Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом. Принято выделять три группы жанров:
1. Информационные
2. Аналитические
3. Художественно-публицистические
Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга в современных условиях способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной работе.
Цель курсовой работы: рассмотреть информационные жанры журналистики, изучить их направленность и структуру, сделать вывод.
Задача исследования: разобраться, как функционируют информационные жанры в современных условиях. Показать их особенности на примере материалов газеты «Санкт-Петербургские Ведомости».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. 1 курс.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Конечно, у жанра событийного  репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.

 

1.8. Блиц-опрос

 Напомним, что опрос – это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (порой – множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

 

    1. Некролог

 

Многие газеты публикуют  такие информационные материалы, которые  выглядят достаточно специфическими, хотя на страницах газет и журналов они присутствуют довольно часто  и, пожалуй, с первых дней зарождения периодической печати. Это – некрологи. Напомним, что опрос – это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (порой – множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Кроме того, некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функционирование информационных жанров в современных условиях.

Изучены:

«Санкт-Петербургские Ведомости» (выпуск  № 095  от  27.05.2011)

«Санкт-Петербургские Ведомости» (Выпуск  № 082  от  10.05.2011)

 

 

Для эмпирической части моего  исследования не случайно была выбрана  газета «Санкт-Петербургские Ведомости». На данный момент это крупнейшее ежедневное издание Северо-Западного региона. Газета издается с 1702 года. Тираж по будням составляет 34 000 экземпляров.

На страницах «Ведомостей» можно встретить материалы как информационные, так и аналитические. В данном случае внимание нужно обратить на первые. Ежедневная газета предполагает обилие информационных жанров журналистики, что обусловлено, прежде всего, актуальностью подачи информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Хроника в газете «Санкт-Петербургские Ведомости»

Литейный откроют... наполовину

Рабочая комиссия инспектировала вчера ход строительства нового автомобильного проезда под правобережным  крылом Литейного моста, движение под  которым было закрыто весной прошлого года.

Работы здесь велись одновременно с реконструкцией подземных инженерных сетей «Водоканала».

Вчера фирма «Пилон» завершила  первый этап: за счет расширения мостовой прибрежного участка построен тоннель, на который и переводится транспортное движение. Теперь бригады, которые возглавляют  Евгений Сидоров, Владимир Кобляков и их коллеги, займутся реконструкцией старого тоннеля. Обновить его планируется к осени. Проезд с Пироговской набережной на Арсенальную должны открыть 27 мая. В противоположную сторону транспорт будет ходить через улицу Комсомола до завершения всех работ под Литейным.

У Половцова зазвучит орган

Сегодня в особняке Половцова, известном как Дом архитектора (Большая Морская ул., 52), впервые состоится органный вечер. На новом инструменте голландской фирмы «Йоханнус» сыграет петербургский музыкант Даниил Дворцов. Этот концерт откроет серию летних органных вечеров, которые планируется проводить регулярно в Бронзовом зале по средам и воскресеньям. В ближайшее воскресенье здесь пройдет презентация диска Ave Maria с участием тенора Константина Котельникова.

За час до начала каждого  концерта будут проводиться экскурсии  по интерьерам Дома архитектора. Начало воскресных концертов в 16.00, по будням – в 19.00.

Оба материала представлены в виде хроники. Это два небольших  сообщения, опубликованных в подборке. Отвечают на вопросы: Что? Где? Когда?, а так же Кто? и Как?. Имеют объем, не превышающий заданных для хроникального жанра стандартов (3-15 строк) В оригинале первое сообщение состоит из 8, а второе из 7 строк. Язык сообщений действительно книжный, стиль – сухой. Подпись автора отсутствует, что так же характерно для хроники. Однако есть и небольшое отступление от жанра, оба сообщения имеют заголовки, что характерно уже для информации.

 

2.2. Репортаж в газете «Санкт-Петербургские Ведомости»

Семь раз занимали

мы ту высоту

Почти восемьсот бойцов были захоронены в прошлую пятницу  на Синявинских высотах. Весь год там работали поисковики Петербурга и Ленобласти, а с конца апреля к ним присоединились коллеги со всей России. Всероссийская вахта памяти – поисковая экспедиция с участием более чем четырехсот поисковиков – закончена

Мария МАКАРОВА

Дымит и потрескивает костерок, закипает вода в большом жестяном ведре, сейчас будем пить чай. По навесу барабанит дождь... Женщина в спортивном костюме помешивает в котелке  гречку с тушенкой, мужчина рубит  дрова, молодежь травит байки. С первого  взгляда можно подумать, что здесь  собрались погреться у огня обычные  туристы, любители приключений и  бардовских песен. Но вот на весь лагерь раздается громкий мужской голос: «Гробы заколотили уже?!».

Едва уловимое волнение на лицах этих людей в камуфляже  и резиновых сапогах заметить сложно. Поисковики не против и пошутить, но в целом атмосфера здесь торжественная и печальная. А сегодня особенно – предстоит захоронение бойцов, которых они нашли и выкопали из болотистой земли Синявинских высот собственными руками.

Я подсаживаюсь к одному из поисковиков и начинаю расспрашивать  его о том, что было найдено  за время работы. Наш разговор резко  прерывает женщина, которая готовит  гречневую кашу:

– Вот так все приезжают  и первое, что спрашивают: «Что интересного  нашли?». А они – не «что», а  «кто»! – с раздражением говорит  поисковик Ирина Александровна, учительница на пенсии. И мне становится стыдно.

Елена Александровна –  еще одна главная хозяйка на кухне. Пока участники экспедиции ожидают  начала церемонии захоронения, она  заботливо отпаивает всех чаем со сгущенкой и бутербродами. Только этот ее теплый чай и спасает здесь  многих от воспаления легких – с  погодой в этом году экспедиции не повезло. Елена поисковик с девятилетним стажем, за мамой пошла и дочка: девятнадцатилетняя Даша с двенадцати лет ходит в экспедиции.

– Я помню, что людям  даже плохо становилось физически  на церемонии погребения, – вспоминает Елена Александровна. – И не потому, что погода плохая. Понимаете, мы проникаемся  историей тех бойцов, которых находим. Они становятся нам по-настоящему близки... Да и сам День Победы по-другому начинаешь воспринимать. Для меня, например, надеть георгиевскую ленточку почти то же самое, что надеть орден!

– Поначалу я очень волновалась, – говорит Даша. – Нахожу косточку, и руки трясутся... Потому что сразу  понимаю: это же человек! У меня прадедушка погиб на войне, и вот я своими руками вдруг откапываю его современника, тоже воина.

– Здесь были страшные бои, – рассказывает председатель координационного центра поисковых объединений Виктор Юхневич. – Вот там, где сейчас стоит лагерь, было сражение врукопашную. Нашим войскам очень важно  было занять эту высоту. Они долго  тренировались и ночью, сняв с  себя все оружие, чтобы не проронить  ни единого звука, двинулись в  атаку. В зубах каждый держал резиновый  жгут, чтобы не выдать себя криком, если убьют... За эти триста метров сражались  два месяца. Поисковые работы здесь  проводятся круглый год, но мы нашли  далеко не всех. И на одного немца  – пятнадцать русских. Можете себе представить, какие потери?..

Мемориал «Синявинские высоты» чуть правее лагеря. Там совсем тихо, слышно, как дождевые капли шуршат по еще голым веткам. Сегодня, как в песне, здесь даже птицы не поют, словно сама природа в трауре. Два ряда одинаковых темно-бордовых гробов мокнут под холодным дождем. Словно стоят по стойке «смирно» две шеренги невидимых воинов.

На некоторых гробах лежат  гвоздики и листки с именем. «Красноармеец  Нижегородов Д. П. призван в 1942 г.». Из семисот семидесяти четырех бойцов известны имена только тринадцати. Иные даже не полностью: только имя и отчество или фамилия и инициалы. Не любили воины в Великую Отечественную носить именные медальоны. Считалось, что они притягивают смерть.

Кто-то из поисковиков кричит: «Еще ельника надо!». В двух шагах  от гробов уже выкопали широкую братскую могилу. Из-за долгих дождей дно ее залито водой, и теперь поисковики вычерпывают  ее ведрами и аккуратно выстилают  землю ярко-зелеными лапами ели.

Когда гробы заколочены, могила готова и над лесом уже  летят старые военные песни, Виктор Юхневич подходит к костру лагеря и раздает всем собравшимся георгиевские ленточки. Поисковики аккуратно связывают  из них бантики и цепляют булавками  к промокшим камуфляжным курткам. Пришло время снова вернуть земле  тех, кого они нашли.

Отпевание прямо здесь, среди  леса. Многие стоят со свечками, плачут. Среди них – Антонина Аракчеева, дочь одного из найденных солдат. Спустя шестьдесят с лишним лет она узнала, где погиб ее отец. Георгий Мельников  оказался одним из тех тринадцати, кто не побоялся носить именной медальон. Женщина даже не в силах сказать  что-либо от волнения. Она только благодарит поисковиков и повторяет: «Теперь  знаю, куда приехать, поклониться могилке...».

Долгая церемония погребения – гробы, кажется, никогда не закончатся. Но вот опущен последний, поисковики расходятся по лагерям. И как будто  что-то меняется в самом воздухе. Люди начинают больше и громче говорить. Чувство выполненного долга почему-то появляется даже у меня. И только мысль о том, что здесь, прямо  под этим лагерем, возможно, лежат  сотни и тысячи, никак не выходит  из головы.

ФОТО Юлии ЛАРИОНОВОЙ 

Данный материал, посвященный  захоронению бойцов Великой Отечественной  Войны на Синявинских высотах ко Дню Победы, является событийным репортажем. Здесь наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Автор репортажа, Мария Макарова, сама свидетель и участник событий. Этот материал сочетает в себе элементы интервью (с поисковиком Ириной Александровной, учительницей на пенсии), характеристики персонажа («Чувство выполненного долга почему-то появляется даже у меня»). Материал иллюстрирован фотоснимками Юлии Ларионовой, что характерно для репортажа в печатном СМИ.

Этот репортаж написан  очень качественно, т.к. здесь соблюдены все характерные черты информационного интервью. Аудитория получает возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создается эффект присутствия. Автор излагает динамику своих переживаний, вызванных его знакомством с событием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе моего исследования я рассмотрел информационные жанры журналистики, проанализировал каждый из них, выделил их специфические особенности. На примере материалов газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» разобрал хронику и репортаж. Выявил соответствия и несоответствия законам жанра данных материалов. Из чего сделал вывод. В современной журналистике информационные жанры незаменимы, потому что социум нуждается в актуальных и свежих новостях, которые характерны именно информационной журналистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Тертычный А.А. «Жанры периодической печати» М., 2000 

Мутовкин Л.А. «Информационные жанры в арсенале журналистики»

Бобков А.К. «Газетные жанры» Иркутск, 2005

http://media.utmn.ru/ (Библиотека отделения журналистики ТюмГУ)

Лозовский Б.Н. «Журналистика  и средства массовой информации: краткий словарь» Екатеринбург, 2007.


Информация о работе Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях