Плавание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Известно, что уже в XVI в. в Венеции проводились соревнования по плаванию. Однако подлинную популярность как самостоятельный вид спорта плавание получило лишь в конце XIX в. В 1875 г. англичанин Матью Вебб, переплыв пролив Ла-Манш, преодолел около 35 км и установил первый в истории рекорд на этой трассе — 21 ч 45 мин. В 1890 г. было проведено первенство Европы, а в 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр.

Файлы: 1 файл

МАГУ 2013 КР.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 Кропотливое изучение «напряженности»  по годам и этапам подготовки  пловца вооружит тренера дополнительными  и весьма объективными данными,  опираясь на которые он сумеет  подобрать более эффективные  режимы выполнения упражнений.

 Объем тренировочной нагрузки  еще не определяет величины  ее воздействия на организм. Освоение  одинаковой по показателям объема  и «напряженности» тренировочной  работы сопрягается с далеко  не одинаковыми трудностями (реакцией  организма) у пловцов различной квалификации и подготовленности. Поэтому величина тренировочной нагрузки измеряется не часами, километрами или килограммами, а уровнем реакции организма спортсмена на строго регламентированное выполнение каких-то определенных упражнений.

   Интенсивность и скорость выполнения упражнений. Общий объем упражнений в воде всегда складывается из двух главных частей: из упражнений, выполняемых в свободном, непринужденном темпе, с малой интенсивностью, без ощутимых проявлений воли пловца (объем свободной нагрузки), и упражнений в повышенном темпе, с интенсивностью, достижение различных уровней которой требует соответствующей мобилизации волевых усилий спортсмена (объем интенсивной нагрузки).

 Объем интенсивной нагрузки  в воде принято учитывать в  часах, в километрах и в процентах к общему объему. Доля интенсивной нагрузки является важной характеристикой процесса подготовки отдельного спортсмена или команды в целом. К примеру, в 1960 г. доля интенсивных упражнений у сильнейших пловцов страны в среднем составляла всего 18%', теперь же в ряде случаев она превышает 70—75%.

    Объем скоростных упражнений  в воде дает лишь общее представление  об уровне интенсификации тренировочного  процесса. Детальное изучение этого  вопроса возможно лишь при  конкретных данных о соотношении в скоростной работе различных уровней интенсивности.

Тактические задачи

Повторное проплывание 16x50 м всеми  способами (по 4 отрезка каждым способом). Тренер предлагает выполнять это  упражнение группе, состоящей из 4—5 одинаково подготовленных мастеров водной дорожки; предупреждает, что по минимальной сумме времени, затраченного на проплывание всех отрезков, оценит результаты каждого. Разыгрывается увлекательное состязание. Пловцы отлично знают слабые места соперников, стараются в спарринге навязывать друг другу непривычную схему выполнения упражнения, тщательно соразмеряют свои силы, следят за действиями соперника.

Преодоление 800 м в комплексном  плавании в переменном темпе (100 м  каждым способом в около предельном темпе + 100 м в свободном) Х4. Как распределить силы, какие отрезки плыть быстрее, каким образом не пропустить вперед соперника— все эти вопросы возникают перед каждым пловцом, если ему не только предлагают осваивать какую-то физическую нагрузку, но и задают нелегкие тактические задачи.

 

Упражнения для развития быстроты, особенно такие, как подвижные и  спортивные игры, элементы единоборств, бег, прыжки и метания, весьма насыщены моментами, которые способствуют совершенствованию  тактического мышления пловца: необходимость  мгновенно оценивать сложные игровые ситуации, правильно реагировать на действия партнера или противника, мобилизовать себя на своевременное выполнение максимально сильных,  быстрых  или  точных движений и т. д.

Контрольные испытания по физической подготовке. При хорошей организации могут превратиться еще и в средство оценки тактического мышления пловца. С этой целью на первом этапе подготовительного периода среди квалифицированных мастеров водной дорожки полезно разыгрывать места не только в каждом из отдельных контрольных испытаний, но и суммировать их достижения для характеристики общей физической подготовленности. Если подобного рода комплексные состязания организовывать интересно, с огоньком, то они активизируют весь процесс подготовки пловца, мобилизуют его на решение тех тактических задач, от которых зависит успех в комплексных состязаниях.

Таким образом, правильное построение процесса совершенствования тактического мышления повышает на первом этапе  подготовительного периода эмоциональность  занятий, стимулирует более сознательное отношение пловца к делу, воспитывает его бойцовские качества.

Техника облегченных  спортивных видов плавания

 

Кроль на груди без  выноса рук.

Туловище и таз пловца расположены  в воде почти горизонтально, ноги выпрямлены, голова несколько приподнята, взгляд устремлен над поверхностью вперед-вниз. Правая рука выполняет захват кистью и начинает подтягивание воды по направлению назад к груди в момент, когда левая нога у заканчивает удар сверху-вниз; одновременно левая рука, завершив отталкивание воды назад, начинает подготовительное движение под туловищем вперед. Во время рабочего движения правой руки (подтягивания воды кистью к груди и отталкивания по направлению к бедру) левая рука успевает закончить подготовительное движение, а ноги выполняют три поочередных удара сверху-вниз так, что к моменту захвата воды кистью левой руки правая нога оказывается в крайнем нижнем положении. Затем выполняется рабочее движение левой рукой и подготовительное — правой. За один цикл движений пловец выполняет шесть ударов ногами и по одному гребку каждой рукой. Вдох осуществляется во время поворота головы в сторону плеча, в момент окончания гребка одноименной рукой.

 

Брасс с приподнятой  головой.

Таз и туловище пловца расположены  под небольшим углом к направлению  движения, прямые ноги вместе, голова приподнята, подбородок на поверхности воды, взгляд устремлен вперед. Цикл движений начинается с симметричного захвата воды развернутыми ладонями и подтягивания через стороны вниз-назад; затем, когда кисти рук и предплечья окажутся под углом к плоскости воды примерно в 45°, выполняется энергичное отталкивание воды назад, круговым вращением кистей внутрь к средней линии, и выведение рук вперед с одновременным подтягиванием ног (выполнением подготовительных движений ног, которые начинаются с плавного их сгибания в коленях, разведения в стороны и заканчиваются   разворотом   стоп носками в стороны). После энергичного выполнения рабочих движений ногами (отталкивания круговым захлестывающим движением стоп и голеней в направлении назад в стороны-внутрь до смыкания ног в момент их выпрямления) пловец скользит вперед с вытянутыми руками и осуществляет вдох.

Плавание на боку без  выноса верхней руки.

Пловец расположен в воде на боку под небольшим углом к плоскости  воды. Нижняя рука вытянута вперед, верхняя, слегка согнутая, прижата к туловищу, кисть у бедра. Прямые ноги вместе, приподнятая над поверхностью воды голова ухом прижата к нижней руке. Цикл движений начинается с захвата воды ладонью и предплечьем нижней руки, затем благодаря сгибанию в локтевом и плечевом суставах сначала выполняется подтягивание (до уровня плеч), а потом отталкивание (до бедра одноименной ноги); одновременно верхняя рука продвигается ладонью вдоль туловища вперед, до положения, в котором напротив нижнего плеча осуществляется захват. Сразу же после захвата пловец слегка переворачивается на грудь и начинает гребок верхней рукой (подтягивание— к животу и отталкивание — к бедру верхней ноги); во время подтягивания верхней рукой нижняя ладонью вдоль туловища продвигается вперед, а ноги принимают исходное положение для выполнения «ножниц» (верхняя нога сгибается в колене и захватывает воду подошвенной частью стопы, а нижняя, разгибаясь в тазобедренном суставе и слегка сгибаясь в колене, опирается о воду тыльной частью стопы); интенсивное отталкивание ногами («ножницы») происходит за счет их энергичного выпрямления, завершение которого совпадает с моментом окончания гребка верхней рукой и вдохом. После этого выполняется скольжение вперед и цикл движений пловца повторяется снова.

Основы техники  плавания

Различают самобытные (народные), спортивные и облегченные спортивные способы  плавания.

Владение одним из самобытных  способов плавания, (саженками,   «по-собачьи»,  на спине,  на боку и др.и даст   возможность   человеку  удерживаться    на   поверхности и преодолевать довольно большие расстояния. Однако при плавании самобытными способами   пловцы передвигаются в воде довольно медленно и очень быстро устают.

Техника современных спортивных способов плавания (кроля, брасса, на спине, баттерфляя), несмотря на свою ) сложность, носит предельно целесообразный характер и подчиняется единым требованиям:

1. Пловец целиком (голова, туловище, ноги) находится в воде в положении,  близком к горизонтальному, чтобы  испытывать возможно меньшее сопротивление обтекающего потока.

2. Движения руками и ногами  выполняются по таким траекториям,  чтобы создавались возможно большая  сила тяги (продвигающая пловца  вперед) и минимальные подъемные  и топящие силы.

3. Движения руками и ногами  четко подразделяются на подготовительные и рабочие (например, движения рук в кроле: рабочие — захват, подтягивание и отталкивание; подготовительные — вынимание из воды, движение над водой, опускание в воду).

4. Подготовительные движения выполняются  с максимальным расслаблением мышц, обеспечивающих эффективный гребок, и по таким траекториям, по которым образовалось бы минимальное сопротивление воды.

5. Cогласование рабочих движений: рук — в кроле, рук и ног  — в брассе и т. д.— должно  гарантировать наиболее равномерное  продвижение вперед.

6. Дыхание пловца, с одной стороны,  должно обеспечивать максимально  свободный доступ воздуха в  легкие, с другой — не нарушать  согласованности движений рук  и ног (особенно рук).

Наилучшим образом соблюсти перечисленные  требования удается в кроле, поэтому все абсолютные рекорды скорости установлены пловцами, в совершенстве владеющими именно этим спортивным способом.

При массовом начальном обучении студентов  плаванию целесообразнее знакомить  их с техникой облегченных спортивных способов плавания, таких, как кроль на груди без выноса рук, брасс с приподнятой головой и на боку без выноса верхней руки...

Программа чемпионата

Программа чемпионата составляется в  соответствии с количеством и  подготовленностью студентов —  пловцов вуза. На первых порах существования плавательного бассейна она может быть очень простой, но по мере развития в институте этого вида спорта все больше приближаться к олимпийской.

 Приведем два варианта программы.

1-й вариант (упрощенный):

1)  100 и вольным стилем, женщины  и мужчины:

2)  100 м брассом, женщины и  мужчины;

3)  100 м на спине, женщины  и мужчины;

4)эстафета 4x50 и вольным стилем, женщины и мужчины

2-й вариант (для вузов, которые  кроме учебного отделения имеют  группы спортсменов II и 1 разрядов):

1)  100 и 400 м вольным стилем, женщины и мужчины;

2)  100 и 200 м брассом, женщины  и мужчины;

3)  100 и 200 м на спине, женщины  и мужчины;

4)  100 и 200 м баттерфляем, женщины  и мужчины;

5)  200 к 400 м комплексно, женщины   и  мужчины;

6)  эстафета 4x50 м вольным стилем, женщины и мужчины;

7)  эстафета 4X50 и комбинированная,  женщины и мужчины.

 В каждом положении следует  расшифровывать и программу по  дням.

 Необходимо стремиться к  тому, чтобы чемпионаты вузов  были массовыми и в то же  время не слишком продолжительными. Для этого можно прибегнуть к следующим приемам:

 а)  к участию в предварительных  заплывах на 100 и вольным стилем  и брассом, т. е. к состязаниям  в тех способах, по которым  в институте ведется массовое  обучение, допускать по 60 человек  сильнейших по учебным и контрольным стартам семестра;

 б)  к заплывам на спине,  баттерфляем и в комплексном  плавании допускать по 12 человек  женщин и мужчин (по два заплыва  при шести дорожках в бассейне);

 в)  не проводить предварительных  заплывов на 400 м вольным стилем и в комплексном плавании, на 200 м брассом, на спине и баттерфляем, допуская в финалы

 на этих дистанциях тех  же спортсменов, которые завоевали  право стартовать в финалах  соответственно на 100 и вольным  стилем и 200 м комплексно, 100 м  брассом, на спине и баттерфляем;

 г)  разрешать каждому пловцу  стартовать только на дистанциях  одного способа плавания и  в эстафетах.

Использование этих приемов в данном случае обеспечит при минимальных  затратах времени возможность участия  в чемпионате вуза 312 студентов  и выявления победителей в 24 номерах программы. Новички ограничатся стартом в предварительных заплывах, некоторые— в эстафетах, а сильнейшие пловцы института смогут принять в течение трех дней соревнований участие в пяти заплывах, например: на 100 и вольным стилем в предварительном и финальном заплыве, на 400 м в финальном заплыве и в двух эстафетах.

В предварительных заплывах сильнейшие пловцы рассеиваются. В нашем примере  десяти лучшим кролисткам института  по их результатам в семестре должно быть предоставлено право плыть по средней (если в бассейне шесть, то ОО третьей) дорожке, соответственно: десятой спортсменке — в нервом заплыве, девятой — во втором, восьмой — в третьем..., первой — в десятом (сильнейшем) заплыве: Дорожки для остальных 50 участниц распределяются также по результатам. Причем слабейшая из них, пятидесятая, попадает в первый заплыв на крайнюю (шестую) дорожку, сорок девятая — на первую, сорок восьмая — на пятую, сорок седьмая — на вторую, сорок шестая — на четвертую и т. д.

Не следует проводить предварительных заплывов, если заявлено менее семи участников в номере (в бассейне с шестью дорожками) или девяти (в бассейне с восемью дорожками). Финальные соревнования в каждом номере программы разыгрываются только в том случае, если в них принимает участие не менее трех спортсменов.

Определение победителей

Определение победителей в личной и командной борьбе. Чемпионы вуза и пловцы-призеры, занявшие в каждом номере программы вторые и третьи места, могут определяться только по результатам, показанным в финальных заплывах.

Несколько сложнее выявлять на вузовских  чемпионатах сильнейшие команды  курсов и факультетов. Дело в том, что в большинстве институтов факультеты далеко не одинаковы как  по общему числу студентов, так и  то соотношению женщин и мужчин. Наиболее объективной и стимулирующей спортивную борьбу следует считать такую систему проведения соревнований, которая, с одной стороны, обеспечивала бы допуск к ним всех лучших пловцов института (не ограничивала бы заранее их представительство от каждого факультета), а с другой стороны, в какой-то мере нивелировала бы исходное преимущество той или иной команды. Этому могут служить рассмотренный уже вариант допуска спортсменов к соревнованиям и нивелировочный коэффициент. Обычно его привязывают к контингенту каждого факультета или, что еще лучше, к количеству занимающихся в бассейне студентов.

Информация о работе Плавание