Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и методических аспектов розничного товарооборота.
Задачами работы являются раскрытие и изучение понятия и сущности товарооборота, целей и методов анализа розничного товарооборота, основных показателей и факторов, определяющих их величину, а так же анализа общего объема, динамики, структуры и выполнения плана розничного товарооборота.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……………….3
Теоретические аспекты розничного товарооборота…………...….…............5

Понятие, сущность товарооборота, цели анализа и информационное обеспечение розничного товарооборота …………………………………5
Основные направления и методы анализа розничного товарооборота ………………………………………………………………………………8
Планирование розничного товарооборота ……………………………...13

Методические аспекты розничного товарооборота .……………………….16

Анализ объема и динамики розничного товарооборота………………..16
Анализ структуры розничного товарооборота…………………….……21
Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………..……………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 782.64 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Финансы и экономика»

 

                                                                                                Допущена к защите

 

                                                                                                 «_____»________________20___г.

 

                                                                                                 Руководитель

                                                                                                 _____________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

регистрационный номер_________________

 

на тему:  Анализ розничного товарооборота_____________________________________  12

»по дисциплине «                       Комплексный анализ хозяйственной деятельности______                                »студента (ки) «                                Егоровой Анны Анатольевны                                         »                               

                                                                       (Ф.И.О.)

       3          курса                               заочной сокращенной                         формы обучения

 

по специальности «   080100.62 Экономика  Бухгалтерский учет, анализ и аудит             »

    (шифр, название)

 

номер зачетной книжки СБУ-12-10

 

Руководитель курсовой работы: Захарова Жанна Жамшитовна___________                     »

                                                          (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, место работы, должность)

 

Курсовая работа защищена ______________________  «____»________________20___г.

                                                               (оценка)

 

____________________

       (подпись)

____________________

         (подпись)

 

Омск – 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3

  1. Теоретические аспекты розничного товарооборота…………...….…............5

 

    1. Понятие, сущность товарооборота, цели анализа и информационное обеспечение розничного товарооборота …………………………………5
    2. Основные направления и методы анализа розничного товарооборота ………………………………………………………………………………8
    3. Планирование розничного товарооборота ……………………………...13

 

  1. Методические аспекты розничного товарооборота .……………………….16

 

    1. Анализ объема и динамики розничного товарооборота………………..16
    2. Анализ структуры розничного товарооборота…………………….……21
    3. Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………..……………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще недавно на российском продовольственном рынке было выгодней заниматься оптовой торговлей, чем розничной. С появлением серьезных западных инвесторов ситуация стала меняться на противоположную.

Сегодня российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Фактически он стал одним из главных внутренних источников экономического роста страны. Но, тем не менее, инфляция, нестабильность и несовершенство законодательной и налоговой базы приводят к тому, что до настоящего времени около четверти российских предприятий розничной торговли убыточны, на многих предприятиях ощущается недостаток денежных средств, а активы предприятий недостаточно ликвидные для поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности. В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой устойчивости организаций торговли является управление финансовыми ресурсами, направленное не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание состояния финансовой устойчивости.

В современных условиях острой конкуренции выживать и эффективно работать могут лишь предприятия розничной торговли, которые уделяют достаточное внимание организации процессов движения товаров на всем пути - от приобретения их у поставщиков до реализации конечному потребителю и поиску оптимальных путей и способов этого движения.

Инструментом повышения эффективности функционирования торгового бизнеса становится внедрение управленческого анализа, основанного на использовании интегрированной информационно-аналитической базы менеджмента. Розничный товарооборот является основным показателем деятельности торговой организации. Он представляет собой сумму продаж товаров покупателям для личного потребления.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли.

Целью данной работы является изучение теоретических и методических аспектов розничного товарооборота.

Задачами работы являются раскрытие и изучение понятия и сущности товарооборота, целей и методов анализа розничного товарооборота, основных показателей и факторов, определяющих их величину, а так же анализа общего объема, динамики, структуры и выполнения плана розничного товарооборота.

Предметом исследования является анализ розничного товарооборота.

Объект – розничный товарооборот.

Методологической основой работы явилось изучение специальной, периодической литературы по вопросам экономики, торговли и анализа финансовой деятельности торговых предприятий путем синтеза полученных знаний.

В основу данной курсовой работы легли труды таких авторов как Губин В.Е., Губина А.В., Годин А.М. и Казакова Н.А.

Данная работа состоит из двух глав по три параграфа:

В первой главе курсовой работы дается понятие и сущность товарооборота. Рассматриваются методы анализа и планирование розничного товарооборота.

Во второй главе более подробно рассматривается анализ объема и динамики розничного товарооборота, анализ структуры и товарного обеспечения розничного товарооборота.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты розничного товарооборота

 

    1. Понятие, сущность товарооборота, цели анализа и информационное обеспечение розничного товарооборота.

 

Товарооборот представляет собой процесс обмена товаров на деньги. С одной стороны, он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависят величина валового дохода и прибыли. С другой стороны, через товарооборот происходит смена форм стоимости товаров, в результате которой возмещаются затраты производства и создаются условия для его развития.

Различают розничный и оптовый товарооборот. Розничный товарооборот характеризует продажу товаров через торговую сеть и предприятия питания за наличный и безналичный расчет. Экономическое содержание розничного товарооборота – реализация предметов потребления населению в обмен на его денежные доходы.

Розничный товарооборот - важный социально-экономический показатель. Реализация означает не только возмещение стоимости, но и общественное признание товаров покупателями. [9, стр. 81-82]

Все деньги, уплаченные за товар, составляют выручку торгового предприятия, иначе говоря - розничный товарооборот торгового предприятия. [2, стр. 289]

По классификации ООН - розничный товарооборот входит в число показателей, характеризующих уровень жизни. Для характеристики уровня жизни населения используется система показателей: уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров; образование, медицинское обслуживание, условия труда и т. д.

Розничный товарооборот завершает процесс обращения, в результате которого товары переходят в собственность потребителей, образуя фонд потребления. В общем фонде потребляемых населением экономических благ продовольственные и непродовольственные товары занимают значительное место. [9, стр. 81-82]

Глубокий анализ показателей розничного товарооборота является одним из существенных средств воздействия на работу любого торгового предприятия (фирмы, компании).

В процессе анализа выявляются резервы и возможности для дальнейшего развития розничного товарооборота. Анализ позволяет оценить динамику продажи товаров, сравнить между собой работу как самого торгующего предприятия, так и предприятий-конкурентов, работающих на том же секторе рынка. В процессе анализа выявляется полнота удовлетворения спроса, качество торгового обслуживания, влияние состояния запасов и поступления товаров на развитие товарооборота. [2, стр. 290]

 

Основными задачами анализа розничного товарооборота являются:

- изучение выполнения  плана, динамики товарооборота и  тенденций его развития, удовлетворения  спроса покупателей на отдельные  товары;

- изучение и количественное  измерение основных факторов, влияющих  на объем товарооборота и его  динамику;

- выявление внутренних  резервов роста объема продаж  и повышения качества обслуживания  покупателей;

- разработка мер по  устранению недостатков и развитию  товарооборота предприятия. [5, стр. 81]

Важным направлением подготовительного этапа анализа является определение круга необходимой для осуществления анализа первичной и вторичной информации.

При анализе розничного товарооборота используется прежде всего вторичная информация, включающая в себя:

1) внутренние источники  информации:

- бухгалтерская и статистическая  отчетность розничного предприятия (баланс, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», оперативная бухгалтерская и статистическая отчетность и т. п.);

2) внешние источники информации:

- статистические сборники  и записки (информация по региону  деятельности розничного предприятия  об уровне цен, ставок, тарифов  и т. п.);

- материалы периодической  печати, путеводители по закупкам, ярмаркам, конференций, совещаний, отраслевые  реестры (информация о конкурентном окружении розничного предприятия, о прогрессивных способах и методах товародвижения и продажи товаров и т. д.). [1, стр. 88-89]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные направления и методы анализа розничного товарооборота

 

Анализ розничного товарооборота производится путем расчета различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объемные и удельные.

Большое значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и так далее.

Объемные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объемным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным - уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объеме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на душу населения и так далее.

В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему показателей, на основе которой дается характеристика выполнения плана розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.

Рассмотрим типовую схему проведения аналитического исследования товарооборота.

На I этапе анализируется общий объем товарооборота. В процессе анализа необходимо: установить степень выполнения плана по продаже товаров; определить динамику товарооборота; проверить выполнение плана товарооборота по отдельным кварталам и месяцам.

На II этапе анализа изучается состав розничного товарооборота. Состав розничного товарооборота изучается по: видам, организационным формам, методам торговли и ассортименту. Розничный товарооборот подразделяется по видам: товаров населению; товаров предприятиям, учреждениям и организациям в порядке мелкого опта.

Удельный вес продажи товаров населению составляет в розничном товарообороте около 95% и лишь около 5% приходится на продажу мелким оптом.[6, стр. 135-137]

 

Анализ розничного товарооборота по организационным формам:

- изучение долевого участия в его осуществлении стационарных предприятий (магазинов, лавок, палаток и т.д.) и передвижных средств торговли по материалам бухгалтерского и оперативного учета, поскольку в действующей отчетности сведений нет;

- оборот по мелкой рознице по данным товарных отчетов заведующих палатками и киосками, оборот разносчиков – на основе оперативных сведений.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота