Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка. Основным показателем, характеризующим результат производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и реализованной продукции. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Содержание работы

Введение 2
1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи 3
2. Анализ производства и реализации продукции 5
2.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы 5
2.2 Анализ качества продукции 12
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции 15
2.4 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции 17
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

теория бух.docx

— 91.38 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение                                                                                                                  2

1. Анализ производства  и реализации продукции: цели  и задачи                     3

2. Анализ производства  и реализации продукции                                               5

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы        5

2.2 Анализ качества продукции                                                                           12        

2.3 Анализ ритмичности  выпуска продукции                                                    15

2.4 Анализ выполнения договорных  обязательств и реализации продукции 17

Заключение                                                                                                            19

Список используемой литературы                                                                      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие производит и реализует произведенную продукцию.

Объем производства продуктов  труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).

Производственная программа  напрямую зависит от увеличения объемов  реализации рентабельной продукции  по сравнению с конкурентами путем  расширения доли рынка.

Основным показателем, характеризующим  результат производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и реализованной продукции. Объем  производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции  непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом  на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей  имеет большое значение.

На основе такого анализа  производится расчет плановых показателей, составляется бизнес-план, а также  делается прогноз развития деятельности предприятия, следовательно актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Целью настоящей работы является теоретические основы анализа объема производства и продаж продукции.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

1. Анализ производства и реализации продукции: цели и задачи

Объем производства и продажи  товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие  деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое  значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов. Поэтому не случайно анализу показателей  выпуска и реализации продукции  уделяется особое внимание в системе  экономического анализа.

Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции — увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:

конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;

способности гибко маневрировать  ресурсами при изменении конъюнктуры  рынка.

Для этого необходимо решить частные задачи:

-          оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-          изучить динамику выпуска и реализации продукции;

-          определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;

-          оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;

-          выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;

-          разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и  реализации продукции;

– ассортимент и структура  продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно недостатки в организации  производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; брак продукции.

Отраслевые особенности  отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.

Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные план-графики, статистическая отчетность.

Формы статистической отчетности: форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».

Формы бухгалтерской отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.; данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (сч.45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»).

 

 

 

 

 

2. Анализ производства  и реализации продукции

2.1 Анализ формирования  и выполнения производственной  программы

Объем производства продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с  помощью стоимостной оценки –  в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями [1].

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции.

Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные  показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация  изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном  стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит  в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость». Методика ориентирована  на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие  методы:

- пересчета объема производства  продукции за отчетный год  по ценам аналогичной продукции  базисного периода (по относительно  небольшой номенклатуре выпускаемой  продукции);

- корректировки на агрегатный  индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров или по отрасли в целом

,

где VВП1 – выпуск продукции  в отчетном периоде в натур. выражении;

VВП0 – выпуск продукции  в базисном периоде в натуральном  выражении;

Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле  ,

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние  изменения цен на конкретный товар  или товарную группу.

1-этап. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе фактических и плановых данных за день, месяц нарастающим итогом по следующим группам показателей: объем, ассортимент, качество продукции;

2 этап. Изучение динамики выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции. Это ретроспективный анализ. Валовая, товарная и реализованная продукция анализируется в стоимостных текущих и сопоставимых ценах, а также в натуральных показателях.

Абсолютные отклонения объемов  производства сравниваются с абсолютными  отклонениями объемов реализации от планового задания по сравнению  с прошлым годом, от периода, взятого  в качестве базы сравнения. Среднегодовой  абсолютный прирост определяется путем  деления общего прироста продукции  на число лет.

Сопоставление объемов выпуска  и продаж позволяет оценить текущую  ситуацию и при необходимости  принять своевременные корректировки  в стратегии развития.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные – относительно предыдущего периода. Рассмотрим пример в табл.1.

Таблица 1 - Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в  сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

   

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%


где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции

 

,                     Тпр = Тср – 100.

В табл.2 приведен пример анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции условного предприятия.

Таблица 2 - Выполнение плана  по выпуску товарной продукции за 20..год

Изделие (цех)

Объем производства продаж, тыс. руб.

Отклонение плана от прошлого года

Отклонение фактического выпуска продукции

Прош. год

Отчет. год

тыс. руб.

%

От плана

От прошлого года

План

Факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

30500

28800

25200

-1700

-5,57

-3600

-12,5

-5300

-17,3

……..

……..

……..

…….

…….

….

………

……

…….

……

Итого:

90200

96000

100800

5800

+6,43

+4800

+5,00

+10600

+11,75

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции