Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является закрепление теоретических знаний по управлению качеством продукции на предприятиях.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Технико-экономические основы управления качеством
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР Контрольная по упралению качеством.docx

— 90.44 Кб (Скачать файл)

При обнаружении какой-либо проблемы по выполнению требования стандарта  или процедуры аудитору необходимо обсудить ее с теми, кого это непосредственно  касается, и выяснить причину невыполнения данного требования. Если выполнение этого требования действительно  необходимо, то руководитель подразделения  принимает меры (корректирующие действия) по его выполнению работниками подразделения. Возможно, что данное требование не является необходимым, и его невыполнение никак не влияет на качество работы, тогда корректирующее действие выражается в виде внесения изменений в документированную процедуру. По результатам внутреннего аудита составляется отчет, в котором указывается, какие несоответствия и недостатки были обнаружены. Одна из задач проведения внутренних проверок состоит в обеспечении возможности улучшения СМК.

При внедрении СМК руководство  предприятия проводит анализ эффективности  ее функционирования на основании отчетов, подготовленных службой качества. Служба качества осуществляет сбор, обработку  и анализ зарегистрированных данных о качестве, предоставляемых всеми  подразделениями предприятия. Для  анализа данных о качестве применяются  различные методы, рекомендуемые  ИСО. Анализ функционирования СМК осуществляется на всех уровнях по определенным направлениям (см. табл. 1) с целью установления причинно-следственных связей и оценки альтернативных предложений по предупреждающим  и корректирующим действиям, которые  могут относиться к различным  аспектам деятельности предприятия. По результатам анализа вносятся соответствующие  изменения в документацию СМК.

На пятом этапе проводятся работы, связанные с сертификацией  СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК проводят различные  международные и национальные органы, предприятию необходимо сделать  выбор сертифицирующего органа с  учетом пожеланий заказчика.

С выбранным сертифицирующим  органом заключается контракт и  подается заявка по установленной форме. Предприятие передает в орган  сертификации требуемый пакет документов СМК для предварительной проверки. После получения замечаний по документации служба качества вносит в нее соответствующие изменения  и согласовывает дату проведения внешнего аудита на предприятии. Когда все корректирующие мероприятия завершены, организация может подавать заявку в сертифицирующий орган на прохождение сертификации.

 

 

Таблица 1. – Перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении  и сертификации СМК

на предприятиях

Наименование этапов

Виды работ

Мероприятия

1. Подготовка к созданию  СМК

1. Определение политики  предприятия в области качества

Разработка и утверждение  политики предприятия в области  качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения

2. Формирование оргструктуры СМК

Назначение представителя  руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК 

3. Обучение персонала

Обучение руководителей  предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001 :2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК

4. Оценка сроков и стоимости  разработки и внедрения СМК

Разработка программы  проведения работ. Составление сметы  расходов на создание СМК (при необходимости)

5. Привлечение консультантов 

Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги

II. Проведение комплексного  анализа управления качеством  продукции, услуг и разработка  концептуальной модели СМК

1. Анализ существующей  системы управления предприятием 

Выявление видов деятельности предприятия. Рассмотрение организационной  структуры и функций управления. Составление матрицы ответственности.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в  области качества.

Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям МС ИСО 900 1 :2000

2. Разработка концептуальной  модели 

Определение функции СМК. Установление перечня бизнес -процессов

3. Разработка предложений  по совершенствованию существующей  системы управления 

Внесение изменений в  оргструктуру Рассмотрение и утверждение оргструктуры.

Разработка плана мероприятий  по повышению качества продукции (услуг).

III. Разработка документации

1. Подготовка к разработке  документации СМК

2. Разработка документации  СМК 

Составление план-графика  разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур.

IV. Внедрение СМК

1. Подготовка к внедрению  СМК 

Ознакомление персонала  с документацией СМК.

Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК 

2. Внедрение СМК 

Апробация документации СМК. Осуществление бизнес-процессов  в соответствии с документированными процедурами 

3. Проведение внутреннего  аудита СМК. 

Разработка вопросника для  оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям  МС ИСО 900 1 :2000

4. Анализ 

Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка  СМК (внесение соответствующих изменений  в документацию)

V. Сертификация СМК

1. Выбор сертифицирующего  органа 

Определение сертифицирующего органа. Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора

2. Передача пакета документов 

Подготовка требуемого пакета документов.

Передача документации в  сертифицирующий орган 

3. Внешний аудит 

Подготовка к внешнему аудиту. Проведение сертификационного  аудита. Выявление несоответствий

4. Устранение несоответствий 

Анализ несоответствий. Внесение изменений в документацию СМК. Передача исправленного пакета документов в  сертификационный орган. Получение  сертификата


 

 

 

Рекомендуемый перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении  и сертификации СМК на предприятиях в соответствии с вышеизложенными  этапами приведен в табл. 1

После того, как организация  успешно пройдет сертификацию и  получит сертификат соответствия работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем конечно уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.

качество продукция  управление

4. Технико-экономические  основы управления качеством

 

Качество – сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения отмечают различные аспекты качества.

Технический аспект качества обусловлен количественными значениями и изменениями определенных показателей объекта, которые в совокупности придают ему качественный характер.

Экономический аспект качества характеризует потребительскую стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества.

Для отражения экономической  сущности качества через технические  характеристики и свойства необходима система показателей качества продукции.

Показатель качества – это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации.

Меры, направленные на повышение  качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению  качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного  обслуживания и т.д. Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются  сравнению и контролю. Классификация  единичных показателей на рис. 3.

 

Рисунок 3. – Классификация  единичных показателей

 

Как видно из рисунка, все  единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся на эксплуатационные и производственно-технологические.

Структура эксплуатационных показателей включает: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; экологические показатели; патентно-правовые; прочие.

К производственно-технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость; материалоемкость; энергоемкость; показатели стандартизации и унификации; блочность.

К экономическим показателям относятся: капиталовложения в производство; капиталовложения в эксплуатацию; себестоимость единицы продукции; отпускная или рыночная цена.

Рассмотрим отдельные  показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону  качества. Начнем с эксплуатационных показателей.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.

Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.).

Безотказность – свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).

Долговечность – свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).

Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).

Сохраняемость – свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (срок сохраняемости).

Эргономические  показатели характеризуют в целом систему машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся в эксплуатации объекта или в производственном процессе.

Эстетические  показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (обтекаемость), товарным видом объекта.

Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.

Набор отдельных производственно-технологических показателей (это – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость) напрямую определяет величину издержек производства в себестоимости продукции, а значит, и экономические показатели ее качества.

Блочность – характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей. Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

Технико-экономические  показатели характеризуют не само качество изделия, а затраты при его разработке и изготовлении, связанные с улучшением параметров изделия. Они характеризуют также экономическую эффективность эксплуатации изделия. В состав экономических показателей, в частности, включаются себестоимость единицы продукции или работы, выполняемой с помощью изделия (машины) улучшенного качества, отдельные статьи эксплуатационных затрат (зарплата персонала по обслуживанию, – стоимость потребляемой электроэнергии, суммы амортизационных отчислений и т. д.).

Рассматриваемые показатели позволяют дать экономическую оценку изделия на всех стадиях его жизненного цикла, включая разработку, изготовление, обращение и реализацию, эксплуатацию или потребление, а также стадию восстановления (ремонта). Из общей  совокупности экономических показателей  необходимо выделить наиболее часто  употребляемые при планировании и оценке качества изделий, а именно: себестоимость продукции; цену продукции; приведенные за фаты па единицу продукции; относительный экономический показатель качества продукции, определяемым отношением затрат базового образца к соответствующим  затратам оцениваемой продукции.

Информация о работе Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики