Кино в России до появления собственного кинопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование истории формирования кинопрокатных учреждений в России начала XX века, появления и развития первых кинотеатров.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 исследовать историю распространения кинематографа в России;
 рассмотреть особенности системы кинопроката, возникшей в 1907 году;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства…....4
Глава 2. Кинопрокатные учреждения начала XX века………………………12
2.1. «Братья Пате»………………………………………………………12
2.2. «Гомон»……………………………………………………………..13
2.3. Торговый дом Д. Харитонова……………………………………..15
2.4. Товарищество И. Ермольева……………………………………….16
2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»…………………………18
2.6. Торговый дом А. Ханжонкова………………………………………20
Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века……………………26
3.1. Электротеатры Самары……………………………………………26
3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке……………………………….30
3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе………………………31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КурсоваяКИНОистория.doc

— 376.14 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века

3.1. Электротеатры Самары

В августе 1910 года в Самаре торжественно открылся самый большой в городе электротеатр-биоскоп (кинотеатр) «Триумф» в доме купца мануфактурными товарами Н.Д. Казаченкова на улице Дворянской. Популярный в России столичный журнал о кино «Сине-Фото» отмечал на своих страницах в сентябре 1910 г.: «Бесподобная Самара… На главной улице города (Дворянской) уже с пяти часов блестят яркие, манящие огни сконцентрировавшихся здесь пяти шикарных кинотеатров. Почти в середине улицы, в нескольких шагах друг от друга расположились биоскопы «Модерн» господина Баркова, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса, синематографы «Одеон» и «Унион», а также недавно открывшийся электротеатр «Триумф», принадлежащий двум владельцам - господам Ромашову и Чернову. «Триумф», возникший на развалинах старого электротеатра «Аполло», является самым вместительным в городе. Большой зрительный зал отделан в спокойном стиле «электрик», очень широкий и имеет два выхода в противоположные стороны. Экран оригинально белеет из глубины, благодаря особенной окраске рамки. Для музыкальных импровизаций под картины в «Триумф» приглашен талантливый пианист Ланге, а в фойе играет оркестр».

26 мая 1898 года состоялась первая премьера синематографа в Самаре. В «Самарской газете» за 26 мая было помещено объявление о том, что в этот день «состоится сеанс синематографа, единственного в мире аппарата движущейся, живой фотографии настоящего Люмьера. Аппарат приводится в движение посредством электричества». Демонстрация первых картин «Дуэль», «Драка женщин», «Торжество коронования государя императора Николая II» проходила с 26 мая по 7 июня 1898 года в помещении собрания служащих на углу улиц Почтовой (ул. Шостаковича) и Саратовской (ул. Фрунзе). В период с 1898 по 1907 годы сеансы синематографа в Самаре проводились в городском театре, в зимнем театре, ресторанах, общественных и правительственных зданиях, в Струковском саду. Рекламой и «отчетами» о проведении сеансов пестрили все самарские газеты. Например, в «Самарской газете» за 20 мая 1904 года была помещена реклама о предстоящем приезде в город синематографа Люмьера. В объявлении говорилось, что непременно будут показаны два отделения художественной картины живой фотографии и третье большое отделение, посвященное войне России и Японии, «снятое с натуры собственным корреспондентом на Дальнем Востоке».

Первое постоянное «каменное с железной крышей» помещение под биоскоп «Экспресс», по данным Центрального государственного архива Самарской области, было построено в Струковском саду неким К.В. Бремером в 1907 году. После скоропостижной смерти Бремера здание сдавалось под биоскоп братьям Дубининым и Берлину. Однако биоскоп в саду разорился из-за невиданной конкурентной борьбы с «плавучим» электротеатром дворянина Михаила Троицкого, баржа которого была пришвартована у Алексеевского (Красноармейского) спуска. Электротеатр Троицкого являлся первым в Империи кинотеатром на воде. В дальнейшем биоскоп Струковского сада бесплатно сдавался обществу народных университетов под демонстрацию просветительских картин.

В период с 1907 по 1916 гг. электротеатры начинают открываться по всему городу. В июне 1907 г. открылся электротеатр «Экспресс» на углу улиц Панской (ул. Ленинградская) и Саратовской (ул. Фрунзе). После покупки и перестройки здания В.М. Сурошниковым и открытия гостиницы «Националь» в 1912 году электротеатр «Экспресс» продолжил свою работу. В ноябре 1907 года открылся первый синематограф «Электро-биоскоп» на улице Дворянской (угол с Алексеевской), принадлежавший М.Л. Финку. В нем показывали картины эротического содержания. Декабрь 1907 года подарил городу еще четыре биоскопа. 6 декабря 1907 года газета «Волжское слово» сообщала о вновь открывшемся первоклассном театре «Гранд-Электро» в доме С.А. Филимонова на углу улиц Москательной (ул. Л. Толстого) и Сокольничьей (ул. Ленинская) напротив Пушкинского народного дома.

Владельцем выступил сам купец и известнейший в городе домовладелец Степан Акимович Филимонов. 9 декабря 1907 г. на углу улиц Соборной (ул. Молодогвардейская) и Москательной (ул. Л. Толстого) в доме Портнова открылся «Хроно-синематограф». 16 декабря 1907 г. на углу Саратовской (ул. Фрунзе) и Заводской (ул. Венцека) в доме купца Летягина открылся театр «Модерн». 28 декабря 1907 г. на улице Предтеченской в доме Ратнера открылся биоскоп «Комета». Наиболее интересным был биоскоп «Модерн» с установленным в нем хрономегафоном. Демонстрация хрономегафона давала возможность одновременно воспроизводить звуки и движения на экране. Это была программа поющих и говорящих картин. Хрономегафоны поставляло в Россию парижское акционерное общество «Гомон»20.

После установки первых двух аппаратов в Москве, хрономегафон с группой механиков и демонстраторов появился в Самаре. 9 января 1908 г. на Дворянской улице в доме Тепляковых открылся электротеатр «Метеор». Зрительный зал был оборудован новейшей системой вентиляции. 1 июня 1908 г. начал работу электротеатр «Одеон» на углу улиц Симбирской и Садовой. В антрактах играл оркестр Эстландского полка. Позже электротеатр с таким же названием открылся и на Дворянской. Вообще, следует отметить, что в Самаре было несколько кинотеатров с одинаковым названием (например, три синематографа «Модерн», два под вывеской «Одеон»). Небывалый ажиотаж вызвало открытие синематографа «Большой Музей-Паноптикум» в доме подрядчика Юрина на Предтеченской улице. Здесь кинокартины практически без остановки демонстрировались с 10 утра до 11 часов вечера. Фильмы можно было смотреть бесплатно весь день, заплатив за вход лишь фиксированную сумму - 25 копеек.

В этом синематографе впервые в Самаре использовалась новейшая автоматическая установка братьев Пате - оркестрион (аппарат с самоиграющим пианино). К 1909 г. в Самаре насчитывалось 20 крупных и мелких синематографов, которые демонстрировали в основном зарубежные картины. В этом году можно было посмотреть фильмы «Современная страшная быль», «На ложе смерти и любви», «Змея и женщина», «Горбун - мститель», «Тайны Нью-Йорка», «Жестокое орудие смерти», «Кровавая харчевня» из 5 серий. После открытия первой российской фабрики кинолент А. Дранкова в Петербурге появилось много картин и с сюжетами из русской жизни. Так, например, в 1966 г. на улице Арцебушевской в старом деревянном доме № 85 в тайнике была найдена лента производства фабрики Дранкова - «80-летний юбилей графа Л. Н. Толстого». Во время Первой мировой войны стали «крутить» самые разнообразные картины патриотического содержания. Большим успехом пользовались художественные фильмы «Их пропасть разделяла» и «Тайна завода Круппа».

Период с 1909 по 1915 гг. можно считать временем бурного роста числа самарских кинотеатров. К 1913 г. их насчитывалось уже 34 при общем населении города - 170 000 жителей. Фильмы выписывались из Москвы либо поступали из местных отделений столичной фирмы братьев Пате, самарской конторы компании «Синематограф», отделения прокатной фирмы Ханжонкова, а также из самарской технической и водопроводной конторы братьев Клодт. Прокат кинолент стоил в районе 10 копеек за метр.

В 1909 г. открылся шикарный синематограф «Модерн» на улице Дворянской, который сразу затмил все остальные театры. Он принадлежал господину Ф.С. Баркову и был рассчитан на 250-300 мест со всеми удобствами. Картины здесь ставятся вторым экраном после Москвы. Барков относится весьма заботливо и любовно к своему детищу и пользуется поэтому большими симпатиями публики. В этом же году начали свою работу на Дворянской улице синематографы «Аполло» хозяина кондитерской фабрики господина Мецлера, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса и «Одеон» господина Назарова.

Позже, в августе 1910 года на месте обанкротившегося «Аполло» был открыт самый вместительный и знаменитый самарский биоскоп «Триумф». Журнал «Сине-Фото» отмечал: «Новый «Триумф» и старый, имеющий хорошую репутацию, театр «Модерн» из-за конкурентных соображений смело взяли первый экран». Новинки киноиндустрии демонстрировались одновременно с выходом на экраны Петербурга и Москвы. В 1910 году самарским обществом народных университетов в Пушкинском доме был открыт просветительский синематограф на пожертвования купца А.А. Субботина (3 000 рублей).

Газета «Самарский вестник» за 13 ноября 1910 г. предлагала к просмотру в Пушкинском народном доме научно-популярные фильмы «Ниагара», «Ущелье реки Терна», «Этна», «Пауки». Частые пожары и несчастные случаи в самарских кинотеатрах вынудили городскую Думу принять в отдельном чтении специальный документ - «Обязательное постановление по устройству и содержанию театров-кинематографов в городе Самаре». Без строжайших проверок со стороны пожарной части и строительных отделений городской Управы и губернского Правления открыть синематограф стало просто невозможно.

26 апреля 1913 г. мещанином Н.Д. Щелоковым был открыт «Художественный электротеатр» (ныне кинотеатр «Художественный»). В том же 1913 г. владельцем биоскопа «Триумф» становится Ф. Барков, которому принадлежал синематограф «Модерн». Зал «Триумфа» был расширен и отремонтирован под контролем инженера А. Волошинова. Два этажа вмещали теперь 672 человека, а в фойе могли свободно разместиться еще 300 человек. 30 апреля 1913 года был устроен известный кинематограф А.Я. Никашина на улице Льва Толстого в 77 квартале 3 части города, который сначала назывался «Зеркало жизни», а позже переименован в «Модерн» (третий по счету в Самаре).

Биоскоп начал свою работу лишь в сентябре 1913 г. после дотошных проверок строительного отделения и пожарников «на соответствие». Этот популярный синематограф был известен в советское время как кинотеатр «Смена». 19 октября 1913 года в 114 квартале 5 части города на улице Садовой в доме № 227 М.Е. Антоновым был открыт биоскоп «Фурор» в великолепном новом здании, построенном по проекту архитектора Котова. В Центральном государственном архиве Самарской области сохранились прошение М.Е. Антонова об открытии синематографа и подробные чертежи здания и зрительного зала. В начале 1914 года Барков, оставив за собой только биоскоп «Триумф», продал кинематограф «Модерн» крестьянину Самарской губернии Николаевского уезда Владимиру Михайловичу Смыслову, который проживал в этом здании и имел кондитерскую с кофейной комнатой. 28 июня 1914 года В.М. Смыслов подал прошение в Самарскую городскую Управу о пристройке к биоскопу «Модерн» нового двухэтажного здания с устройством в нем еще одного кинематографа - «Колизей».

Пристройка осуществлялась под контролем архитектора Клейнермана. 24 октября 1915 года после длительных бесконечных проверок строительного отделения кинематограф «Колизей» начал свою работу премьерой знаменитой картины «Ставка князя Матвея» по повести Сергея Ауслендера, которая согласно рекламным объявлениям «имела неслыханный небывалый успех». Газеты называли ее чудом фабрики «Кинолента». С 27 по 31 октября в кинематографе «Колизей» демонстрировался фильм в 4-х сериях по роману Крестовского «Петербургские трущобы» с участием знаменитого актера Максимова. Кинотеатр «Колизей» имел «огромный зрительный зал на 572 места, бесплатную вешалку и телефон». Во времена советской власти «Колизей» был переименован в кинотеатр «Молот». В 1915 году на углу улиц Льва Толстого и Успенской  в здании, которое позже принадлежало полиграфическому техникуму, был открыт кинотеатр «Вулкан» мещанина Л. Иванцова с буфетом. В первые годы советской власти Иванцов, сочувствующий большевикам, проводил здесь собрания и митинги. 8 июня 1918 года он был казнен белочехами.

К 1915 году кинотеатры начинают открываться в пригородах. На улице Соловьиной в доме № 6 рядом с Солдатской слободой открылся кинотеатр «Леопард», а в Мещанском поселке - «Кок»21.

3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке

В начале века кинематограф уверенно занимает свое место и в жизни дальневосточников. Возникает целая сеть постоянных кинотеатров в городах. Малонаселенные места (железнодорожные поселки, села и деревни) обслуживались беспрерывно, сменяя друг друга, кочующими киноантрепренерами. К поездам прицепляли вагоны, в которых демонстрировались кинематографические представления. Иллюзионы привлекали массу публики и становились "потребностью не только для взрослых, но еще более для детей". В начале XX в. кинематограф распространился на Дальнем Востоке повсеместно.

Содержатели кинотеатров сталкивались в своей деятельности с целым рядом трудностей. Во-первых, открыть постоянный кинотеатр было делом непростым -- требовалось разрешение управления строительной и дорожной частей при Военном губернаторе области, удостоверение городского общественного управления, одобрение самого губернатора. Во-вторых, деятельность кинематографов регламентировалась целым рядом правительственных циркуляров. Так, различные увеселения, в том числе и кинематографические картины, воспрещались в первый и четвертый дни Страстной недели. В-третьих, главная прокатная контора находилась в Иркутске, а ее отделение во Владивостоке, откуда и поступали, главным образом, картины в иллюзионы Хабаровска и Благовещенска. Владельцы кинематографов платили конторе деньги за прокат картин вперед, вне зависимости от того, использовались ли получаемые ими картины, или таковые на экран не ставились. Такой порядок приводил зачастую к тому, что "в кинематографических заведениях края демонстрировались картины, не соответствующие по своему содержанию воспитательному назначению и могущие растлевающе действовать на молодое, нравственно неокрепшее еще поколение". Поскольку в главную прокатную контору поступали картины, разрешенные цензурой, Приамурский генерал-губернатор не мог запретить постановку их в местных иллюзионах. В целях ограждения молодежи от "безнравственных и развращающих картин" от содержателей кинотеатров потребовали вывешивать аншлаги с указанием, что настоящее зрелище ставится только для взрослых, а учащимся запретили посещение иллюзионов в те дни, когда там ставились картины сомнительного достоинства. В-четвертых, кинопрокат того времени был исключительно доходным предприятием. Владельцам кинотеатров приходилось выдерживать жесткую конкуренцию22.

Репертуар кинематографов того времени на Дальнем Востоке представлял довольно пеструю картину. Пристойные мелодрамы "Вопрос жизни и смерти", "Галантный гвардеец", "Похороненное счастье" и др. перемежались видовыми натурными лентами -- "Вниз по течению Амура", "Перлы Адриатики" и др.; комедии "Молодожены", "Макс на свидании" с участием Макса Линдера и др. сменяли научные фильмы "Мыши", "Пчелы" и др. Нередки были детективные картины, изображающие подвиги героев преступного мира: "Сашка семинарист", "Сонька - золотая ручка", "Васька Чуркин". Картины преступного и порнографического характера являлись, по мнению общественности, "наилучшею школою для преступного элемента". В печати отмечены были факты совершения, под влиянием виденного в кинематографе, преступлений.

Живой интерес у публики вызывала хроника последних событий. Особенной популярностью пользовались ленты, снятые дальневосточными документалистами. Так, в «Гранд-иллюзионе» А. Подпах в Хабаровске в 1913 г. "сверх программы демонстрировалось торжественное открытие выставки Приамурского края в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых в присутствии шталмейстера двора Его Величества Н.А. Гондатти"23.

Информация о работе Кино в России до появления собственного кинопроизводства