Асоциальные тенденции в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Какими навыками должен обладать будущий лауреат Пулитцеровской премии, на какие стороны своего «я» нужно прежде всего делать акцент, какие качества позволят подняться на высший уровень журналистики и сохранить свое истинное лицо - вот основные вопросы исследования.
Для формирования четкого представления о положении в средствах массовой информации я в 1 главе своего исследования рассмотрю основные положения требований украинского медиарынка, изучу специфику журналистского образования. Во 2 главе я сопоставлю картину украинской журналистики с таковой в России, США и некоторых европейских странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1 Понятие журналистика……………………………………………………...4
1.2 История возникновения и развития журналистики……………………...8
ГЛАВА II. АССОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ : ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
2.1 Тенденции журналистики…………………………………………………..16
2.2 Причины и последствия асоциальных тенденций в журналистике…….20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЫНКА ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ГАЗЕТЫ «ЖЕЛТЫЙ МАЛЫШ»
3.1 Характеристика и анализ газеты…………………………………………..23
3.3 Рекомендации……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)

Особое положение в терминологии занимает слово «публицистика». У этого явления нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Мы возьмем за первоначальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. publicus -- общественный) -- вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.

Публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других источниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорится как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мнение, сознание и поведение.

Работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо - делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в самом простом виде состоит из трех компонентов

Социальный институт журналистики

Поскольку журналистика участвует в процессах, идущих в каждой из названных сфер, на нее распространяются закономерности и «правила игры», управляющие деятельностью всех других элементов этих социетальных систем. Например, в политической области наше внимание привлекут отношения СМИ с государством, гражданами, партиями и т.п. В то же время здесь не имеет существенного значения информационная природа журналистики. Наоборот, с точки зрения экономики мало что значат политические пристрастия редакций -- здесь важно, что, как и любое предприятие, СМИ участвуют в товарно-денежном обмене, и именно на этом их качестве сосредоточивается внимание. Таким образом, в каждом случае мы абстрагируемся от ролей, которые предписаны прессе в других социетальных системах. Нас интересует центральная для избранной системы категория анализа, по отношению к которой проявляются природные качества СМИ.

Социальный институт журналистики - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт // http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html

Как и любой социальный институт, журналистика имеет факторы, оказывающие непосредственное воздействие на ее деятельность и существование.

В систему журналистики вовлечены следующие категории:

ь Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ.

ь Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

ь Журналисты - штатные и внештатные работники редакций, которые ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации.

ь Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интерентом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации.

ь Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам - печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет.

ь Массовая аудитория - та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория - не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются.

ь Социальные институты - государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения.

ь И, наконец, сама действительность, которая выступает, как источником журналистики, так и конечным объектом ее воздействия. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 210с. - С.18-19.

В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая. 

ГЛАВА III.  АНАЛИЗ РЫНКА ЖЕОТОЙ ПРЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ГАЗЕТЫ «ЖЕЛТЫЙ МАЛЫШ»

3.1 Характеристика и анализ  газеты 

Желтый малыш», причины популярности

Распространение "желтизны" в масс-медиа - результат эволюции массового общества в XX в. Но само понятие "желтой" журналистики, как отдельной ветви масс-медиа, зародилось в конце XIX века в ходе жесткой конкурентной борьбы между двумя магнатами прессы У.Р.Херстом и Дж.Пулитцером (центовая пресса - "penny press") с появлением т.н. "желтого малыша", героя коммиксов под названием "Переулок Хогана".

Как и все газетные рисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет.

Появляясь в газете из номера в номер, персонаж забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричными поступками и комическими рассуждениями на различные темы. Таким образом, термин "желтая пресса" первоначально обозначал периодику, печатающую определенный вид комиксов с конкретным героем. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор третьего издания -- New York Press, напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты "желтой прессой", выражение стало крылатым. По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела. Но, несомненно, термин "желтая пресса" не прижился бы, если бы не невольная ассоциация с "желтым билетом" - специальной карточкой, которую полиция выдавала представительницам другой профессии, не менее древней, чем журналистика.

Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Но массового читателя отпугивали заумные статьи респектабельных изданий, их излишняя назидательность.

Публика желала развлечений. А ничто не вызывает такого жгучего интереса, как слухи, сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. И, конечно, в таких изданиях должно быть больше секса, насилия и жареных фактов, а лучше все сразу.

Качественное изменение в стратегии и тактике продвижения информационного товара на рынке после технократической, сексуальной и прочих революций создало социально-культурные предпосылки для возникновения откровенной "желтизны". Вообще, в российской и зарубежной прессе, исходя из особенностей их функционирования, можно условно выделить 3 основных типа изданий: качественные, массовые ("популярные") и "желтые". Говоря о практике газетного дела, между ними нет жестких разграничений. Например, "желтизну" можно встретить в рубрике "Светская жизнь" на страницах даже столь качественного издания, как "Известия". Понятно, что "желтая" пресса, используя темы и приемы качественных и массовых газет, в то же время банализирует суть социальных проблем, ориентируясь прежде всего на коммерческий успех, имеет другие цели и поэтому на современном этапе развития является вполне самостоятельным типом издания.

Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: Причины популярности "ЖП" кроются, на мой взгляд, в востребованности подобного рода чтива среди аудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом "желтухи" отражает общий уровень культуры в обществе. Менее интеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу, "бьющую" в примитивные инстинкты. Люди же более "продвинутые" любят, что называется, "пищу для ума и души", то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший в обществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющего главным приоритетом интерес к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд, тем популярнее и востребованнее "желтая пресса". ( Коммерсантъ -Деньги «Под прессом желтой прессы». Максим Черниговский)

Кирилл Василенко, обозреватель газеты "Время новостей": работает на основных инстинктах человека - страх, секс, эксплуатация чувства гордости, зависти, гнева. Может охватить более широкую аудиторию, поскольку привлекает серую массу (большинство), не желающую напрягать мозги, анализировать, искать суть. Кроме того привлекает и часть думающей аудитории, благодаря возможности "отключить мозги", получить информационное удовлетворение тех же самых основных инстинктов. Желтая пресса работает по принципу "правда "искусства" важнее правды жизни". Целевая аудитория желтой прессы - люди, которые не способны самостоятельно принимать решения, пользуясь мозгами, но с радостью пойдут улюлюкать по указанному журналистами маршруту. Толпа поддержит любой выплеск негативных эмоций, независимо от того, по отношению к кому это направлено.

Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: В любом государстве есть так называемые слои населения - низший, высший и средний. Их принадлежность к соответствующей категории определяется относительным, а не абсолютным значением.

Грубо говоря, что в одной стране принято считать средним классом, то в другой - высший, а в третьей - низший. И если вы ликвидируете "низ", то сам по себе он не исчезнет. Им станет определенная часть "середины". Такая же ситуация и с "желтой прессой". Уберите "Спид -ИНФО" - моментально "пожелтеет" кто-то еще. Навсегда искоренить желтую прессу невозможно - она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не дает опуститься более достойным и серьезным изданиям (свято место пусто не бывает, всегда определенная часть читателей будет тянуться к "желтухе"). Кроме того, это своеобразный "антиориентир" - как не надо делать. Поэтому "желтую прессу" как таковую искоренять не только не нужно, но и бессмысленно.

На сегодняшний день нет четких границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная желтизна может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы, секс, насилие), во-вторых, способом подачи материала, а главное -- тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.

Компромат и замочная скважина Деятельность желтого издания сопряжена с двумя видами нарушений закона: незаконным вмешательством в частную жизнь и диффамацией - распространением компромата, порочащих сведений.

Типологические черты «желтой прессы»

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.

Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволил выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы. ((Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005 Евгений Сазонов, Феномен «желтой прессы»)

Информация о работе Асоциальные тенденции в журналистике