Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства. И связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, следует выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.
Задачи исследования:
рассмотреть показатели качества товара;
рассмотреть взаимосвязь качества и конкурентоспособности;
рассмотреть факторы, влияющие на качество продукции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара..................................8
1.1. Показатели качества товара…………………................................8
1.2. Факторы, влияющие на качество продукции…..........................25
1.3. Сертификация товара…………………………………………….26
1.4. Понятия «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции……………………………………………………………..29
Глава 2. Конкурентоспособность товара……………………………………...32
2.1. Понятие конкурентоспособности товара………………………32
2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность………………34
2.3. Обеспечение конкурентности продукции и ее повышения…...36
Глава 3. Практическая глава. Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика - Парнас № 5" и "EFES Pilsener"……...………41
Заключение…………………………………………………………………………47
Приложения…………………………………………………………………………49
Библиографический список………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

Курсовая - Экономика организации.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

Среди рассмотренных  факторов внешней среды конкурентные факторы20 занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение  выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

1.3. Сертификация  товара

В условиях российской хозяйственной практики совершенствование системы стандартизации и применение международных стандартов обеспечивают необходимые предпосылки для создания систем обеспечения качества, способных существенно повысить конкурентоспособность продукции. Это достигается с помощью сертификации. Сертификация в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандарта.

Сертификация21 – процедура, по средствам которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандартов. С 1 января 1992 г. для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности введена сертификация продукции. Сертификация означает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно. Сертификация систем качества осуществляется органами, формируемыми Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие сертификацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от производителя. Их задача – дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) предусматривается проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертификации продукции.

Если результаты испытания оказались успешными и подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на 3 года.

Показатели, характеризующими уровень качества продукции, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов.

У = СП / V × 100%

К = СП / V,

где У – удельный вес,

СП – сертифицированная  продукция,

V – общий объем продукции,

К – коэффициент сертификации.

Эти показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции соответственно требованиям условий внутреннего и внешнего рынка.

Оценка и контроль за соблюдением качества достаточно просты в том случае, если заданное потребительское свойство тоже может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т. п.). Сложнее эта задача решается в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (например, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как все они различны по своей значимости для разных потребителей.

Один из способов получения  данных об изменении качества товаров  состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определенной шкалы весов и сравнить достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т. п.). Расчетная формула сводного индекса качества22 товаров имеет следующий вид:

Где Сi – весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества,

Сj – коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж,

ij – суммирование взвешенных коэффициентов качества по набору i j товаров с учетом нескольких признаков полезности.

Изменение качества проданных  товаров можно оценить путем  косвенных расчетов – через динамику цен реализации товаров, так как качественные товары продаются по сравнительно высоким ценам.

Эффект от изменения  качества товара = Фактическая стоимость  продаж товаров по ценам соответствующего качества – Фактическая стоимость продаж товаров по средним ценам реализации товара в базисном периоде.23

Кроме того, возможно сравнение  динамики валового объема поступления  от продаж и чистого объема реализации (за вычетом скидок за дефекты, возврат  некачественный изделий и т. п.).

К прямым обобщенным характеристикам  качества товаров следует отнести показатели удельного веса продукции лучшего качества в общем объеме реализации всей товарной массы предприятия.

1.4. Понятие  «продукт» и «услуга»,

методы и  единицы измерения продукции

Результатом производственной деятельности хозяйствующего субъекта является его продукция, которая выступает в виде продукта и услуги.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) – это объекты, имеющие форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Общество как совокупный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент; прическа, а не стоимость этой услуги).

Услуга – такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, добавляет к его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются ремонт бытовой техники, перевозка грузов, мелирование, рекламирование товара. Выделяют услуги социальные и культурно-бытового назначения. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м и т. д.).

Учет в натуральных  единицах измерения осуществляется в том случае, если продукция однородна  по назначению и содержанию.

В целях упрощения  учета и технико-экономических  расчетов кроме натуральных единиц измерения применяются условно-натуральные  единицы измерения.

Данный измеритель целесообразен в том случае, когда производится много разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, но разных по значению. Производство туалетного мыла можно учитывать не только по физическому весу (это необходимо для определения потребности в средствах перевозки), но и по содержанию активно действующего начала. В тех случаях, когда разновидность сходной продукции производятся на одном и том же оборудовании, применяют условные единицы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции (коэффициенты перерасчета в этом случае устанавливаются по весу, объему, затратам рабочего времени, по потреблению электроэнергетики и т. д.).

Стоимостной измеритель24 позволяет получить сводные данные на любом уровне обобщения (от отдельных видов продукции, производимых одной фирмой до народного хозяйства в целом). Основой учета продукции является денежный измеритель. В зависимости от полноты общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой.

В рыночной экономике  и себестоимость и цена, по которой  продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит  индивидуальный характер. Однако условия  рыночной конкуренции приводят к  выравниванию, стандартизации цены, делает их гораздо более объективным инструментом оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая остается всегда индивидуальной вследствие различий в производстве.

Для измерения объема работы, услуг может применятся рядовой  измеритель25 в затратах рабочего времени (часах).

Вся продукция, производимая в рамках хозяйствующего субъекта, должна соответствовать установленным  требованиям, стандартам, должна быть сертифицирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конкурентоспособность товара.

2.1. Понятие  конкурентоспособности товара.

В условиях рынка основой  выживаемости предприятия является качество продукции. Конкуренция между  предприятиями в основном развертывается на поле качества выпускаемой продукции. Признание обществом затрат того или иного производителя реализуется  через акт купли-продажи. Реализация продукции означает, что она по своим потребительским и иным свойствам удовлетворяет потребности общества в лице конкретных потребителей. Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется конкурентоспособность. Отсюда следует, что товары должны обладать совокупностью химических, физических, эргономических и иных свойств, но и отвечать требованиям и условиям их реализации (по цене, срокам, поставкам, сервису и т. д.). Понятие конкурентоспособности всегда конкретно, так как товар постоянно должен проходить проверку на степень соответствия общественным потребностям по сравнению с другим товаром.

Совокупность мнений единичных покупателей определяет степень удовлетворенности покупателя товаром, которая формируется еще  до появления товара на рынке. Конкурентоспособность  зависит от степени удовлетворенности  покупателя товаром26.

Конкурентоспособность отличается от качества товара. Конкурентоспособность определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимают.

Один и тот же товар  может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры  рынка, рекламы и других внутренних и внешних факторах. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей для которых он предназначен.

Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов.

Оценка способности  товара конкурировать производится путем тем сопоставления свойств  анализируемой продукции с аналогичными свойствами базового или эталонного образца. За базу сравнения конкурентоспособной продукции принимают либо потребность покупателя, либо образец. Образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Если параметры продукции  не имеют физической меры, то для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Выделяют дифференцированный (описательный) и комплексный методы.

Дифференцированный  метод позволяет констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, однако не отражает влияния каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод27 основывается на применении групповых, обобщенных показателей.

Расчет группового параметра по экономическим параметрам производится по формуле:

Тэ.п. = За / Зо,

Где Тэ.п. – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам,

За, Зо – полные затраты  потребителя по анализируемой (оцениваемой) продукции и образцу.

Расчет может осуществляться по техническим и иным параметрам продукции. Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств продукции, сравнения потенциальных возможностей производства продукции, при формировании цены и т. п.

Потребителя продукции интересует не природа продукта, а то, что он обладает потребительской стоимостью. Акт купли-продажи товара является свидетельством того, что данный товар соответствует условиям рынка. Чем больше количество покупателей подтверждает данное соответствие, тем выше конкурентоспособность товара. Поэтому проблемы качества и конкурентоспособности вышла на первый план при создании хозяйствующего субъекта.

Именно качество и  конкурентоспособность продукции  является основой выживаемости в  условиях жесткой конкуренции. Данный подход к определению качества и конкурентоспособности принципиально меняет задачи производителя продукции в области планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного уровня качества и лучшего способа организации процесса его обеспечения. Данные проблемы успешно решаются лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения.

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность