Детали машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Привод грузоподъемной машины состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, троса. Электродвигатель и барабан присоединены к редуктору при помощи муфт. Подъем груза осуществляется тросом, который наматывается на барабан. Барабан приводится в движение от электродвигателя через редуктор и муфты. Редуктор осуществляет повышение крутящего момента и снижение частоты вращения до требуемой величины.

Содержание работы

Задание на курсовой проект 4
Введение 5 1. Расчет данных для ЭВМ 6
1.1 Подбор электродвигателя 6
1.2 Назначение термообработки материала 7
1.3 Коэффициенты относительной ширины колес 7
1.4 Эквивалентное время работы редуктора 7
2. Выбор оптимального варианта компоновки редуктора 8
2.1 Определение диаметра выходного вала 8
2.2 Выбор оптимального варианта 8
3. Определение вращающих моментов и частот валов для оптимального
варианта 11
3.1 Определение вращающих моментов 11
3.2 Определение частот вращения 11
4. Геометрический расчет передач редуктора 13
4.1 Расчет тихоходной прямозубой ступени 13
4.2 Расчет быстроходной косозубой передачи 13
5. Проверочный расчет зубчатой передачи 15
5.1 Выбор материала и термообработки зубчатых передач 15
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений 15
5.3 Определение допускаемых изгибных напряжений 17
5.4 Определение расчетных контактных напряжений 20
5.5 Определение расчетных изгибных напряжений .21
5.6 Вывод работоспособности передачи .23
6. Разработка эскизного проекта редуктора 24
6.1 Определение диаметров вала 24
6.2 Определение расстояний между деталями передачи 25
6.3 Выбор подшипников 26
6.4 Конструирование зубчатых колес 27
7. Расчет промежуточного вала на усталостную прочность 29
7.1 Определение усилий, действующих на вал 29
7.2 Расчетная схема для промежуточного вала 30
7.3 Определение реакций и построение эпюр изгибающих моментов в
вертикальной плоскости 31
7.4 Расчетная схема сил нагружения вала в горизонтальной плоскости,
определение реакций в опорах 32
7.5 Определение суммарного изгибающего момента в опасных сечениях 32
7.6 Определение суммарных реакций в опорах А и D 32


7.7 Определение фактического запаса усталостной прочности вала в
сечении В 33
7.8 Определение фактического запаса прочности вала в сечении С 35
8. Проверка долговечности подшипников качения опор
промежуточного вала 37
9. Проверочный расчет шпоночных соединений 38
10. Конструирование корпусных деталей и крышек 40
10.1 Корпус редуктора 40
10.2 Выбор уплотнения 44
11. Расчет отклонений размеров и допусков формы промежуточного
вала и зубчатого колеса быстроходной ступени 45
11.1 Расчет отклонений размеров и допусков формы промежуточного
вала 45
11.2 Расчет отклонений размеров и допусков формы зубчатого колеса
быстроходной ступени 48
11.3 Расчет длины общей нормали зубчатого колеса быстроходной
ступени и шестерни тихоходной ступени 50
12. Смазка редуктора 52
12.1 Подбор системы смазки 52
12.2 Смазочные устройства 53
12.3 Краткое описание сборки редуктора 54
13. Компоновка приводной станции 55
13.1 Подбор муфты 55
13.2 Конструирование плиты приводной станции 56
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

Уравнение равновесия всех сил, действующих на вал в вертикальной плоскости:

∑(Fi) = -RАв -Fr2 + Fr1 - R = 0; (7.6)

Из уравнения (7.6) определяем реакцию в опоре А:

RАв = -Fr2 + Fr1 - R = -1,8 + 5,06 - 2,01 = 1,25 кН;

Значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости в сечениях А,В,С,D:

TиA = 0;

TиB = -RАв∙l1 = -1,25∙55,5 = -69,38 кН;

TиB’ = TиB - Tизг = -69,38 - 127,87 = -197,25 кН;

TиС = -R∙(l3 - l2) = -2,01∙(183,5 – 118) = -131,66 кН;

По полученным значениям  изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 4, д).

 

 

7.4 Расчетная схема сил нагружения вала в горизонтальной плоскости, определение реакций в опорах

 

Уравнение равновесия моментов сил, действующих на вал в горизонтальной

плоскости относительно опоры А:

                            ∑momA(Fi) = -Ft2∙l1 - Ft1∙l2 + R∙l3 = 0; (7.7)

Из уравнения (7.7) определяем реакцию в опоре D:

R = (Ft2∙l1 + Ft1∙l2)/ l3 = (4,81∙55,5 + 13,9∙118)/ 183,5 = 10,4 кН;

Уравнение равновесия в  проекции на ось Х для определения  реакции в опоре А:

∑Fх = RАг -Ft2 - Ft1 + R = 0; (7.8)

Из уравнения (7.8) определяем реакцию в опоре А:

RАг = Ft2 + Ft1 - R = 4,81 + 13,9 – 10,4 = 8,31 кН;

Изгибающий момент в  горизонтальной плоскости в точке D:

TиDг = RАг∙l1 = 8,31∙55,5 = 461,2 кН∙м; (7.9)

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости в точке С:

TиСг = R∙(l3 – l2) = 10,4∙(183,5 – 118) = 681,2 кН∙м; (7.10)

По полученным значениям  изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 4, ж).


 

7.5 Определение суммарного изгибающего момента в опасных сечениях

 

Существует 2 опасных сечения В и С, так как в них изгибающий момент максимален и в них имеется концентраторы напряжений:

Сечение 1: шпоночный паз в колесе быстроходной ступени;

Сечение 2: внутренний диаметр шестерни, нарезанной на валу;

Суммарный изгибающий момент в опасном сечении В:

TиB = = 501,7 кН∙м;         (7.11)

Суммарный изгибающий момент в опасном  сечении С

             TиС= = 693,8 кН∙м;            (7.12)

По полученным значениям  изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 4, з).

 

7.6 Определение суммарных реакций в опорах А и D

 

Суммарная реакция в опоре А:

                      RA = = 8,4 кН;                       (7.13)

Суммарная реакция в опоре  D:

RD = = 10,6 кН;                 (7.14)

Осевое усилие в опоре А:

 

                                                F = Fа2 = 1,21 кН;                                  (7.15)

Осевое усилие в опоре D отсутствует, так как опора является подвижной.

 

7.7 Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечении В

 

Фактический запас прочности вычислим по формуле:

                               SB = (SσB∙ SτB)/ ≥ [S],                                 (7.16)

где  SσB - запас сопротивления по деформации изгиба,

SσB = σ-1/((σа∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.В),                            (7.17) 

       SτB – запас сопротивления по кручению,

                                    SτB = τ-1/((τа∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τт.В),                               (7.18)

 

Расчет выполняется по номинальной  нагрузке, циклы напряжения принимаем  ассиметричными для напряжения изгиба (рисунок 5) и кручения (рисунок 6).                           


 

 

 

Рисунок 5 - Ассиметричный цикл нагружения для изгиба

 

Рисунок 6 - Ассиметричный цикл нагружения для кручения

 

      τт.В - среднее напряжение кручения;

                               τт.В = τаВ = 0,5∙τ = (0,5∙ T)/(0,2∙dк3),                                (7.19) 

где dк - диаметр промежуточного вала под колесом;

                           τт.В = τаВ =  (0,5∙ 507,8)/(0,2∙563) =7,23 МПа,                           

      σаВ - амплитуда нормальных напряжений;

σаВ = TиB/(0,1∙dк3) = 487,5/(0,1∙563) = 27,8 МПа;                (7.20) 

       σ-1 - предел выносливости по нормальным напряжениям,  выбираем согласно [6, С. 620] равным 400 МПа;

        kσ - эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем согласно [6, С. 569] равным 2,5;


                  kd - масштабный коэффициент выбираем согласно [6, С. 567] равным     

    0,6;

        kf – коэффициент качества поверхности, принимаем согласно [6, С. 568] равным при фрезеровании 0,81; 

        ψσ – коэффициент чувствительности материала к нормальным напряжениям принимаем согласно [6, С. 571] равным 0,2;

        σт – среднее напряжение для симметричного цикла напряжения принимаем согласно [6, С. 560] равным нулю;

        τ-1 – предел выносливости по касательным напряжениям, МПа выбираем согласно [6, С. 620] равным 240 МПа;

                        σВ – предел прочности выбираем согласно [6, С. 620] равным 900 МПа;

                     kτ – эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем со- 

    гласно [6, С. 569] равным 2;

                  ψτ – коэффициент чувствительности материала к касательным напряжениям принимаем согласно [4, С. 571] равным 0,1;

SσB = 400/((27,8∙ 2,5/ 0,6∙ 0,81) + 0 ∙27,8) = 2,88;

SτB = 240/((7,23∙ 2/ 0,6∙ 0,81) + 0,1 ∙7,23) = 7,86,

SB = (2,8∙ 7,86)/

= 2,64;

Условие по запасу усталостной прочности выполняется, то есть

 

SB > [S]

2,64 > 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. В  первом опасном сечении В работоспособность  обеспечена.

 

7.8 Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечении С

 

Фактический запас прочности вычислим по формуле:

SС = (SσС∙ SτС)/ ≥ [S],                                 

где  SσB - запас сопротивления по деформации изгиба,

SσС = σ-1/((σа∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.С),                               

       SτB – запас сопротивления по кручению,


                                      SτС = τ-1/((τа∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τт.С),

где dк = df1 – диаметр впадин шестерни тихоходной ступени;

       τσ = ττ = 1;

                   kd - масштабный коэффициент выбираем согласно [6, c. 567] равным  0,5;

                   τт.С = τаС = 0,5∙τ = (0,5∙ T)/(0,2∙dк3) = (0,5∙ 502,7)/(0,2∙65,953) = 4,38 МПа,                             

σаС = TиС/(0,1∙dк3) = 708,96/(0,1∙65,953) = 24,72 МПа;

SσС = 400/((24,72∙ 1/ 0,5∙ 0,81) + 0∙24,72) = 6,55;

SτС = 240/((4,38∙1/ 0,5∙ 0,81) + 0,1 ∙4,38) = 21,32;

SС = (6,55∙ 21,32)/

= 6,26.

Условие по запасу усталостной прочности  выполняется, то есть                

SС > [S]

6,26 > 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. Во вто-

     ром опасном сечении С работоспособность обеспечена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Проверка долговечности подшипников качения опор промежуточного вала

 

Исходные данные для расчета

 

Подшипник 309 – средняя серия;

Реакция в опоре А найдена по формуле (7.13) и равна 8,4 кН;

Реакция в опоре D найдена по формуле (7.14) и равна 10,6 кН;

Осевое усилие в опоре А найдено по формуле (7.15) и равно 1,21 кН;

Осевое усилие в опоре D отсутствует, так как опора является подвижной;

Режим нагружения 3 – средний;

Динамическая грузоподъемность С = 52,7 кН;

Статическая грузоподъемность С0 = 30 кН;

Условие работоспособности подшипника

Ср < С,  (8.1)

где Ср – расчетное значение грузоподъемности;

       С – паспортное  значение;

Ср = р∙ ,                                          (8.2) 

где р – эквивалентная нагрузка, действующая на опору А и опору  D:

                                      pA = (xA∙υА∙RA + yA∙FαA)∙kS∙kT,                                 (8.3) 

pD = (xD∙υD∙RD + yD∙FαD)∙kS∙kT,

где хA – коэффициент радиальной нагрузки для опоры А определим согласно [3, С. 335] по таблице 16.5, равен 0,56;

      xD – коэффициент радиальной нагрузки для опоры D определим по таблице 16.5 согласно [3, С. 335], равен 1;

      υА – коэффициент вращения для подшипника в опоре А равен 1, так как вращается внутренне колесо;

      υD - коэффициент вращения для подшипника в опоре D равен 1, так как вращается внутренне колесо;

     yA – коэффициент осевой нагрузки для опоры А определим согласно [3, С. 335] по таблице 16.5, равен 2,1;

      yD – коэффициент осевой нагрузки для опоры D определим по таблице 16.5 согласно [3, С. 335], равен 0;

      kS – коэффициент безопасности, учитываемый характер нагрузки при умеренном режиме работы равен 1,3;

     kT – температурный коэффициент для стали 40Х принимаем согласно [3, С. 335] равным 1.

pA = (0,56∙1∙8400 + 2,1∙1210)∙1,3∙1 = 9418,5 Н,

pD = (1∙1∙10600 + 0)∙1,3∙1 = 13780 Н,

      а1 – коэффициент надежности подшипников согласно [3, С.333] равен 1;

                  а2 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества и условий

    эксплуатации согласно  [3, С.333] равен 1;


                  L – ресурс;

 

                                     L = (60∙n∙Lh)/106,                                            (8.4)

где Lh – время работы в часах, ч.;

       n – частота вращения промежуточного вала, об/мин;

L = (60∙132,9∙2340)/106 = 18,66 млн.об.

    Опора D является более нагруженной, дальнейший расчет ведем по ней.

       p – показатель степени определим согласно [3, c. 333] равен 3;

Ср = 13780∙

= 36549,9 Н;

Условие работоспособности подшипника выполняется, т.е.

Ср < С;

36549,9 < 52700.

Приведенные расчеты показали, что  при заданном режиме эксплуатации тихоходная ступень обеспечивает необходимую долговечность по прочности зубьев, а также обеспечена работоспособность промежуточного вала по усталостной прочности и по грузоподъемности подшипников качения.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9 Проверочный расчет шпоночных соединений

 

Длина ступицы колес:

                                                 lст = (0,8 …1,2)∙dв,                                          (9.1)

где dв -  диаметр вала под колесом;

от 0,8 до 1 – промежуток для прямозубых колес, принимаем 1;

от 1 до 1,2 – промежуток для косозубых  колес, принимаем 1;

 

Длина ступицы промежуточного колеса быстроходной ступени определим  по формуле:

lст = 1∙dв = 1∙56 = 56 мм;

Длина ступицы  колеса тихоходной ступени определим по формуле:

lст = 1∙dв = 1∙85 = 85 мм;

Диаметр ступицы  колеса тихоходной ступени определим по формуле:

dст = dв∙1,55 = 85∙1,55 = 131,75 мм;          (9.2)

Расчет шпонки для входного вала в месте соединения с муфтой

Условие прочности для призматических шпонок:

σсм = (4∙Т)/(h∙l∙d)≥[σсм],                                       (9.3) 

где Т – вращательный момент на входном валу;

      Т = 96,7 кН∙м;

      h – высота шпонки;

       h = 6 мм;

       [σсм] – допускаемое напряжение на смятие, лежит в пределах от 80 до 150 МПа;

       b – ширина шпонки;

       b = 6 мм;

Выразим  из формулы (9.3) рабочую длину шпонки:

lр = (4∙Т)/(h∙d∙[σсм]) = (4∙96,7∙103)/(6∙33,1∙120) = 16,2 мм;

Полная длина шпонки:

Lп = lр + b = 16,2 + 6 = 22,2 мм;

Принимаем по стандартному ряду равной 25 мм.

Выбираем шпонку 6×6×25 в соответствии с ГОСТ 23360-78.

 

Расчет шпонки для колеса быстроходной ступени:

σсм = (4∙Т)/(h∙l∙d)≥[σсм],                                     

где Т – вращательный момент на входном валу;

      Т = 507,8 кН∙м;

      h – высота шпонки;

       h = 10 мм;

       [σсм] – допускаемое напряжение на смятие, лежит в пределах от 80 до 150 МПа;

       b – ширина шпонки;

       b = 16 мм;

Выразим  из формулы (9.3) рабочую длину шпонки:

 

lр = (4∙Т)/(h∙d∙[σсм]) = (4∙507,8∙103)/(10∙56∙120) = 30,23 мм;

Полная длина шпонки:

Lп = lр + b = 30,23 + 16 = 46,23 мм;

Принимаем по стандартному ряду равной 50 мм.

Выбираем шпонку 16×10×50 в соответствии с ГОСТ 23360-78.

Уточненная длина ступицы

Lст = Lп + 10 = 50 + 10 = 60 мм;

 

Расчет шпонки для колеса тихоходной ступени:

σсм = (4∙Т)/(h∙l∙d)≥[σсм],                                       

где Т – вращательный момент на входном валу;

Информация о работе Детали машин