Внешнеэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России.
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Файлы: 1 файл

Курсвая-Внешнеэкномическая политика, цели и этапы развития, Лелекин Е.Н.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время имеет место либерализация  внешнеэкономической деятельности. Несмотря на это значительную роль в развитии внешней торговли и  ее регулировании сохраняют за собой  государства, которые проводят соответствующую  внешнеторговую политику.

Помимо  внешнеторговой политики государства  осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических  отношений. Роль государства в области  внешнеторговой политики имеет существенное значение. Его внешнеторговая политика тесно связана с внутренней экономической  политикой, составляя тем самым  общую экономическую политику государства.

Актуальность  данной темы обусловлена быстрым  темпом развития современных экономических  связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения  уровня торгово-экономического сотрудничества.

Объектом  изучения курсовой работы является внешнеэкономическая  политика России, её цели и этапы  эволюционного развития, а предметом - исследование современных тенденций  развития внешнеэкономических связей страны.

Цель  данной работы – исследовать внешнеэкономическую  политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать  определение внешнеэкономической  политики и охарактеризовать  историю формирования внешнеэкономической  политики в России.

- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.

- выявить  внешнеэкономические приоритеты  страны и определить место  России во внешнеэкономических  связях.

До начала девяностых годов, когда Россия входила  в качестве одной из республик  в состав бывшего СССР, система  внешнеторгового регулирования, носила жестко централизованный характер, соответствующий  всей системе управления народным хозяйством.

Распределение всех ресурсов определялось потребностями  народного хозяйства. Импорт обеспечивал  получение недостающих товаров  из-за границы, а экспорт был предназначен главным образом для получения  необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались  и покупались на внешнем рынке  через специализированные экспортно-импортные  объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.

Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировались из государственного бюджета. Банк для  внешней торговли и Государственный  банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.

Всё это  приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового  механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными  производителями и потребителями - с одной стороны, и зарубежными - с другой.

России  необходима была четкая законодательная  база, которая смогла бы регулировать всю экономическую деятельность страны. И спустя десятилетия, она  появилась в Российской Федерации. Это федеральные законы, кодексы, соглашения, налоговая база и др.

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством означает поддержку, стимулирование и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности.

В промышленно  развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической  политики осуществляется с помощью  ряда средств, контролирующих и стимулирующих  внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.

В процессе выполнения данной работы, были использованы: исследовательский, описательный и  статистический методы. При подготовке работы была использована учебная и научная литература В.В. Гущина, Т.М. Исаченко, И.Т Балабанова, В. В. Покровской, Н.Л. Гаращенко и других авторов. Так же использовались различные источники информации: учебные пособия, научные публикации, федеральные законы, статистические сборники, информация из сети Интернет. Курсовая работа состоит из: введения, трех глав с параграфами, заключения, и списка литературы.

 

I. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1.  История становления внешнеэкономической  политики

 

Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления  внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому  вопросу в России были приняты  в 90-е годы ХХ столетия. 

Распад  Советского Союза (1991 г.) и образование  на его территории большой группы суверенных государств поставили перед  Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования  внешнеэкономических связей. "В течении более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внешнеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности"1.

В существовавших в то время условиях число участников внешнеэкономической деятельности не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные  объединения Министерства внешней  торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а  управление ими осуществлялось из единого  центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обуславливало незаинтересованность непосредственных производителей в  экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались  нерационально.

Серьезным шагом на пути создания новой системы  регулирования внешнеэкономической  деятельностью в России, стал Указ Президента России “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям, независимо от форм собственности, было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд  законодательных актов, призванных создавать систему регулирования  внешнеэкономических связей России. Федеральным собранием РФ были приняты:  “Об иностранных инвестициях  в РСФСР” (1991 г.), “О налоге на добавленную  стоимость” (1991 г.),  “Об акцизах (1991 г.), “О валютном регулировании и  валютном контроле” (1992 г.), Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы о “Таможенном  тарифе” (1993 г.), Федеральные законы “О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности” (1995 г.), “О мерах по защите интересов Российской федерации при осуществлении  торговли товарами” (1998 г.), “Об экспортном контроле”  (1999 г.) и ряд других.

В 1999 г. Была принята новая редакция Закона “Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации”. И в результате проведенной  Правительством РФ и Федеральным  Собранием РФ работы в течении 2003 г. были приняты: новая редакция Таможенного  кодекса Российской Федерации, федеральные  законы:  “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров”, и “О валютном регулировании и валютном контроле”

 

1.2. Сущность и понятие внешнеэкономической  политики

 

Внешнеэкономическая политика – это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей и оптимизации  участия страны в международном  разделении труда. "Основными составляющими  внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика"2. Внешнеэкономическая политика решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

Основные  средства обеспечения внешнеэкономической  политики: таможенно - тарифная система  и нетарифные барьеры, регулирование  движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей  силы, торговля ценными бумагами и  др.

Валютная  политика государства - составная часть  экономической и внешнеэкономической  политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством  воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми  органами.

Таможенная  политика государства - система мер, применяемых государством с целью  установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и  прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и  зачисляемый в федеральный или  местный бюджеты. Налоги на экспорт  и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.

Внешнеторговая  политика государства – это определение  стратегии и совокупность разнообразных  форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование  торговых отношений с другими  странами мира. Известны два её направления: протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – направлен на защиту собственной  промышленности или сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить  иностранные товары на внутренний рынок  или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для  периода формирования капитализма.

Фритредерство – политика свободной торговли. Предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных  товаров. Для политики свободной  торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта  и т.д.

Проводя внешнеэкономическую политику, государство  стремится:

- создать  для своих предпринимателей наиболее  благоприятные условия реализации  их товаров по сравнению с  иностранными на внутреннем рынке.

- способствовать  расширению внешнеэкономических  позиций своих предпринимателей  путём различных мероприятий,  а также стимулировать вывоз  товаров национального производства.

Международная торговля позволяет государствам совершать  обмен тех товаров, которые у  них в избытке на те, которые  им необходимы. В настоящее время  обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и  техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя  направления своей внешнеэкономической  политики, Россия может эффективно использовать эти направления в  своих интересах.

 Стоит  так же отметить, что стабильность  позиций внешнеэкономических политики  зависит не только от стратегических  целей, но и определяется согласованностью  таких стратегических компонентов,  как:

- международной  ситуацией вообще в системе  внешних связей.

- положением  в национальной экономике.

- социально-политической  ситуацией в стране.

II. ГОСУДАРСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

2.1.  Цели и принципы внешнеэкономической  политики

 

Основные  цели и принципы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (вступившего в силу с 18 июня 2004 г.).

К важнейшим  целям государственного регулирования  относят обеспечение благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности, а так же защиты экономических  и политических интересов Российской Федерации.

  "Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами"3

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а так же прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

- равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

- единство таможенной территории Российской Федерации.

- взаимность в отношении другого государства.

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих прав из этих договоров прав Российской Федерации.

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых применяется меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика