Инструментарий имиджелогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Обращаясь к истории имиджелогии в России, отметим, что понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием

Содержание работы

Глава 1 Имиджелогия как наука: объект, предмет, методы и задачи исследования
1.1 Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России 4...3
1.2. Имидж и имиджмейкеры 9………………………………………10
1.3. Понятие «имидж», его психологическое содержание 11….…..11
1.4 Виды имиджа 16………………………………………………….19
Глава 2 Инструментарий имиджелогии.
1.1 Позиционирование………………………………………………..24
1.2 Манипулирование……………………………………………..….26
1.3 Мифологозация…………………………………………………….27
1.4 Эмоционализация………………………………………………….32
1.5 Формат…………………………………….……………………….34
1.6 Вербализация………………………………………………………36
1.7 Детализация…………………………………………………….…38
1.8 Акцентирование информации…………………………………….39
1.9 Дистанцирование …………………………………………………..40
2.0 Метафоризация……………………………………………….…...41
2.1 Визуализация……………………………………………………….42
2.2 Опрос общественного мнения……………………………………..43
Список литературы………………………………………………………….….44

Файлы: 1 файл

4.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

 

– продолжение экспериментальной  работы по подготовке на базе профессионального  высшего образования имиджологов  российского типа.

 

1.2. Имидж и имиджмейкеры

 

Имиджмейкер – это профессионал, занимающийся созданием имиджа кого- или чего-либо. Практика имиджконсультирования, сложившаяся в современной России, свидетельствует, что имиджмейкерами себя считают представители самых  разных специальностей (психологи, PR-специалисты, специалисты в области рекламы, визажисты, парикмахеры, модельеры, дизайнеры  и пр.). Наблюдаемое конкурентное по своей природе взаимодействие между специалистами-выходцами из различных базовых специальностей детерминирована начальной стадией  развития самой имиджелогии как  науки и размытостью, неопределенностью  практической зоны профессиональной деятельности имиджмейкера, а также отсутствием  официальной регистрации специальности  в реестре Министерства образования  и науки РФ и, как следствие, отсутствием  государственного стандарта профессиональной подготовки специалиста.

 

Проблема профессиональной подготовки по предмету «имиджелогия»  становится острейшей в современных  условиях опережения практики преподавания разработки предметного поля имиджелогии. Сравнение программ обучения имиджелогии  в разных учебных заведениях показывает их поверхностный уровень, фактическое  отсутствие общих методологических и теоретических позиций у  авторов-разработчиков, эклектичность  понятийного аппарата, содержательную однобокость, увлеченность практическими  технологиями и игнорирование теоретического осмысления  материала.

 

Ситуация осложняется  конфронтационными тенденциями (от игнорирования существования друг друга до приемов черного PR) как  между организациями, объединяющими  практиков-имиджмейкеров, так и среди  ряда учебных структур, выпускающих  специалистов данного профиля.

 

В целом в РФ сегодня  осуществляют подготовку имиджмейкеров  три кафедры имиджелогии в  Москве, Астрахани. В Екатеринбурге  создан институт имиджелогии. В 1999 году создан первый в России факультет  по подготовке профессиональных имиджологов, факультет по «Связям с общественностью» с двумя специализациями –  «коммуникационный менеджмент»  и «имиджелогия» в институте  индустрии Моды.

 

1.3. Понятие «имидж», его  психологическое содержание

 

Дословный перевод слова  «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод  связывает содержание понятия с  визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном  общении получило распространение  в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация. Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемой проблеме.

 

Так, справочные издания  раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ» (Современный  словарь иностранных слов, 1997, с. 229); как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологический  словарь, 1990, с. 134); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют  с определенной индивидуальностью» (Benton R. E.,

 

Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56); как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» (The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711). При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовому сознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

 

Различные исследователи  имиджа дают также достаточно различные  его определения.

 

Известный исследователь  имиджа Панасюк А. Ю. понимает под  имиджем образ человека, который  возникает у других людей [15, с. 9].

 

Другой исследователь  понятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом  индивидуального, группового или массового  сознания, имидж функционирует как  образ-представление, в котором в  сложной взаимосвязи соединяются  внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет [19].

 

Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся  предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея  и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским  характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

 

Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений  о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [10]. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые  люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек  играет или собирается играть в данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к  понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в  психологии делового общения (Г. В. Бороздина). Под стратегической моделью поведения  понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо» [6, с. 245]. Использование стратегических моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективность процесса общения  зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей, черт характера, установок человека и т. п.

 

Указанные авторы выделяют следующие составные части имиджа: внешность, личность, манера общения [10].

 

Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко  А. Г. обозначают имидж как «самопрезентацию, конструирование человеком своего образа для других»[17]. Имидж связан прежде всего с внешним обликом  и определенными личностными  характеристиками.

 

В «Энциклопедии этикета», составитель О. И. Максименко, дается указание на то, что «наш имидж в  большинстве случаев расценивается  людьми как отражение нашего уровня самооценки» [26]. Подчеркивается мысль  о том, что для создания положительного имиджа нужно иметь: привлекательный  внешний вид, независимое естественное поведение, грамотную речь, достойные  манеры, спокойную реакцию на похвалу  и критику.

 

Орлова Е. А. утверждает, что  «имидж – это социальный образ, стремящийся  к идеалу» [12]. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном  в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом. Кроме того, автор уточняет, что имидж – сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение может становиться  все более адекватным отраженному  объекту. Психологически этот процесс  сходен с построением образа. Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

 

– сенсорно-перцептивном –  базовом (стереотипно-физиологический);

 

– представлений образного  отражения;

 

– вербально-логического  мышления – понятийном (рациональное познание).

 

Апраксина М. В. характеризует  имидж как «непосредственное  или преднамеренное создание визуально-аудиального  впечатления о личности или социальной структуре» [3]. Имидж посредством  впечатления позволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываются через визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознания в процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, что он располагается в низших этажах человеческой психики – в подсознании или в обыденном сознании. Этим объясняется необычайная доступность имиджа для восприятия [3, с.13].

 

Другой исследователь  Маркина В. М. [11] подчеркивает, что  стержневым в имидже является возможность  передать через определенные имидж-сигналы  информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.

 

Нами были перечислены  определения имиджа, данные разными  исследователями этого феномена. Их можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какой подход к трактовке имиджа принят учеными.

 

Первый подход связан с  рассмотрением имиджа как «набора  определенных качеств, т. е. индивидуальности». С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все  времена. Так, имидж отражался в  прозвищах, например,  Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и пр.

 

Сторонники второго подхода  утверждают, что «имидж» как термин возник в начале XX века в связи  с развитием средств массовой информации, в частности телевидения, поскольку оно потребовало сознательного  конструирования того, что нужно  публике. За многими «громкими именами» стоят вполне конкретные «создатели». Они создают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуют его лексикон и пр.[1].

 

Все вышеизложенное позволяет  сделать следующие выводы:

 

    Не существует  единого мнения во взглядах  на сущность имиджа как социально-психологического  явления, обладающего системностью  и целостностью.

    Понятие «имидж»  понимается разными авторами  по-разному, однако трактовка,  при любом варианте, отлична от  понимания традиционной для психологии  категории «образ» и относит  имидж к области общественного  сознания.

 

Можно выделить ряд характеристик  имиджа:

 

– имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать  его функции, особенно функцию психологической  защиты. Число имиджей зависит  от возраста (критически большое число  имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально  больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в  личностной самореализации, которая  лишь отчасти удовлетворяется имиджами;

 

– классификация и отбор  реальных имиджей идет по следующим,

как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту  достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

 

– имидж имеет инерцию  «старения», падения адаптивности (феномен  износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке  и контролю эффективности;

 

– метасистема имиджей  равноправна и относительно автономна  в

жизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и  ритуалов;

 

– формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной  готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой  готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным  законам; развитие миметических начал  сознания;

 

– непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование  образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче  стереотипных выборов. В имидже, таким  образом, пересекаются линии онто- и  филогенеза;

 

– конкретными психическими механизмами начала строительства

имиджа является воля и  переход от восприятия к воле. Необходимость  и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая  неточность и вероятная ошибочность  стереотипных выборов во множестве  сложных ситуаций допускается как  бы «в расчете» на будущую коррекцию  групповым общением, имиджем, как  механизмами копирования более  удачных выборов в группе [23].

 

Имидж, таким образом, выражает фундаментальный принцип «экономии  духовных психических сил» через  попытку распространения стереотипов  выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

 

Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

 

Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:

 

– психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у  других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические  комплексы в систему социально  оправданных действий;

 

– социального тренинга. В одном из своих измерений  имидж

представляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она  возникает из интуитивных или  осознанных представлений людей  о неизбежности и желательности  выполнения ролей в конкретных группах;

 

– социально-символьного  опознавания (идентификации). Имидж

всегда содержит сложные  и трудно выполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток  такого опознавания вызывает чаще всего  отрицание, брезгливость, отторжение;

Информация о работе Инструментарий имиджелогии