. метров, газоконденсату - 212,3 млн. тонн и нефти - 41,6 млн. тонн. Из них полностью подготовленными к промышленной разработке и используемыми являются: Губкинское (введено в эскплуатацию в 1999 году), Восточно-Таркосалинское (введено в эксплуатацию в 2001 году) и Береговое месторождения (введено в эксплуатацию в 2003 году).

В апреле 2008 года "ИТЕРА" получила право на разработку Апсатского угольного месторождения в Забайкальском крае, запасы газа которого оцениваются порядка 180 млрд куб. метров, а каменного угля 2,2млрд тонн. Основным регионом производственной деятельности "ИТЕРЫ" является Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). "ИТЕРА" приобрела 11 лицензий на проведение геолого-разведочных работ в Калмыкии. Готовится к реализации масштабная программа поиска и добычи природного газа на территории этой республики.

Общие извлекаемые запасы углеводородов в переданных месторождениях составляют порядка 5,3% - 6% общих российских запасов газа, находящихся на балансе ОАО "Газпром".

Реализация продукции.

Компания занимается реализацией газа в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии.

Наиболее крупным потребителем газа на территории РФ является Свердловская область, потребности которой в природном газе компания обеспечивает полностью. Поставки осуществляются через дочернюю компанию "ИТЕРЫ" - ЗАО "Уралсевергаз" в объеме около 17-18 млрд кубометров газа в год. В 2003 году "ИТЕРА" и правительство Свердловской области заключили соглашение о сотрудничестве на 2004-2008 годы, в соответствии с которым за этот период "ИТЕРА" поставит потребителям региона 88 млрд кубометров газа. С участием "ИТЕРЫ" на территории Свердловской области построено более 200 километров магистральных газопроводов среднего давления.

Основными покупателями газа "НГК "ИТЕРА" являются, помимо Свердловской области, страны СНГ и Балтии (Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония).

Объем добычи на 2008 год составляет порядка 10,2 млрд куб метров. К 2012 году планируется довести объем добычи до 20-22 млрд куб метров.

Используя отчетность компании за 2007 и 2008 года, составленную в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, а именно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках проводится анализ финансовых результатов. Анализируется динамика и структура показателей прибыли, проводится факторный анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения методом цепных постановок. Также осуществляется анализ показателей рентабельности.

2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ "Отчета о прибылях и убытках"

На основании данных отчета о прибылях и убытка ООО "НГК "ИТЕРА" за 2007 и 2008 года проводится горизонтальный и вертикальный анализ.

Для горизонтального анализа соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках объединяться в табл.2.1 "Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках" и определятся их процентное изменение по сравнению с предшествующим годом.

 

Таблица 2.1 Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках

Показатель

2008 год, тыс. руб.

2007 год, тыс. руб.

Темп роста, %

Выручка (нетто)

40 474 422

29 695 424

136,3%

Себестоимость продукции

(17 933 764)

(13 750 633)

130,4%

Валовая прибыль

22 540 658

15 944 791

141,4%

Показатель

2008 год, тыс. руб.

2007 год, тыс. руб.

Темп роста, %

Коммерческие расходы

(12 483 707)

(10 245 225)

121,8%

Управленческие расходы

(1 284 530)

(1 507 248)

85,2%

Прибыль (убыток) от продаж

8 772 421

4 192 318

209,2%

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

1 200 583

771 586

 

155,6%

Проценты к уплате

(2 105 080)

(1 302 533)

161,6%

Доходы от участия в других организациях

70 341

2 855

2463,8%

Прочие доходы

18 280 428

6 525 015

280,2%

Прочие расходы

(21 108 253)

(6 215 974)

339,6%

Прибыль (убыток) до налогообложения

5 110 440

3 973 267

128,6%

Текущий налог на прибыль

(1363563)

(1025671)

132,9%

Чистая прибыль

3742907

2934248

127,6%


 

Из данных таблицы следует, что бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) выросла на 28,6%, что соответственно привело к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на 27,6%. Однако по сравнению с прибылью от реализации, которая выросла почти в 2 раза, прирост бухгалтерской прибыли намного меньше. Это вызвано тем, что в 2008 году значительно выросли прочие расходы (339,6%) и проценты к уплате (161,6%), которые в абсолютном выражении превышают прочие доходы и проценты к получению.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации продукции, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство. Этому способствует, во-первых, то, что рост себестоимости и коммерческих расходов ниже роста выручки от продаж. Во-вторых, в 2008 году управленческие расходы снизились на 15%.

Прирост чистой прибыли (27,6%) ниже, чем прирост прибыли от реализации (109,2%) и бухгалтерской прибыли (28,6%). Это свидетельствует о том, что предприятию следует более рационально использовать механизмы налогообложения. Об этом также свидетельствует значительный рост по платежам в бюджет и по налоговым санкциям, которые возросли в 12,5 раз. Текущего налога на прибыль вырос на 32,9%, что больше роста бухгалтерской прибыли.

При проведении вертикального анализа выручка от реализации принимается за 100%, а остальные статьи отчета представляются в виде доли от выручки. Таким образом, можно проследить, какую долю остальные статьи отчета составляют от выручки и как они изменились в 2008 году.

 

Таблица 2.2 Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

Показатель

2007 год, %

2008 год, %

Изменение, %

Выручка (нетто)

100%

100%

-

Себестоимость продукции

46,3%

44,3%

-2,0%

Валовая прибыль

53,7%

55,7%

2,0%

Коммерческие расходы

34,5%

30,8%

-3,7%

Управленческие расходы

5,1%

3,2%

-1,9%

Прибыль (убыток) от продаж

14,1%

21,7%

7,6%

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

2,6%

3,0%

0,4%

Проценты к уплате

4,4%

5,2%

0,8%

Показатель

2007 год, %

2008 год, %

Изменение, %

Доходы от участия в других организациях

0,0%

0,2%

0,2%

Прочие доходы

22,0%

45,2%

23,2%

Прочие расходы

20,9%

52,2%

31,3%

Прибыль (убыток) до налогообложения

13,4%

12,6%

-0,8%

Текущий налог на прибыль

3,5%

3,4%

-0,1%

Чистая прибыль

9,9%

9,2%

-0,7%


 

Первое, что следует отметить, это увеличение доли прибыли от продаж в выручке 7,6%, которое вызвано тем, что доля себестоимости, коммерческих и управленческих в выручки снизилась.

Второе, это снижение доли прибыли до налогообложения в выручке на 0,8%. Такое снижение является следствием значительного увеличения доли прочих расходов, которое намного больше доли прочих доходов.

Доля текущего налога на прибыль снизилась, хотя и незначительно. Это является положительным моментом. Но в тоже время доля чистой прибыли также снизилась на 0,7%.

2.3 Факторный анализ прибыли от продаж

Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия, которая включает производство и реализацию продукции. На нее оказывают наибольшее влияние следующие факторы: выручка от реализации, себестоимость произведенной продукции, уровень коммерческих и управленческих расходов.

Расчет влияние выручки от продажи. При расчете влияния данного фактора необходимо исходить из того, что сама выручка зависит от количества проданной продукции (физического объема реализации) и цены на единицу продукции. Поэтому важно определить насколько повышение выручки, и соответственно прибыли, вызвано простым ростом цен, и насколько это повышение вызвано изменением физического объема реализации.

"В 2008 году индекс роста средних оптовых цен на газ для всех категорий потребителей на внутреннем рынке составил 1,25, то есть цены выросли на 25%" .

Соответственно, выручка от реализации в сопоставимых ценах составит:

Всопост. ценах = В1/Ip, (2.1.)

где В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде

Ip - индекс цен.

Всопост. ценах = В1/Ip = 40474422/1,25 = 32379537 тыс. руб.

Таким образом, выручка от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим увеличилась за счет роста цен почти на 8,1 млрд рублей:

∆ВЦ = В1 - Всопост. ценах = 40474422 - 32379537 = 8094885 тыс. руб. (2.2)

∆Вкол-во = Всопост. ценах - В0 = 32379537 - 29695424 = 2684113 тыс. руб. (2.3.)

Увеличение количества реализованной продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 2,7 млрд рублей (2684113 тыс. руб).

Расчет влияния цены на прирост прибыли от продаж определяется по формуле:

∆ПЦ = (∆ВЦ*Rпродаж 0) /100 = (8094885*14,1) /100 = 1141379 тыс. руб. (2.4.)

где ∆ПЦ - изменение прибыли от продаж под влиянием цены;

Rпродаж 0 - рентабельность от продаж в базисном периоде, которая определятся как отношение прибыли от продаж к выручки от продаж;

Полученное значение свидетельствует о том, что прирост цен на продукцию в отчетном периоде в среднем на 25% привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 1141379 тыс. руб.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"