Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика.
1.1История возникновения акцизов.
1.2 Основные положения законодательства об акцизах.
1.3 Порядок исчисления акциза.
Глава 2. Анализ налоговыхпоступленийвРоссийской Федерации.
2.1. Общая характеристика налоговойсистемы РФ на современном этапе.
2.2. Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет.
2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений.
Глава 3. Проблемы и пути решения.
3.1 Проблемы налогового законодательства и пути их решения.
3.2. Проблема неплатежей.
3.3. Трудности механизма налогообложения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налог и налог проверка курс.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики к переходу к рыночной экономике оказалась недостаточной.

   В новом экономическом курсе современной России одним из направлений было:

   Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынок ценных бумаг и формирование рыночных инфраструктуры- сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аудиторских фирм.

   Правительством был взят курс на создание многоукладной экономики смешанного типа. РФ находится на стадии перехода от контролируемой экономике к экономике рыночной. Процесс развития очень сложный, поскольку предприятие должно отвечать требованиям рынка, а не просто требованиям, связанным с поставкой или производством, а также планировать работу в ситуации чистого накопления прибыли.

   Многие предприятия в стадии развития не выживут по многим причинам, как, например: не работали эффективно ранее; недостаточное качество; для этой продукции не существует более рынка, руководство не может приспособить свое производство к рыночным условиям.

   Другие предприятия будут преуспевать по прямо противоположным причинам. Более того, многие новые производства и другие формы экономической деятельности будут развиваться, чтобы использовать новые доступные возможности. В такой момент возникают некоторые основные требования к налоговой политике:

1. Создание налоговой  системы, справедливо распределяющей  налоговое бремя среди налогооблагаемых  субъектов, и сбор требуемого  уровня дохода от налоговых  поступлений.

2. Создание стимулов  для развития эффективного производства.

3. Создание стимулов  для труда, когда эффективно использовались  бы трудовые ресурсы.

4. Создание стимулов  для рекапитализации старых эффективных  предприятий.

5. Создание стимулов  для эффективных иностранных  инвестиций.

6. Создание стимулов  для развития производства и  дальнейшей переработки сырья  внутри страны, а не экспорта  основных его видов.

7. Государственные  методы контроля за коррупцией  и сбором налогов, подлежащих  уплате.

8. Решение проблем  теневой экономики. Соединение вместе  основных требований с приоритетом  в сторону косвенных налогов, в частности НДС, явится стимулом  для развития экономики.

   Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и со организатора наряду с другими государствами регионального хозяйства).

  2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений.

Основные виды налоговых поступлений за 2008-2014 гг.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоги всего

2432,2

2947,0

3839,2

4865,0

5972,5

7675,8

9187,9

Подоходный налог

287,0

288,2

331,8

405,4

546,2

753,8

960,9

Налог на прибыль

433,2

372,1

336,1

452,4

567,6

572,8

993,7

Таможенные пошлины

134,3

196,6

244,9

380,5

306,6

275,0

301,4


 

 

   Как видно из таблицы налоговые поступления за анализируемый период, возросли в 9,6 раза. В разрезе налогов наибольший рост наблюдается по подоходному налогу, таможенному пошлину.

   Рост подоходного налога составил 10,2 раза, что связано с некоторым ростом заработной платы (пусть даже и инфляционным).

   Рост налога на прибыль небольшой - 2,5 раза это объясняется большими размерами теневого бизнеса, неучтенных доходов.

   Данная таблица не раскрывает реальной картины в области сбора налогов, так как налоговые поступления в абсолютном выражении не могут подвергаться анализу, так как мы не знаем, инфляционный ли это рост того или иного налога. Поэтому данную таблицу переведем на проценты и рассмотрим структуру налоговых поступлений и удельный вес каждого налога в общих налоговых поступлениях.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути решения.

3.1 Проблемы налогового законодательства и пути их решения.

   Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их  взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

   При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

   К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он "противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса.

   Во-первых, не ясно, что такое "общее начало" в Налоговом Кодексе ст.1 упоминает об "общих принципах" и ст. 3 посвящена "основным началам" станет всё, что захочется толкователю закона, который с последующей опорой на "буквальный смысл" сможет оспорить любую норму.

   В налоговом кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны – налогоплательщика.

   Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого  ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

   Т. е. В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

 
 
3.2. Проблема неплатежей.

   Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

   Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. В Тамбовской области, на 1 марта сего года 288 предприятий подали заявление  на получение права на реструктуризацию. Для получения права от предприятий требуется:

1) основная уплата текущих  платежей в течении 2 месяцев до  подачи заявления;

2) положительное заключение  агентства по  банкротству. Так, 30-ти предприятием  отказано именно из-за отрицательного заключения.

   Реструктуризация позволит предприятиям рассрочить выплату задолженности на 6 лет, а в последующие 4 года – рассчитаться с задолженностью по штрафам и пеням, стимулируются досрочные платежи. К примеру, если задолженность по налогам будет погашена не за 6, а за4 года, то штрафы и пени автоматически списываются. Налоговым органом может быть принято решение и о прекращении рассрочки, если предприятие не заплатит текущие платежи в бюджет или не выполнит график погашения недоимок.

   По предварительному анализу в области немало предприятий, которые не выдержат условий реструктуризации, поскольку не смогут платить текущие налоги. Поэтому сейчас трудно судить какой процент недоимок будет реструктуирован, но тем не менее польза от этой очевидна.

   По словам министра МНС России А. Починка, в этом году необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он не уводил их в оффшор, а оставлял здесь. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны, поляризация личных доходов которых которых в текущем году только усилилась. Официальная статистика свидетельствует, что 38% населения страны или 57 млн. человек, имеют сегодня доходы ниже прожиточного уровня. По мнению специалистов, к 2003 г. общее число россиян с такими доходами может достигнуть половины всего населения страны. Эта ситуация может существенно обостриться в связи с тем, что производство зерна в аграрном секторе экономики страны, по прогнозам специалистов, к 2003 году сократиться до 22 млн. т, что даже с учётом максимально возможного импорта продовольствия позволит прокормить всего лишь 75 млн. человек. А это реальная угроза гибели этноса страны, её экономики, политического строя и вообще России, как суверенного государства.

 

3.3. Трудности механизма налогообложения.

   Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

   Не поддаются объяснению такие, например, факты, когда на глазах у всех фирмы, предприятия по документам почти убыточные, а их руководители приобретают дорогостоящие иномарки, возводят в короткие сроки дворцы – коттеджи. Или, когда по телевидению на всю страну показывают одного из лидеров движения "Единства" полковника налоговой службы Карелина, имеющего личный таксопарк.

   А борьба с так называемой "палёной" алкогольной продукцией давно уже набила оскалину и напоминает поединок Дон-Кахота с ветряной мельницей. Ежегодный "навар" подпольных алкогольных дельцов на тамбовщине составляет по самым скромным подсчётам 300 млн. рублей Т. е. В этой сфере дельцы теневого бизнеса наносят существенный ущерб бюджету области.

   Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

   По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим образом:

   Не находит понимания и тот факт, что очень медленно внедряется положительный опыт по сбору налогов, имеющийся в отдельных регионах страны. Например, ещё несколько лет назад в Башкортостане налоги собирались в несколько раз больше, чем в среднем по стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В Российской Федерации, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.

   Ряд негативных последствий применения действующего механизма взимания акциза с алкогольной продукции определяет необходимость его реформирования, в частности, представляется целесообразным:

-исключить из перечня подакцизной продукции спиртосодержащие растворы, содержание непищевых примесей в которых превышает 30% от объема, при условии одновременного внесения изменений в ГОСТы, нормативно-техническую документацию обязательного требования о применении цветных денатурирующих добавок, устранение которых невозможно в процессе ректификации. В качестве подакцизной продукции следует сохранить только пищевую алкогольную продукцию, изготовленную на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья. Для борьбы с незаконным производством алкогольной продукции из денатурированного спирта, этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, следует ввести более жесткие меры уголовного наказания к недобросовестным производителям;

-в целях воздействия на структуру потребления алкоголя в РФ необходимо исключить из перечня алкогольной продукции натуральные вина, употребление которых не оказывает столь губительного влияния на здоровье населения, как потребление крепких спиртных напитков, изготовленных на основе этилового спирта;

-учитывая негативное влияние значительного роста ставок акциза на легальное производства алкоголя, целесообразно отказаться от практики регулярного значительного повышения акцизных ставок, а также ввести временный мораторий на их повышение;

Информация о работе Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования