Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом. Принято выделять три группы жанров:
1. Информационные
2. Аналитические
3. Художественно-публицистические
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга в современных условиях способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной работе.
Цель курсовой работы: рассмотреть информационные жанры журналистики, изучить их направленность и структуру, сделать вывод.
Задача исследования: разобраться, как функционируют информационные жанры в современных условиях. Показать их особенности на примере материалов газеты «Санкт-Петербургские Ведомости».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. 1 курс.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский государственный  университет

технологии и дизайна

Северо-Западный институт печати

Факультет ИДРКТ

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Основы  творческой деятельности журналиста»

На тему: Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях

 

 

Выполнил: Софронов Федор  Викторович

Студент 1 курса дневного отделения

Специальность «Журналистика»

 

Руководитель: Аракелян Ф.А.

Кандидат филологических наук

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Описание и характеристика информационных жанров……............…4

    1. Хроника
    2. Информация
    3. Заметка
    4. Информационная корреспонденция
    5. Информационный отчет
    6. Информационное интервью
    7. Репортаж
    8. Блиц-опрос
    9. Некролог

Глава 2. Функционирование информационных жанров в современных условиях……………………………………………………………………….…11

2.1.    Хроника на  примере материала газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» (выпуск  № 095  от  27.05.2011)

2.2.    Репортаж на примере материала газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» (Выпуск  № 082  от  10.05.2011)

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом. Принято выделять три группы жанров:

  1. Информационные
  2. Аналитические
  3. Художественно-публицистические

Тексты, относящиеся к  информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть  массовых информационных потоков. В  периодической печати, как и в  СМИ в целом, такого рода тексты выступают  основными носителями оперативной  информации, позволяющей аудитории  осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере  действительности. Всесторонности, полноте  этого мониторинга в современных условиях способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной работе.

Цель курсовой работы: рассмотреть  информационные жанры журналистики, изучить их направленность и структуру, сделать вывод.

Задача исследования: разобраться, как функционируют информационные жанры в современных условиях. Показать их особенности на примере материалов газеты «Санкт-Петербургские Ведомости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Описание и характеристика информационных жанров

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией  и даже просто числом строк. Условно  их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Главная цель информационного  материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о  факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима. Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

 

    1. Хроника.

Хроника - факт без подробностей. Небольшие сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются в подборках (блоках). Хроникальная информация отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Хроникальное сообщение  – это своего рода информационный повод (событие, о котором сообщается) в чистом виде. Как правило, заметка начинается непосредственно с информационного повода, после чего идет его расширение – конкретизация времени, места, обстоятельств события.

 

    1. Информация.

Информация – это прежде всего «новость», «информационное сообщение», элемент «бегущей строки», «горячей линии», оперативное краткое изложение сущности актуального факта, события, явления. Как правило, содержит от 10 до 30 строк в газете, имеет заголовок и подпись автора, сообщает факт с некоторыми подробностями.

Расширенная информация. Стилистически не отличается от заметки. Композиционные отличия: несколько больший объем  (от 40 до 150 строк). Возможное наличие не только заголовка, но и подзаголовков. Допускается

 

присутствие в тексте справок и характеристик,  а также задатков композиционного решения (вступление, завершение).

 

    1. Заметка.

Жанровое определение  «заметка» соотносится с типом  материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в  журналистике соответствующих представлений  об объеме публикаций) размерами, в  котором излагаются результаты определенного  изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о  том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого  изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное  для заметки – именно краткое  изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость»[1], т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена  как результат взаимодействия различных  жанрообразующих факторов. Иначе  говоря, она может отображать самые  разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного  содержания, что очень часто связано  с типом издания, в котором  она опубликована . Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разумеется, в пределах общих характеристик заметки). Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами.

 

1.4. Информационная корреспонденция.

 Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационная корреспонденция  близка по своей сути к репортажу, однако таковым не является в силу ряда причин. Дело в том, что автор  корреспонденции, как правило, не присутствует на месте события в момент его  совершения. Кроме того, он не ставит перед собой задачу Дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения (часто это и невозможно сделать, не побывав на месте события). Кроме того, репортаж более приспособлен для описания именно событий, происшествий (чаще всего необычных). Корреспонденция же чаще описывает обычные события, но и не только их, а также какие-то локальные ситуации, процессы. Для корреспондента главное – изложить суть дела, для репортера же – изложить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении репортажа у аудитории возникал эффект присутствия на месте события.

 

1.5. Информационный отчет

Причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный  отчет», к самостоятельному жанру  заключается в особом характере  предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Именно в ходе их вырабатывается «продукция», представляющая собой различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ (хотя, разумеется, ее могут

интересовать и различные  стороны хода самих конференций, собраний и прочих мероприятий).

Автор любого отчета, упоминающий  людей, принимающих участие в  описываемых в текстах мероприятиях, обязательно должен проверить и  точно назвать их имена, фамилии, должности. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными и, по возможности, данными не в пересказе автора публикации, а в дословном изложении. Такая точность страхует автора отчета от возможных неприятностей, связанных с искажением информации.

 

1.6. Информационное интервью

Интервью – диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте. Это изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Интервью предполагает совместное творчество:  журналист предвосхищает вопросы читателей  (радиослушателей или телезрителей), тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией.

Слово  «интервью»  в  журналистике имеет два значения:  метод и жанр  - метод отбора информации и жанр журналистики. Тот самый жанр, который довольно часто присутствует и в других жанрах. 

Интервью – один из самых  распространенных журналистских жанров, который может показаться довольно простым. Однако и здесь следует строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview – «беседа»,  поэтому текст интервью,  как правило,  должен быть именно беседой,  из которой должно быть предельно ясно, кто беседует  (а в большинстве случаев – и с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь.

Роль журналиста не сводится в процессе интервью к простой передаче высказанных фактов. Наоборот,  успех интервью зависит в первую очередь от ведущего  (каков вопрос – таков ответ). Свои вопросы журналист должен сформулировать таким образом,  чтобы получить на них конкретные ответы. Те самые ответы, которые интересуют и его самого, и аудиторию читателей, радиослушателей или телезрителей. Журналист, который не учитывает этого факта,  задает неинтересные,  второстепенные,  одним словом, «не те»

вопросы.  Подобная ситуация, как правило, вызывает у аудитории досаду и раздражение.

Как и другие информационные жанры,  интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремленностью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель,  глава правительства или президент.  Особенность таких официальных интервью в том,  что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения.

 

1.7. Репортаж

Репортаж – один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал,  полученный с «места происшествия».  Репортаж бывает событийный,  тематический, постановочный. Жанр репортажа не нужно путать с отчетом  (сообщением о событии): отчет предполагает объективность,  сухое изложение последовательности фактов,  репортаж –  наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля,  в репортаже это исключено.  Автор репортажа – сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров –  отчета, интервью, повествования,  отступления,  характеристики персонажа. Бывают,  правда,  репортажи,  где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя,  слушателя или зрителя в том,  что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали,  не придумывая их, –  это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками.

Репортаж – один из основных информационных жанров. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления,  развития и совершенствования репортажа.  Однако средства массовой информации существенно изменились,  особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж – далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все.  И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа

новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий  не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.

Репортаж тематический –  это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами.

Репортаж событийный –  жанр полностью информационный,  он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию,  но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.

Информация о работе Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях