Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства. И связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, следует выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.
Задачи исследования:
рассмотреть показатели качества товара;
рассмотреть взаимосвязь качества и конкурентоспособности;
рассмотреть факторы, влияющие на качество продукции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара..................................8
1.1. Показатели качества товара…………………................................8
1.2. Факторы, влияющие на качество продукции…..........................25
1.3. Сертификация товара…………………………………………….26
1.4. Понятия «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции……………………………………………………………..29
Глава 2. Конкурентоспособность товара……………………………………...32
2.1. Понятие конкурентоспособности товара………………………32
2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность………………34
2.3. Обеспечение конкурентности продукции и ее повышения…...36
Глава 3. Практическая глава. Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика - Парнас № 5" и "EFES Pilsener"……...………41
Заключение…………………………………………………………………………47
Приложения…………………………………………………………………………49
Библиографический список………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

Курсовая - Экономика организации.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский институт бизнеса»

Экономический факультет

Заочное обучение

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема                  «Качество продукции и ее конкурентоспособность»                     .

         ________________________________________________________________

         ________________________________________________________________

         ________________________________________________________________

По дисциплине                         «Экономика организации»                                       .

                           _______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность «Финансы и кредит».

Группа З-218 Ф.

Студент            Федотова О. М.         .

Студенческий билет №    24179   .

Дата сдачи______________________

 

Преподаватель-рецензент

        Жданова Светлана Ивановна     .

Оценка_________________________

 

Дата___________________________

 

 

 

 

 

г. Челябинск

2005

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара..................................8

1.1. Показатели качества товара…………………................................8

1.2. Факторы, влияющие на качество продукции…..........................25

1.3. Сертификация товара…………………………………………….26

1.4. Понятия «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения  продукции……………………………………………………………..29

Глава 2. Конкурентоспособность товара……………………………………...32

2.1. Понятие конкурентоспособности  товара………………………32

2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность………………34

2.3. Обеспечение конкурентности  продукции и ее повышения…...36

Глава 3. Практическая  глава.  Сравнительная оценка  сортов  пива:  "Holsten Premium", "Балтика - Парнас № 5" и "EFES Pilsener"……...………41

Заключение…………………………………………………………………………47

Приложения…………………………………………………………………………49

Библиографический список………………………………………………………..53

Рецензия……………………………………………………………………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная курсовая работа посвящена качеству продукции, ее конкурентоспособности, зависимости конкурентоспособности продукции от ее качества и, как следствие, эффективность производства.

Тема  работы. При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество включает в  себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

Актуальность  и значимость темы. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. Она не относилась к разряду  простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.

От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его  эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Как уже было отмечено выше, качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого рабочего.

Методы  исследования. Данная работа в большей степени исследована позитивно-следственным, графическим и статистическими методами. Причинно-следственный метод был применен в первой главе и двух ее подглавах «Показатели качества товара» и второй главе «Обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения». Графический метод был применен в приложениях. Статистический метод был применен в третьей главе «Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика - Парна №5" и "EFES Pilsener"».

Обоснование структуры работы. Работа состоит из трех разделов. В первой главе и четырех ее подглавах рассматриваются показатели качества товара; факторы, влияющие на качество продукции; понятие сертификации товара; понятия «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции. Во второй главе и трех ее подглавах рассматриваются факторы, влияющие на конкурентоспособность; понятие конкурентоспособности товара; обеспечение конкурентности продукции и пути ее повышения. Третья глава – практическая глава работы, в которой приводится пример сравнительной оценки продукции (в данном случае, сортов пива «Holsten Premium», «Балтика – Парнас №5», «EFES Pilsener»).

Объектом данного исследования является предприятие. Предметом данного исследования являются свойства товара (продукции): качество и конкурентоспособность.

Хронологические рамки работы. Теоретическая часть работы основана на данных за 1991-2005 года. Практическая часть работы основана на данных за 2000-2005 года.

Основные  используемые источники. В написании данной работы, в основном, использованы следующие источники: 1) Круглов М. Г. «Менеджмент систем качества» - М., 1997. 2) Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. «Современное предприятия: конкурентоспособность, маркетинг, обновление» - М.: Внешторгиздат, 1993. 3) Фомин В. Н. «Качество продукции и маркетинг», М., 1991. 4) Юданов А. Ю. «Конкуренция: теория и практика. Учебное пособие; 3-е изд., с испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2000.

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства. И связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, следует выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.

Задачи  исследования:

    1. рассмотреть показатели качества товара;
    2. рассмотреть взаимосвязь качества и конкурентоспособности;
    3. рассмотреть факторы, влияющие на качество продукции;
    4. описать возможные пути повышения конкурентоспособности товара;
    5. рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
    6. попытаться выявить негативные факторы проблемы качества продукции;
    7. применить полученные знания на практике (глава 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара

1.1. Показатели качества товара

Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.

По способу  выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.

По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По характеризуемым  свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

Единичные и  комплексные показатели качества, могут объединяться в различные группы в зависимости от того, какие отношения объекта (системы) с внешней средой вас интересуют. Пример такой группировки показан в таблице №1 (см. Приложения).

При анализе групп  показателей можно заметить определенную корреляцию между ними. Например, такой  показатель уровня технологичности  производства, как энергоемкость  продукции, тесно связан с группами экономических и экологических показателей.

Качество продукции  оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств1. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация2 свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

-показатели назначения  товара,

-показатели надежности,

-показатели технологичности,

-показатели стандартизации и унификации,

-эргономические показатели,

-эстетические показатели,

-показатели транспортабельности,

-патентно-правовые показатели,

-экологические показатели,

-показатели безопасности.

Показатели  назначения3 характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Для изделий машино- и приборостроения, электротехники и других показатели назначения характеризуют полезную работу, совершаемую изделием.

Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может  быть выпущен с помощью оцениваемой  продукции или какой объем  производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

К группе показателей назначения относят  следующие подгруппы: классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, а также состава и структуры.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группировке. К классификационным показателям, например, относятся: мощность электродвигателя; емкость ковша экскаватора; передаточное число редуктора; предел прочности картона для обуви; содержание углерода в стали и др.

Показатели функциональные и технической эффективности  характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и  прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию. Эти  показатели для технических объектов называются эксплуатационными.

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность