Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика.
1.1История возникновения акцизов.
1.2 Основные положения законодательства об акцизах.
1.3 Порядок исчисления акциза.
Глава 2. Анализ налоговыхпоступленийвРоссийской Федерации.
2.1. Общая характеристика налоговойсистемы РФ на современном этапе.
2.2. Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет.
2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений.
Глава 3. Проблемы и пути решения.
3.1 Проблемы налогового законодательства и пути их решения.
3.2. Проблема неплатежей.
3.3. Трудности механизма налогообложения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налог и налог проверка курс.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

   Акцизы могут взиматься четырьмя способами:

1) в форме обложения земли, на которой произрастает сырье, идущее на выработку подакцизных продуктов;

2) в форме обложения самого сырья по его количеству и качеству или обложения полуфабриката;

3) в форме обложения употребляемых при переработке сырья машин и др. орудий производства по их мощности и

4) в форме обложения готового продукта.

   Каждая из этих форм акцизного обложения в свое время применялась и имела, как и всякая форма обложения вообще, большое влияние на развитие подакцизной промышленности. Поэтому каждая форма Акцизов может расцениваться не только с фискальной точки зрения, но и с точки зрения общей экономической политики. Обложение по площади посева вызывает стремление достигнуть на той же посевной площади большего экономического эффекта и косвенно способствует усовершенствованию культуры семян, обработки почвы и т. п. Обложение поступающего в обработку сырья (напр., сахарной свеклы), практиковавшееся в разных странах, заставляет промышленников стремиться к улучшению качества сырья и усовершенствованию производственного процесса с целью получить из того же количества сырья больше готового продукта. Обложение по количеству машин и др. средств производства, независимо от их производственного эффекта, способствует техническим усовершенствованиям и развитию промышленности. Обложение сырья сыграло огромную роль в истории развития свекло-сахарной промышленности как за границей, так и в царской России.

   В приведенных трех случаях многие предприятия получают возможность присваивать себе значит, часть Акциза, уплачиваемого потребителями, причем прибыли предприятий достигают часто колоссальных размеров. Этот способ покровительства промышленности получил название «фабрикации миллионеров» и играл крупную роль среди различных методов капиталистического накопления 19 в. Хотя этой дорогой ценой получалось ускорение в развитии отдельных отраслей промышленности, однако, при установлении указанных форм Акцизов заботились, разумеется, об интересах не промышленности, а промышленников (влиятельных сахарозаводчиков, винокуров и т. д.). Поэтому, если государство при установлении Акцизов не ставит себе побочных целей и исходит лишь из интересов фиска (казначейства), то наиболее правильным следует признать обложение по готовому продукту, при котором Акциз будет взиматься со всего выработанного и выпущенного в продажу продукта. Проведение этой системы требует точного учета производства подакцизных продуктов, что не представляет больших затруднений, так как обычно производство подакцизных товаров концентрируется в сравнительно немногих предприятиях. Однако, в тех случаях, когда производство подакцизного продукта распылено или когда его качество и ценность очень разнообразны (напр., мануфактура), проведение Акцизов встречает значительные технические трудности. Дифференциация ставок, необходимая в таких случаях, может быть проведена лишь в ограниченных пределах. Так, у нас в настоящее время (1925) ставки Акцизов могут быть разделены на три группы:

-ставки однообразные, для однородных подакцизных продуктов, мало различающихся по продажной их цене (сахарный песок, спирт, соль, восковые свечи и др.);

-ставки дифференцированные, для предметов, могущих быть разбитыми на группы по внешним признакам, т.-е. по весу, крепости или качеству (пряжа, вина, нефтяные масла и др.), и ставки, в отношении к которым дифференциация сделана не по внешним признакам, а соответственно с продажной ценой товара (табачные изделия).

   При взимании акцизов в зависимости от продажной цены товара, должен быть, в качестве гарантии фискальных поступлений, установлен среднесложный акциз. под среднесложным акцизом понимается средняя акцизная ставка, уплачиваемая независимо от фактически выпускаемых сортов изделий, при этом ставка должна быть установлена в строгом соответствии с посортным потреблением данного подакцизного продукта.

   Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

   Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

   Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

   Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

 

1.3 Порядок исчисления акциза.

   При исчислении акцизов применяется следующий порядок: если подакцизный товар производится из другого подакцизного товара, используемого в качестве сырья, по которому на территории РФ уже был уплачен акциз (в том числе акциз, уплаченный таможенным органам при ввозе подакцизного товара на территорию РФ), сумма подлежащего уплате в бюджет акциза по готовому подакцизному товару уменьшается на сумму акциза, уплаченного по сырью.

   При исчислении акцизов по винам и напиткам виноградным и плодовым применяется особый порядок зачета акциза, уплаченного по спирту, используемому в качестве сырья.

   Если при производстве товаров, не облагаемых акцизами, используется сырье, по которому был уплачен акциз, то сумма такого акциза относится на себестоимость этих товаров.

   Сумма акциза, уплаченная по подакцизными товарам, которые используются при производстве других подакцизных товаров, но не являются основным сырьем для таких товаров, относится на себестоимость готовых подакцизных товаров. Если предприятие производит подакцизный товар, не реализуемый на сторону и используемый для дальнейшего производства необлагаемого акцизом товара, то сумма акциза списывается на себестоимость не подакцизной продукции.

   Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm,

А - сумма акциза;

НБ - налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);- ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

   Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах,

А - сумма акциза;

НБ - налоговая база в натуральном выражении;- ставка налога в рублях за единицу продукции;- доля в процентах;

Рмax. - максимальная розничная цена подакцизных товаров.

   Особый порядок исчисления и уплаты акциза применяется в отношении товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (кроме товаров, вывезенных в государства-участники СНГ). В момент отгрузки таких товаров налогоплательщики начисляют сумму акциза по установленным ставкам. Начисленная по экспортируемым товарам сумма акциза уплачивается налогоплательщиками в установленные сроки. Однако если до наступления срока уплаты акциза факт экспорта был подтвержден соответствующими документами (набор документов для подтверждения факта реального экспорта аналогичен тому, который требуется при тех же обстоятельствах для освобождения товаров от налога на добавленную стоимость), то сумма акциза, начисленная в момент отгрузки таких товаров, вычитается из начисленной суммы в том отчетном периоде, когда были представлены документы.

   Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, вывезенным за пределы РФ, после представления в течение 90 дней с момента отгрузки товаров документов, подтверждающих экспорт, засчитывается налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов. Если при производстве подакцизных товаров, экспортируемых за пределы Российской Федерации, были использованы в качестве сырья подакцизные товары, по которым был уплачен акциз, то его сумма не относится на себестоимость, а возмещается из бюджета (засчитывается в счет предстоящих платежей) после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт реального экспорта. До подтверждения реального экспорта на сумму уплаченного по сырью акциза уменьшается сумма акциза, начисленная при отгрузке подакцизного товара.

   Плательщиками акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, являются предприятия и организации, добывающие и реализующие нефть и стабилизированный газовый конденсат покупателям или перепродавцам. Объектом налогообложения являются объемы реализованной нефти в тоннах (в том числе направленной на собственно переработку, передаваемой на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также обмененной на другие товары в результате бартерных сделок), а также объемы нефти, экспортируемой за пределы РФ.

   Уплачиваются акцизы на нефть, включая газовый конденсат, в общеустановленные сроки.

   Плательщиками акциза на природный газ являются предприятия и организации РАО «Газпром», реализующие транспортированный газотранспортными предприятиями РАО «Газпром» природный газ газосбытовым организациям или непосредственно потребителям. Объектом налогообложения является стоимость реализованного природного газа, определенная исходя из государственной регулируемой цены без НДС. Ставка акциза на природный газ установлена в размере 30 % от цены реализации. При этом акцизами облагаются объемы природного газа как направленные на собственно переработку, так и используемые для собственных нужд.

   В большинстве случаев в качестве облагаемого оборота принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная из отпускных цен. В некоторых случаях исходят из максимальных отпускных цен.

   Согласно законодательству, налоговая база определяется отдельно для каждого вида товара или сырья. Налоговая база при реализации подоходного товара определяется как:

   Объем реализованных (переданных) товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые ставки

   Как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, если на товар установлены адвалорные (процентные) ставки

   Также в отношении акцизов применяются и комбинированные ставки (адвалорные и специфические (в рублях))

   Налогоплательщик вправе уменьшить сумму акцизов на суммы налоговых вычетов, в частности вычетам подлежат суммы акцизов, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, либо при их ввозе на таможенную территорию РФ.

   Налоговый вычет осуществляется на основании счетов-фактур. Налоговым периодом признается календарный месяц. Суммы акцизов в регистрах бухгалтерского учета выделяются отдельной строкой.

   Общая величина акцизов представляет собой сумму, полученную путем сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида товаров, облагаемых по разным ставкам. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета по товарам, облагаемым по разным ставкам, то применяется максимальная.   Уплата налога осуществляется исходя из фактической реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации.

2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ на современном этапе.

   В РФ, как и в других странах, переход к рыночным отношениям начал осуществляется в условия глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерность роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения, то есть страна в силу существования множества причин оказалась не готова к переходу к рыночным отношениям. При преобразовании экономики России столкнулся со следующими болезнями экономики:

   · Отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;

   · Проведение общественно-экономических преобразований без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательности, часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;

   · Отсутствие оптимальной идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;

· Полный развал роли государства в регулировании экономики, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество и др.

   В условиях рыночных отношений возникает острая необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры, служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, изыскание путей достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы, соблюдения деловой этики партнерских отношений.

   Рыночная экономика также нуждается в управлении, как и любая модель государственного устройства, но это управление строится не на командах, а на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования с использованием в основном методом бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.

   Если бюджет нормальный, здоровый, он "покрывает "государственные нужды, то есть обеспечивает содержание не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы, социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона "О государственной налоговой службе КР". Их главная функция - соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.

   Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:

Информация о работе Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования