Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Содержание работы

С.

Введение. …………………………………………….……….....
3
Раздел 1
Основные понятия франчайзинга. ………………..………...
5
1.1
Понятия и виды франчайзинга. ……………………………...…
5
1.2
Достоинства и недостатки франчайзинга. …………...………..
9
Раздел 2
Особенности франчайзинга в России. ………………………
13
2.1
Обзор рынка и перспективы компаний. ………………….…...
13
2.2
Специфика управления. ………...………………………………
16
Раздел 3
Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. ………………………………………….

25
3.1
Особенности организации франчайзинга фирмы. ………….…
25
3.2
Анализ эффективности франчайзинговой схемы для фирмы.
28

Заключение. …………………………………………...………....
30

Источники и литература. ……………………………………….
32

Файлы: 1 файл

Leonidova_Veronika_Mdk.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

· единая цветовая гамма  оформления ресторанов по всему миру, единая форма зданий и интерьера, использование единой стандартной для данной фирмы посуды и упаковки, а также формы одежды обслуживающего персонала.

В случае, если какому-либо предприятию общественного питания  в нашей стране будет предоставлен фирменный знак «Макдоналдса», ему придется точно соблюдать все условия, а точнее говоря, полностью копировать работу ресторанов, создаваемых непосредственно фирмой.

Организация предпринимательской  деятельности на основе франчайзинга - это такой способ ведения бизнеса, который предполагает создание широкой сети однородных предприятий (пользователей), связанных с главной фирмой (правообладателем) договором коммерческой концессии, функционирующих под единым товарным знаком, принадлежащим правообладателю, и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг.1

Таким образом, франчайзер - организация, продающая за вознаграждение право на использование своей торговой марки по договору франчайзинга. Франчайзи - организация или предприниматель, купившие право на использование чужой торговой марки по договору франчайзинга.

 

        3.2  Анализ эффективности франчайзинговой схемы для фирмы.

Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием "франчайзинг" как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации.

 Франчайзинг интегрирует  элементы аренды, купли-продажи,  подряда, представительства, однако  в целом является самостоятельной  формой договорных взаимоотношений  независимых хозяйствующих субъектов.

 Помимо использования  оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества - характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.

 Присущее малым  предприятиям чувство хозяина играет существенную мотивационную роль в повышении интенсивности труда и ответственности за его результаты. Поэтому случаи компрометации операторами торговой марки франчайзера очень редки и влекут за собой расторжение контракта и выплату франчайзеру неустойки. Вопросы финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду. Кроме того, франчайзер вправе сам кредитовать оператора на льготных условиях или выступать в качестве поручителя по договору банковского кредита.

 Помимо единовременного  взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.

 Система договорных  отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят  от вида деятельности франчайзера,  его стабильности и места на  определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга.

Выводы по третьему разделу:

1. Таким образом, в данном разделе нами установлено, что одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

2. Так же, в данном разделе нами показано, что франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительный рост франчайзинга, который наблюдается практически  во всем мире, похоже, будет продолжаться. Однако весьма мало вероятно, чтобы  франчайзинговые системы завтрашнего  дня были полностью идентичными тем, что существуют сегодня. При стремительно изменяющейся экономике и в то время, когда идея создания единого мирового рынка практически стала реальностью, некоторые внутренние аспекты природы франчайзинга как такового находятся на грани изменения.

 Одним из ключевых  факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного  производства и вытеснение его  сектором сферы услуг. Франчайзинг  особенно хорошо подходит для  бизнеса в сфере общественного  питания, поэтому большую популярность, в наше время, приобретает деловой франчайзинг. Он предполагает приспособляемость к условиям рынка. Передача полной концепции бизнеса облегчает вхождение франчайзинга в предпринимательскую деятельность, по той причине, что данный вид франчайзинга регламентирует практически все аспекты деятельности данного предприятия. Также при использовании, делового франчайзинга, франчайзер предлагает различные льготы франчайзи, что в итоге не может оказать положительное влияние как на деятельность отдельного франчайзи, так и на функционирование всей системы в целом.

 Однако, к сожалению,  развитие франчайзинга в России  не находит должной поддержки  на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - российское законодательство. Если  в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге. На ряду с этим, для франчайзи все складывается не так уж и гладко. Как показывают исследования, примерно половина из регистрируемых в России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность из-за недостатка стартового капитала. Очевидно, что франчайзи придется столкнуться с теми же проблемами, что и остальным мелким предпринимателям.

 Отсутствие собственных  средств, сдерживало и будет  сдерживать успешное развитие  франшизных предприятий, но есть  основания полагать, что благодаря  специфическим особенностям франчайзинга рынок альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен. К сожалению, на поддержку со стороны франчайзеров отечественным предпринимателям пока рассчитывать не приходится. Такая позиция основана на нестабильности российского инвестиционного рынка и зарубежные франчайзеры опасаются рисковать, не имея надежных гарантий. Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введение во франчайзинг / Под ред. С.А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2004 год.
  2. Довгань В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса. - М.: Дело, 2006.
  3. Как преуспеть в бизнесе. - М.: Инф. - внедр. центр "Маркетинг", 2005.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2008.
  5. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
  7. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М.: Прогресс, 2004.
  8. Питерс Т., Уотермай Р. В поисках эффективного управления, - М.: Прогресс, 2006.
  9. Рыночная экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 2005.
  10. Гордиенко И. Еще один выгодный незнакомец: франчайзинг// Питание и общество №4 2001 г. с15,24.
  11. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Тольятти: Дока-пресс. 1994.
  12. Завьялов Н. Имидж-все // Школа своего дела 01/2006 г. с 76
  13. Ленц Е. Ретейл-франшизы // Секрет фирмы 11/2005 г. с 10
  14. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе М.: Сибли Интернэшнл, Инк, 1995.
  15. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. - М.: Соваминко, 1995 г.
  16. Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
  17. Новосельцев О. Оценка коммерческой концессии.// Хозяйство и право №3 2000 г.
  18. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги 02/2006 г. с 9
  19. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб. 1997.
  20. Рогов В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества // Экономика и жизнь. №11 1998 г. с20-21.
  21. Суханов Е. Коммерческая концессия.// Хозяйство и право №11 1996 г. с. 15-23.
  22. Тотьев К. Коммерческая концессия.// Известия делового мира N5-(21).

1 Туризм и отраслевые системы /под ред. Р. А. Фахрутдинова . М.: Финансы и статистика, 2001.- С.189.


Информация о работе Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы