Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала «Вестник Европы» Н.М. Карамзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

С самого начала своего существования журнал «Вестник Европы» был очень популярен, он выходил два раза в месяц небывалым для той эпохи тиражом - 3600 экземпляров, регулярно издавался в течение 28 лет. Н.М. Карамзин был редактором журнала – с 1802 по 1803 год. Он угадывал запросы читателя, желавшего видеть в журнале не только литературное периодическое издание, но и общественно-политический орган, способный объяснить факты и явления современности.

Содержание работы

Введение - 3 -
Основная часть - 5 -
Глава1. История создания журнала - 5 -
Глава 2. Круг сотрудников и содержание журнала - 9 -
Глава 3. Основные идеи журнала - 11 -
Глава 4. Журнал «Вестник Европы»: основные жанры - 20 -
Заключение - 27 -
Список источников и литературы - 29 -

Файлы: 1 файл

Курсовая Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала «Вестник Европы» Н.М. Карамзина.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт МАСС МЕДИА

Кафедра журналистики

 

 

Анализ состояния  русской журналистики XIX века на примере  журнала «Вестник Европы» Н.М. Карамзина

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Москва 2011

Оглавление

Введение - 3 -

Основная  часть - 5 -

Глава1. История  создания журнала - 5 -

Глава 2. Круг сотрудников и содержание журнала - 9 -

Глава 3. Основные идеи журнала - 11 -

Глава 4. Журнал «Вестник Европы»: основные жанры - 20 -

Заключение - 27 -

Список источников и литературы - 29 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С самого начала своего существования журнал «Вестник Европы» был очень популярен, он выходил два раза в месяц небывалым для той эпохи тиражом - 3600 экземпляров, регулярно издавался в течение 28 лет. Н.М. Карамзин был редактором журнала – с 1802 по 1803 год. Он угадывал запросы читателя, желавшего видеть в журнале не только литературное периодическое издание, но и общественно-политический орган, способный объяснить факты и явления современности.

Принимаясь за данную работу, я поставила следующие задачи. Во-первых, определить, в какой период своей жизни Николай Михайлович Карамзин решил приступить к работе над этим изданием, что происходило в его жизни незадолго до этого и ради чего он прекратил работу в «Вестнике…». Во-вторых, я хотела разобраться, какие именно идеи Карамзин пытался донести до общественности, ради чего он начал трудиться над «Вестником Европы». В-третьих, я решила определить круг сотрудников и соратников, которые помогали Николаю Михайловичу в работе над этим издания. В-четвертых, я изучила те жанры, которые были использованы в журнале.

Цель моей работы – определить, какое место в жизни и творчестве Карамзина занимал труд над «Вестником Европы». Ведь ко времени начала издания  этого журнала Карамзин уже сыскал славу писателя, а сразу после того, как он оставил место редактора в «Вестнике …», он стал придворным историографом, человеком, которому Александр I поручил написание истории родной страны.

В XXI веке трудно рассуждать об актуальности данной темы – «Вестник Европы» издавался в самом начале XIX века. Но стоит заметить, что XIX век – важная страница в истории русской публицистики, в эту эпоху работали такие одаренные русские критики, публицисты, издатели, как Н. А. Полевой, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский и другие. Рассматривать историю русской журналистики без должного внимания к этому периоду нельзя. Карамзин и его «Вестник Европы» был неким мостом из одного века в другой, поскольку журнал издавался на рубеже веков. Мало того, сам журнал был значимым явлением не только благодаря имени его издателя: его читали и после того, как номер выходил, журнальные книжки находились в обращении десятилетиями. Он выражал идеи, который витали в воздухе, которые бродили в умах. Эти умонастроения занимают историков, поскольку спустя чуть более чем 20 лет произойдет восстание декабристов, а почва для этого события готовилась много раньше.

Под редакцией Карамзина  было выпущено 44 номера журнала «Вестник Европы». Для написания данной работы я проанализировала важнейшие статьи в журнале и составила общее представление об издании, а так же о провозглашаемых на его страницах идеалах и пропагандируемых идеях.

 

Основная часть

Глава1. История создания журнала

 

В ноябрьском номере «Московских  ведомостей» в 1801 году было напечатано следующее заявление Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен  я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением  из двенадцати лучших английских, французских  и немецких журналов. Литература и  политика составят две главные части  его. Первая часть украсится всеми  цветами новых произведений ума и чувства в Европе. Политические известия будут сообщены в некотором систематическом порядке и как можно скорее ». Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а Ивану Васильевичу Попову – одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда.

Редакторство Карамзина  было блестящим периодом в истории  «Вестника Европы». Журнал был очень популярным, причем с первого выпуска. Во многом это обуславливалось известностью самого Карамзина: к тому времени уже состоялась публикация «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792), которые прославили писателя. Но успех мероприятия превзошел все ожидания. Периодика XVIII в. не являлась долговременной, а журнальные рубрики (критика, политика и т.д.) не были строго разграничены, поэтому издание «Вестника» следует признать новым этапом в истории русской журналистики.

И как журналист, и как  писатель Карамзин был профессионалом и умел обеспечивать себе широкую аудиторию. «Вестник Европы» выходил дважды в месяц в течение двух лет под руководством Карамзина. Журнал продолжал существовать и после, до 1918 года, когда был запрещен. В наше время тоже существует издание с таким названием, которое, по замыслу, продолжает дело основателя.

В первом номере Николай Михайлович во вступительной статье изложил суть дела, за которое он принялся с невероятным усердием. В статье «Письмо к издателю»1 Карамзин от имени читателя из азиатской глуши дает совет быть человеколюбивым, а не осторожным, а помимо этого излагает жалобу на «бедность литературы» и подчеркивает ее наибольшую значимость из всех искусств в родной стране. Относительно политики азиатский читатель, выказав комплименты молодому монарху, пишет, что она не обещает быть слишком объемной, поскольку «вся Европа, наскучив беспорядками и кровопролитием, заключает мир, который, по всем вероятностям, будет тверд и продолжителен».

Опыта в области издательского  дела у Николая Михайловича хватало: в 1785 году молодой Карамзин, после отставки из петербургского гвардейского полка, приезжает в Москву, где знакомиться с видными литераторами своего времени: А. М. Кутузовым, А. А. Петровым и Н. И. Новиковым. Николай Иванович Новиков (1744—1818) был прирожденным организатором и принимался за проекты один шире другого. Среди его в замыслов, воплотившихся в жизнь, были «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786), «Вечерняя Заря» (1782), «Покоящийся Трудолюбец» (1784-1785), первый русский журнал для детей «Детское чтение» (1785-1789).

Лозунгом Новикова было – общественная самодеятельность, идущая не за и не против, а мимо государственной машины. Именно этого не могла ему простить Екатерина II, поскольку вся дворянская пирамида во главе с ней была беспомощна, была лишней, нужной лишь самой себе. Новиков мог увлечь за собой пылким красноречием, а также имел талант сосредотачивать вокруг себя талантливых людей. Ему удалось сколотить тесную группу единомышленников, которых объединяли общие взгляды: вера в необходимость просвещения, личного усовершенствования, отрицание насилия, стремления повлиять на власть имущих при помощи литературы, восприятие влияния французской культуры на русскую как враждебной, патриотизм, страсть к просветительству. В этом круге оказался Карамзин и большинство идей Новикова усвоил и пронес через всю жизнь. Карамзин переводил для «Детского чтения», писал стихи, перевел и опубликовал «Юлия Цезаря» Шекспира и «Эмилию Галотти» Лессинга. В такой атмосфере Карамзин находился 4 года, упорно занимаясь самообразованием, после чего он уехал в путешествие по Европе (1789-1790)2. Это путешествие вылилось в знаменитые «Письма русского путешественика», которые принесли известность писателю.

Произошли перемены в личной жизни Николая Михайловича: в 1801 году он женился на Лизе Протасовой-Плещеевой, долгое время воспеваемой им под  именем Аглаи. Николай Михайлович был счастлив и благодарил проведение за милую жену. Но его супруге не был сужден долгий век и скоро она оставила писателя с новорожденной дочерью Софьей на руках.

Вступление в новое столетие ознаменовалось крупными переменами в жизни страны. Новый император Александр I взошел на престол, и Карамзин встретил его хвалебной одой на восшествие. Однако если сравнить это приветствие с приветствием Павла, то можно заметить, что на нового императора не возлагалась надежд на олицетворение «свободы и милости», а лишь скромно подчеркивалось, что «равенство – одна мечта». Деятельность Карамзина в «Вестнике Европы» (1802-1803 гг.) неразрывно связана с общественным климатом начала царствования Александра I. Существенное смягчение режима и установка нового императора на реформы отличались от царствования Павла I его жесткого цензурного режима. К тому же новый император был благосклонен к Карамзину – недаром некоторое время спустя император поручил писателю написание «Истории государства Российского». Сам Карамзин отводил душу в работе, поскольку был глубоко подавлен после смерти любимой жены.

Итак, приступая к работе над журналом «Вестник Европы», Карамзин понимал, что ничего подобного в  его стране еще не выходило, поскольку  журналов о политике раньше не выпускалось. Но у него были все шансы преуспеть  в этом деле: во время своего путешествия  по странам Европы, он своими глазами  наблюдал за происходившем там (во время Великой французской революции он находился в Париже), познакомился с выдающимися европейскими журналами и готов был начать нечто подобное в России. В то же время, благодаря кружку Новикова он имел четкую жизненную установку и массу знакомых среди выдающихся дворян, которые позже помогали ему в издании «Вестника …», а также определенный опыт работы в печатных органах. Помимо этого он уже был известным состоявшимся писателем. Личная драма способствовала тому, чтобы писатель погрузился в работу с головой, а политические события (на трон взошел новый император) создавали благоприятный климат для начинания новых периодических изданий.

жизнь творчество карамзин журналистика

 

Глава 2. Круг сотрудников и содержание журнала

 

Весь «Вестник Европы»  — это как бы единый монолог  издателя, выражающий его политическую установку3. Но «сочинять Журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в многообразии, которого один талант никогда не имел», - так пишет Карамзин во вступительной статье «Письмо к издателю»4. Эту статью многие исследователи выделяют как программную, и в ней автор дает понять, что принимается за дело не в одиночестве. Однако многие статьи в журнале в основном были анонимными.

Журнал с первого номера четко делился на 2 части: «Литература и Смесь» и «Политика». Издание состоит в основном из переводов литературных произведений и статей из европейских журналов, а также отечественных писателей. Среди тех, кто печатался в первом разделе были: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, М. М. Херасков, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Д. В. Давыдов – по сути, вокруг Карамзина собрался весь цвет литературы конца XVIII века.

Все литераторы, участвовавшие в издании «Вестника», были близкими друзьями Николая Михайловича и были родственны ему по духу, были «карамзинистами». Основой общественной и литературной концепции «карамзинистов» была вера в прогресс: нравственное улучшение человека, политическое улучшение государства, успехи разума и прогресс литературы составляли для них разные грани единого понятия цивилизации. Отношение к ней было безусловно положительным. Литература мыслилась как существенная составная часть этого поступательного развития, и успехи ее не отделялись от общих успехов просвещения.

Поскольку тексты в журнале  в основном были анонимны, то трудно определить, авторами каких статей был каждый из названных выше литераторов. Но доподлинно известно, например, что  литературной известностью Жуковский обязан Карамзину: в конце 1802 года в "Вестнике Европы" была опубликована элегия "Сельское кладбище" - вольный перевод произведения английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя. Элегия очень органично и глубоко связана с сентиментализмом Карамзина, была выдержана в духе журнала (его литературной части).

Сам Карамзин активно печатался  в этом журнале. Он весьма последовательно  излагал аудитории свои взгляды. Например, он стал автором статей «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств»5 , «О любви к отечеству и народной гордости»6 и некоторых других, которые в эпоху галломании и стеснения говорить на родом языке преподавали урок патриотизма соотечественникам. Мысль Карамзина была проста: «Должно приучить россиян к уважению собственного».

Из своих произведений в «Вестнике…» он опубликовал  повести "Марфа Посадница", "Рыцарь нашего времени", "Моя исповедь". Помимо этого он переводил статьи зарубежных журналов и газет, а так же писал всевозможные послания: «Письмо к издателю», «История слез»7, «Письмо госпожи Жанлис из Швейцарии»8, «Великодушное дело Тверского Дворянина»9, «Забавные Шотландские Графы»10 и т.д.

Однако не все убеждения Карамзина были политического характера. Так, красной нитью сквозь литературную часть издания прошла следующая мысль Карамзина: он разделял точку зрения Фридриха Шлегеля, что художественное мнение не является художественным произведением, а потому в своем журнале старался обходиться без литературной критики. Уже в «Письме к издателю» он пишет: «Пиши, кто умеет писать хорошо: вот самая лучшая критика на дурные книги!» Однако самому писателю было трудно обойтись без выражения своего мнения о каком-либо произведении. Например, книжка номер 9 за 1803 год начиналась со статьи «О Багдоновиче и его сочинениях». В ней Карамзин рассказывал об авторе «Душеньки»: рассказав о жизни Багдановича, Карамзин обратил внимание «на сильный, хороший стих, счастливое слово, искусный переход от одной мысли к другой». Евгений Осетров, писатель и литературовед, исследователь творчества Карамзина, считает, что с этой статьи началась отечественная литературная критика.

Таким образом, при работе над журналом Карамзин привлекал  своих друзей-литераторов, однако из-за анонимности трудно определить авторство статей. Но сам Карамзин подчеркивает, что работал над изданием не в одиночку, хотя Лотман и считает «Вестник Европы» монологом издателя. Журнал состоял из двух частей – литературы и политики, как было заявлено изначально, и чему автор не изменил на протяжении двух лет, хотя и создается впечатление, что второй части автор отдает предпочтение.

Информация о работе Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала «Вестник Европы» Н.М. Карамзина