Информационное общество США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

В XX в. мир начал превращаться в единое информационное пространство. Происходящие изменения современности можно сравнить с эпохой великих географических открытий, когда возникла необходимость создания системы глобальных сообщений, в связи с освоением новых континентов. Это привело к появлению новых перспектив экономического развития и, вследствие этого, создало возможность быстро перемещаться и передавать товары на большие расстояния. Таким образом, быстрыми темпами стала развиваться международная торговля, которая, во взаимодействии с развитой транспортной инфраструктурой являлась неотъемлемым элементом, необходимым для экономического развития государств. Дальнейшее историческое развитие международных отношений было подвержено влиянию зародившегося нового явления – глобализации.

Содержание работы

Введение
1. Особенности информационной экономики
2.Новые возможности экономического развития в информационном обществе
3. Факторы американского лидерства в современном мире
4.Ресурсы Соединённых Штатов в эпоху становления информационного общества
5.Космические ресурсы
6.Другие факторы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

США РИО.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

В–третьих, возросший спрос  на информацию был обусловлен изобретением и значительным снижением стоимости  информационных технологий. Первые электронно–вычислительные машины появились в начале XX в. Разработка новых технологий продолжилась после второй мировой войны в основном за счет государственного финансирования и использовалась преимущественно военными или государственными органами. Уже в 1948 г. изобретение транзисторов позволило значительно снизить издержки производства компьютеров, и соответственно их стоимость. Последующие технологические достижения, происходившие в основном в Америке, позволили сделать использование информационных технологий доступными практически каждому человеку в США. В частности, в 1974 г. были созданы персональные компьютеры, получившие распространении во второй половине 1980–х гг., когда фирма IBM стала производить ПК, не защищая его конструкцию патентами. Компьютер был создан по принципу открытой архитектуры из независимо изготовленных частей. Это дало возможность другим фирмам использовать технологии создания персональных компьютеров, что очень быстро привело к большой конкуренции между производителями(4). Широкое распространение компьютеров в США на 1990–е гг. в значительной степени было обусловлено проводимой правительством политикой поддержки информационных технологий. Доступность информационных технологий позволила очень быстро внедрить технологии в экономику, что явилось одним из основных факторов американского экономического роста в 1990х гг.

Другим значительным событием, сыгравшим роль в стремительной  информатизации Соединённых Штатов, стало изобретение компьютерных сетей, в связи с возникшей  необходимостью передачи и обмена информацией. Первые успешные опыты в этой области проходили в середине 1970-х гг. в американском военном агентстве передовых исследований (DARPA, а в то время ARPA – (Defense) Advanced Research Program Agency). Тогда сеть компьютеров объединяла несколько научно–исследовательских центров в США посредством телефонных линий и называлась ARPANET. К началу 1990х гг. правительство приняло решение коммерциализировать эту военную разработку, и помимо вышеупомянутых участников, к ней присоединились другие государственные учреждения, экономические корпорации и все обладатели компьютеров не только в США, но и во многих других странах.

Безусловно, отмеченные характеристики современного этапа развития сформировались не сразу. Более того, возможности, появившиеся  в результате развития информационных технологий, были широко освоены только к началу 1990х гг. В частности, широкое использование информационных технологий Соединёнными Штатами в экономике было связано с небольшим экономическим кризисом в США в конце 1980 х гг. намечался дефицит бюджета, вызванный значительными военными расходами в период администрации Р.Рэйгана и Дж.Буша-ст.

Успех американской экономики  в период правления администрации  У. Клинтона прежде всего связан с активным развитием мощнейшего в мире научно–технологического потенциала. С началом холодной войны, американское государство начало активно поддерживать развитие науки и технологий. Считалось, что именно государственные инвестиции в НИОКР позволят Соединённым Штатам добиться экономического преимущества по сравнению с Советским Союзом. Соперничество между двумя полюсами международных отношений в этой области было особенно жестким. Главным аспектом государственной научно–технологической политики США было обеспечение национальной безопасности.

Рост американской экономики  в 1990–е гг. был во многом связан с  инновационной деятельностью. Инновационная  политика американского правительства  до администрации Клинтона создала  благоприятные условия для того, чтобы в 1990–е гг. благодаря развитию информационных технологий экономика  развивалась особенно быстрыми темпами. Рост экономики связан с применением  информационных технологий в наиболее активно развивающихся секторах экономики. Наукоемкие экономические  предприятия, имеющие доступ к капиталу, активно используют информационные технологии, что дает большие экономические  преимущества. Пример Соединённых Штатов в этом плане наиболее ярко демонстрирует  открывающиеся экономические преимущества в результате использования информационных технологий для адаптации к условиям «новой» экономики.

Успех Соединённых Штатов среди прочего связан со значительной ролью правительства, которую оно  играло в развитии технологий, регулирования  рыночных механизмов и обеспечения  основных социальных услуг. По мнению американского экономиста, лауреата нобелевской премии Дж. Стиглица, для обеспечения конкурентоспособности государства в глобальной экономике, крайне важна государственная поддержка экономических процессов и прежде всего в области технологического развития. Глобализация поставила перед государствами новые проблемы, связанные с растущей степенью неравенства и безопасности, возникающие в связи с вызовами поддержания конкурентоспособности. «Глобализация во многом ограничила способность национальных государств реагировать и противостоять этим вызовам. Процессы глобализации приводят к либерализации рыночных сил, которые сами по себе стали не менее мощными, чем правительства, которые не в состоянии их контролировать»(5). Государственное регулирование в развитии информационных технологий сыграло ключевую роль. Администрация президента У. Клинтона впервые включила технологическую политику государства в национальную экономическую стратегию.

С завершением холодной войны  острая необходимость в развитии военных технологий для противостояния с Советским Союзом отпала, основным приоритетом стало экономическое  развитие, а соответственно и развитие гражданских технологий, служивших  двигателем экономического роста и  источником повышения конкурентоспособности  бизнеса. Новая демократическая  администрация внесла во многом радикальные  предложения изменения экономической  политики для повышения конкурентоспособности  страны в целом. В отношении информационных технологий приоритетом государственной  политики стало не только проведение военной конверсии – коммерциализация военных технологий, но и использование  военными органами коммерческих технологий.

Результатом проводимой в  США экономической политики, направленной на стимулирование и активную государственную  поддержку информационных технологий явилось формирование мощного информационно–технологического комплекса, который состоял как  из материального производства, так  и сферы услуг. Именно он являлся  одним из двигателей американской экономики  и способствовал формированию американского  лидерства в мире.

В этой связи представляется интересным взглянуть на проблему разворачивающегося экономического кризиса в США. Сложно сказать, когда экономика США  стала информационной, однако очевидно, что за всю историю американской информационной экономики подобный кризис происходит впервые.

Рассмотрим основные показатели американского информационного  ресурсного потенциала в современном  мире.

Ресурсы Соединённых  Штатов в эпоху становления информационного  общества

История свидетельствует, что  Соединённые Штаты заняли позицию  мирового экономического лидера только после первой мировой войны. Если в начале века внешняя политика США  формировалась согласно «доктрине  Монро», которая заключалась в  том, что США не вмешиваются в  дела Европы, а европейские страны, в свою очередь не рассматривают  Северную Америку как сферу своих  национальных интересов, то в ходе Первой мировой войны эта доктрина подверглась радикальному изменению. Президент Вудро Вильсон принял решение поддержать сторону союзников, предоставив существенную материальную помощь. Благодаря военным заказам, значительно возросшему спросу на промышленные товары, Соединённые Штаты оказались в очень выгодном положении после первой мировой войны. Именно тогда США заняли позицию мирового экономического, торгового и финансового лидера.

Только за период войны, ВНП  США вырос в два раза, и после  войны продолжал расти. Однако военные  заказы играли уже меньшую роль. Гигантские средства, оказавшиеся в  распоряжении корпораций, обеспечили новые крупные капиталовложения в американскую экономику. Начавшийся на этой базе промышленный подъем еще  более увеличил удельный вес Соединенных  Штатов в мировом промышленном производстве, в то время как доля европейских  стран конкурентов Америки значительно  снизилась. Небольшой экономический  кризис начала 1920х гг., по мнению многих исследователей, был связан с трудностями  перехода с военной экономики  на гражданское производство.

К концу 1920х гг. Соединённые  Штаты столкнулись с самым  тяжелым за историю финансовым кризисом – «Великой депрессией». Промышленность развивалась настолько стремительно, что к концу 1920х гг. наступил кризис перепроизводства. Произведенные товары никто не покупал, разорились многие предприятия, однако в гораздо более  тяжелом положении оказался американский финансовый рынок.

Выходом из кризиса была политика пришедшего к власти в 1933 г. Франклина Делано Рузвельта. «Новый курс» заключался в активном вмешательстве государства в экономику и отмены принципа “Laissez faire”. В экономике, новый курс предусматривал значительное вмешательство государства в область регулирования финансовых рынков. В частности, в 1932 г. американский Конгресс принял закон «Гласса–Стигала», который вводил фундаментальные ограничения на холдинговые объединения банков, гарантийных фондов, работающих с ценными бумагами, страховых и иных компаний, предоставляющих финансовые услуги. «Закон запретил банкам заниматься спекулятивным страхованием ценных бумаг и гарантировать их размещение среди инвесторов. В соответствии с этим законом цена бумаг не могла произвольно декларироваться эмитентом или поддерживающим его банком, а определялась на бирже в ходе торгов (их первичного размещения). Таким образом, банки лишались возможности спекулировать, гарантируя номинальную ликвидность акций и других обязательств частных компаний. Можно сказать, что именно закон Гласса–Стигала обеспечил инвестициями реальный сектор американской экономики и сыграл огромную роль в её выходе из великой депрессии»(6).

Благодаря реформам президента Рузвельта, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от финансовых потрясений, и в ходе новой войны оказывали поставки вооружений, продовольствия и других промышленных товаров в Европейские страны. Ленд–лиз во время войны и план Маршалла после означали окончательное утверждение США как мирового финансового лидера. И снова экономика США поднялась за счет производства и торговли промышленными товарами, преимущественно военного назначения, в силу того, что именно на эти товары резко возрос спрос со стороны европейских держав, участвующих в вооруженных действиях. США вновь подтвердили свой статус крупнейшей промышленной державы, лидера на мировом финансовом рынке, с некоторой долей уверенности можно сказать, что в период Второй мировой войны США обладали монополией на производство и торговлю промышленных товаров.

Космические ресурсы 

Особая категория в  изучении информационного ресурсного потенциала государства являются показатели развития космоса. Изучение правительственных  космических программ, изменение  структуры рынка и общего экономического значения от космической отрасли  показывает, что космическая активность значительно расширяется за рамки  традиционных способов использования  космических ресурсов и активно  используется в бизнесе. Рост прибылей от космических программ, составивший  в 2007 г. 11%, превосходит 251 млрд. долл. Это  свидетельствует о том, что космос является сферой тесного международного сотрудничества в области исследования, научной деятельности и возможной  областью военного соперничества, а  также залогом устойчивого экономического роста. Космическая промышленность является важным двигателем экономики, через занятость более ста  тысяч человек в США, в области  развития новых продуктов и услуг, которые могут приносить значительные прибыли в повседневную жизнь. Космическая  индустрия превратилась в крупнейшую отрасль мировой экономики. В 1996 г. общие доходы от коммерческой деятельности впервые превысили объемы государственных  расходов на космос. В общем объеме космических программ коммерческого  характера на долю стран ЕС приходилось 60%, на долю России – 10–12%. За ними следовали Соединенные Штаты, Китай и Индия. В середине 2000–х годов ежегодный прирост мирового космического рынка составляет 30–40 млрд. долларов.

В результате развития техники  и технологий космическая деятельность, как высокотехнологичная отрасль  экономики, становится все более  рентабельной, привлекая новые инвестиции частных компаний и физических лиц. В промышленно развитых странах  в разных отраслях экономики стали  шире внедряться космические технологии и побочные продукты космической  деятельности. Разрабатываемые с  помощью таких технологий новые  изделия и даже виды услуг давно  реализуются на мировом рынке  по конкурентоспособным ценам. Коммерческие фирмы стали основными инвесторами  в ряде сегментов космического рынка  – например, в секторе спутниковой  связи(7). Космические технологии существенно увеличивают возможности менеджмента и управления, поэтому особенно востребованы в ТНК. Руководство транснациональными корпорациями осуществляется на дальние расстояния в режиме реального времени, что значительно повышает эффективность в управлении.

Правительственный спрос  на спутниковую связь и наземные базы, так как и развитие военного космоса за счёт государственных  инвестиций и расходов бюджета будет  расти в ближайшем будущем. Совместные усилия к завершению международной  космической станции и амбициозные планы беспилотного изучения Луны, Марса и других космических тел свидетельствуют о значительной вовлеченности государства в космическую активность.

Растущий интерес коммерческих предприятий в области технологий глобального позиционирования, и  значительное расширение производимых товаров и предоставляемых услуг  в промышленности уже принесли впечатляющие результаты. Спутниковое радио, телевизионные услуги также играют значительную роль в развитии космической промышленности.

Вследствие растущего  значения космической отрасли в  экономике, сегодня можно говорить и о космических ресурсах, которые  имеют некоторые схожие черты  с информационными. Не менее сложно оценить значение космического фактора в экономике, однако если посмотреть на некоторые данные, в частности размеры космического бюджета в национальной экономике и количество спутников, то получается следующая картина (табл. 3).  

 

Таблица 3. Международные  государственные расходы на космические  программы (млрд. долл. США), количество спутников связи, количество спутников  наблюдения

 

Международные государственные  расходы на космические программы (млрд. долл. США)

Спутники связи

Военные спутники наблюдения

Канада

0,37

7

1

Китай

1,50

14

 

Франция

0,95

2

8

Германия

0,39

 

3

Индия

0,88

11

 

Италия

0,65

1

 

Япония

2,21

24

4

Россия

1,32

43 (СНГ)

17 (СНГ)

Великобритания

0,12

3

2

США (коммерческие спутники)

2,29

193

68

ВСЕГО

14,70

524

107

Информация о работе Информационное общество США