Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является закрепление теоретических знаний по управлению качеством продукции на предприятиях.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Технико-экономические основы управления качеством
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР Контрольная по упралению качеством.docx

— 90.44 Кб (Скачать файл)

структурированию системы  для достижения целей организации  наиболее эффективным и результативным способом;

пониманию взаимозависимостей между процессами системы;

структурированным подходам, которые гармонизируют и интегрируют  процессы;

обеспечению лучшего понимания  ролей и ответственности, необходимых  для достижения общих целей, и  понижению за счет этого межфункциональных барьеров;

пониманию организационных  возможностей и установлению требований к ресурсам до начала действий;

нацеленности и определению  того, как следует осуществлять конкретные виды деятельности внутри системы;

постоянному улучшению системы  посредством измерения и оценки.

Принцип 6 – Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение  деятельности организации в целом  следует рассматривать как ее неизменную цель. В настоящее время  необходимость постоянного улучшения  признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в  структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать  целью каждого в отдельности  и организации в целом. Применение принципа «постоянное улучшение» обычно приводит к:

применению согласованного и распространенного по всей организации  подхода к постоянному улучшению  деятельности организации;

обучению работников методам  и инструментам непрерывного улучшения;

созданию такой ситуации, когда постоянное улучшение продукции, процессов и системы становится целью каждого работника организации;

установлению целей, которыми следует руководствоваться при  осуществлении постоянного улучшения, и измерений, с помощью которых  будет отслеживаться это улучшение;

распознаванию (выявлению) и  признанию улучшений.

Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Применение принципа «принятие решений, основанное на фактах» обычно приводит к:

обеспечению уверенности  в том, что данные и информация являются достаточно точными и достоверными;

доступность данных для тех, кто в них нуждается;

анализу данных и информации на основе санкционированных (допущенных) методов;

принятию решений и  мер, основанных на анализе фактов с  учетом опыта и интуиции.

Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих  сторон создавать ценности. Применение принципа «взаимовыгодные отношения  с поставщиками» обычно приводит к:

установлению взаимоотношений, которые обеспечивают баланс между  краткосрочным выигрышем и долгосрочными  соображениями;

объединению практического  опыта и ресурсов с опытом и  ресурсами партнеров; идентификации  и выбору ключевых поставщиков;

ясной и открытой коммуникации;

обмену информацией и  планами на будущее;

созданию совместных видов  деятельности по развитию и улучшению;

стимулированию, поощрению  и признанию улучшений и достижений у поставщиков.

Эти восемь принципов менеджмента  качества были определены для того, чтобы высшее руководство организации  могло использовать их с целью  улучшения деятельности организации.

 

3. Создание систем  качества на предприятиях, этапы  работ,

их краткая  характеристика

 

Внедрение системы менеджмента  качества (СМК) представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей. Решение этой задачи, как правило, происходит в несколько этапов, представленных на рис. 2.

 

Рисунок 2. – Этапы разработки и внедрения СМК

 

В различных организациях разработка и внедрение системы  менеджмента качества занимает от 9 месяцев до 18 месяцев.

На продолжительность  разработки и внедрения системы  менеджмента качества организации  влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, численность и структура организации. Некоторые этапы осуществляются параллельно.

Эффективность функционирования системы менеджмента качества во многом определяется на этапе разработки и внедрения. Принятие решения об организации работ по внедрению  СМК находится в компетенции  первого руководителя предприятия.

На этапе подготовки к созданию СМК руководство предприятия должно определить политику, цели, обязательства в области качества, придерживаясь следующих принципов: политика в области качества – это часть общей политики и стратегии предприятия; политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.

Для выполнения работ по созданию СМК руководитель предприятия  приказом назначает представителя  руководства, ответственного за качество, организует службу качества, формирует  команду по разработке СМК (группу, координационный совет) и назначает  ее руководителя.

Руководитель предприятия  осуществляет общее руководство  работой и принятие стратегических решений по разработке и внедрению  стандартов ИСО и несет персональную ответственность за конечные результаты этой работы.

Оперативное управление внедрением возлагается на представителя руководства, ответственного за качество, который  может быть назначен и руководителем  команды. Представитель руководства  регулярно (по крайней мере, один раз  в 3 недели) информирует руководство о процессе разработке СМК и при необходимости вмешивается в этот процесс для корректировки или помощи.

В состав команды (группы, координационного совета) по разработке входят специалисты  из ведущих производственных подразделений. Сотрудники службы качества и члены  команды должны пройти обучение по специальным программам, включающим в себя изучение требований ИСО 9001:2000, а так же методы создания СМК и разработку всей необходимой документации.

До начала работ команда  составляет программу (план) проведения работ, которая утверждается руководителем  предприятия. В программе (плане) определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и при необходимости  стоимость выполнения. В программу, как правило, включаются:

разработка Политики и  целей организации в области  качества. Политика должна быть документирована, утверждена руководством и доведена до каждого работника;

разработка организационной  структуры СМК организации;

определение перечня бизнес-процессов  организации;

определение полномочий должностных  лиц организации в СМК и  разработка «Матрицы распределения  полномочий и ответственности в  СМК»;

разработка мотивационного механизма (формы и методы экономического и морального стимулирования) обеспечения  разработки и внедрения СМК;

обучение должностных  лиц и персонала организации, привлекаемого к работам по разработке СМК.

К разработке СМК предприятия  нередко привлекаются профессиональные консультанты. Стоимость консультационных услуг должна быть учтена в смете.

На следующем этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции (услуг) на предприятии и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции. Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001:2000 осуществляется по следующим направлениям:

выявление уровня квалификации и профессионализма персонала;

оценка наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции (услуг);

определение методов проверки качества поставляемого сырья и  материалов;

организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции (услуг).

К проведению анализа привлекаются все подразделения и службы предприятия, которые в соответствии с установленными формами и сроками представляют службе качества необходимую информацию.

Анализ должен показать, насколько документация предприятия  соответствует минимальным требованиям  и может быть использована в СМК. В рамках проведения анализа фактического состояния управления качеством  команда должна выяснить следующее:

как фактически выполняются  процессы на рабочих местах;

какие осознанные или неосознанные отклонения имеются в процессах;

какие из этих отклонений являются случайными, а какие должны быть учтены в проекте СМК для достижения успеха.

Эти задачи должны охватывать все подразделения. Помощь со стороны  опытного консультанта может значительно  упростить анализ фактического состояния  управления качеством, так как оценка стороннего специалиста более объективна.

После анализа существующей системы управления качеством разрабатывается  концептуальная модель СМК предприятия. В первую очередь необходимо определить бизнес-процессы и разработать их организационно-технологические схемы (блок-схемы). Разработка организационно-технологических  схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением, в случае необходимости, изменений  в производственный процесс и  в организационную структуру  в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000. По результатам проведенного анализа составляется план-график разработки, корректировки (доработки) документов СМК.

Следующий этап включает в себя разработку документации СМК в соответствии с планом-графиком. Документация СМК – это один из основных элементов функционирования СМК. Определяя формы и виды взаимодействий и устанавливая порядок ввода и вывода информации, она обеспечивает выполнение функций СМК. Документация СМК включает в себя:

руководство по качеству –  основной документ системы, в котором  приводится политика и цели предприятия  в области качества, состав системы  и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к СМК предприятия  стандартом ИСО 9001:2000;

документированные процедуры, предназначенные для координации  различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;

записи по качеству –  документация по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которой  содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.

При организации работ  по разработке документации СМК рекомендуется  предусмотреть выполнение следующих  мероприятий:

координация работ, обеспечивающая полную взаимную увязку разрабатываемых  и корректируемых документированных  процедур с Руководством но качеству;

систематический контроль хода работ со стороны руководства  предприятия и периодическое  рассмотрение хода работ на заседаниях координационного совета, днях качества и т.н.;

подготовка аудиторов  по внутренней проверке СМК до завершения работ по ее созданию и внедрению.

На основании разработанных  документированных процедур служба качества готовит окончательную  редакцию Руководства по качеству, которое включает в себя: область  применения СМК; документированные  процедуры, разработанные для СМК  или ссылки на них; описание взаимодействия процессов, включенных в СМК. После  этого все регламентирующие документы, такие как положения о функциональных и производственных подразделениях, должностные инструкции, должны быть приведены в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству. Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Документация СМК согласовывается со всеми исполнителями и утверждается руководством предприятия.

Четвертый этап охватывает работы, связанные с внедрением СМК. Весь персонал предприятия должен быть ознакомлен с документацией СМК и обучен работе в условиях функционирования СМК. С момента внедрения СМК все подразделения работают по документированным процедурам и ведут в обязательном порядке записи о качестве. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения СМК, должны анализироваться службой качества с целью установления причин их появления и корректировки при необходимости соответствующей документации. Для установления работоспособности созданной СМК служба качества проводит внутренние проверки (аудиты). Они показывают, насколько СМК, представленная Руководством по качеству, документированными процедурами, описанием процессов и рабочими инструкциями, соответствует требованиям стандарта (проверка адекватности), и какова степень понимания, выполнения и соблюдения сотрудниками предприятия запланированных мероприятий (проверка соответствия). Адекватность устанавливается при проверке действующей документации по качеству на предмет полноты отражения в ней требований стандарта ИСО 9001:2000. Проверка соответствия осуществляется путем сравнения выполнения процедур с их требованиями.

Информация о работе Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики