Вещательные политика музыкальных телевизионых каналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Становление музыкального телевещания началось с освоения уже существующих музыкальных жанров (выступление, концерт, музыкальный спектакль). История отечественного музыкального телевидения тесно связана с развитием телевидения вообще. С момента возникновения телевидения произошли глобальные изменения в общественно-политической жизни страны, в системе отечественных СМИ. Децентрализация и коммерциализация отечественного вещания, глобализация и появление новых технологий в сфере массовых телекоммуникаций— все эти факторы оказали непосредственное влияние на современное состояние музыкального телевидения, а последствия изменений до сих пор не изучены.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Основы программной политики на музыкальных телеканалах
Принципы формирования сетки вещания
Жанрово-тематическое наполнение эфира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВЕЩАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Сетка вещания музыкального канала формируется из следующих элементов:

– выпусков новостей;

– музыки ( в форме музыкальных передач, видеоклипов и т.п.) ;

– рекламы;

– элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих программ и пр.

Существуют следующие подходы к размещению программ в эфире на музыкальных телеканалах:

  • Группировка.   Этот прием программирования предполагает размещение в эфире нескольких сильных программ одного типа, которые последовательно ставятся друг за другом в сетке для удержания единой для них аудитории. 
  • Подвешивание. При этом подходе между двумя успешными программами помещается новая, мало известная или менее популярная программа;
  • Контрпрограммирование. Если у конкурирующего телеканала идет рейтинговая программа, в этот же слот ставится аналог программы-конкурента, чтобы привлечь зрителей конкурентного канала на свое телевизионное поле;
  • Бесшовный переход  означает, что между следующими друг за другом программами не помещают межпрограммных вставок (рекламные блоки, межпрограммные заставки, собственную рекламу телеканала), за время которых зрители могли бы переключиться на другой канал;
  • Перетекание. Предполагает плавный переход от одной программы к другой – например, ставить после мультипликационного фильма аналитическую программу нельзя, поскольку аудитория этих программ кардинально разная; если такой переход неизбежен, необходимо использовать межпрограммные заставки;
  • Естественное течение аудитории. Данный подход учитывает, что большая часть аудитории остается после предыдущей программы, а не переходит с других каналов, поэтому важным является момент удержания аудитории на своем телеканале; для увеличения объема вечерней аудитории в прайм-тайм, необходимо привлечь как можно больше зрителей, включающих телевизор в период с 17.00 до 19.00.

Теперь рассмотрим особенности программирования на исследуемых нами телеканалах. RU TV не отличается обилием рубрик, циклов, программ. Устойчивое место в сетке вещания занимает, пожалуй, лишь утреннее 3-часовое шоу «Двое с приветом», состоящее из развлекательных новостей о событиях в мире шоу-бизнеса, зажигательного конферанса двух молодых ведущих и видеоклипов- иллюстраций к новостям. Остальные тематические передачи российского канала, такие как «Топ-лист», подборки видеоклипов, «Хип-хоп чарт», «Тема» ротируются в эфире в скользящем, или как его называют исследователи «плавающем» режиме3. Постоянное время в сетке вещания RU TV имеет рубрика «Стол заказов», программа в которую включаются музыкальные композиции по заявкам зрителей и программа «Супер 10» с Дмитрием Олениным, которая неизменно выходит в эфир в 21.004.

С ноября этого года на RU TV стала выходить новая программа «Пик популярности» с Леной Боска. Этим было положено начало авторским большим (более 30 мин.) передачам на данном специализированном музыкальном канале.   “Пик популярности” – это новый цикл документальных передач об обратной стороне славы. О том, что красивая жизнь артиста, к которой мы так привыкли - на самом деле полна страданий, переживаний и боли. Малоизвестные факты биографии, редкие кадры, архивные хроники и откровенные признания звезд звучат теперь с экрана RU TV по четвергам, субботам и воскресеньям в рамках этой программы. Валерий Меладзе, Дима Билан, Натали5 уже стали героями этого очеркового цикла.

Примечательно, что новостные выпуски на российском телеканале носят тематический характер, все они - околомузыкальной тематики. Они идентифицированы с названием канала и преподносятся аудитории как «RU Новости». И ведущий у них бессменный – Слава Никитин. В новостной блок включаются и сообщения из жизни самого канала. Так, в выпуске от 16 декабря прошла информация о тренинге, проводимом Линой Арифуллиной с молодыми виджеями RU TV6. Следует заметить, что новостные блоки на российском музыкальном канале выходят 4 раза в день, с последующей ротацией ночью. Этот блочный принцип программирования, когда выпуски ротируются в разное время суток с целью «захватить» внимание как можно большего числа зрителей, на наш взгляд, оправдывает себя.

Важное значение придается на RU TV размещению рекламы. Особенность медиапланирования рекламной продукции на данном музыкальном канале заключается в том, что приоритет отдается рекламных роликом с музыкальным сопровождением. Так, и в рекламе сока «Я», и каши «Чудо», и в рекламе мюзикла «Русалочка» звучат либо полюбившиеся мелодии, либо вокальные рекламные слоганы7. Используются и простые информационные, и игровые, и имиджевые рекламные ролики.

Тщательно подходят на телеканале  RU TV и к размещению музыкального материала в сетке вещания. Музыка на канале подбирается по  принципу «свободного музыкального эфира». Неискушенному зрителю может показаться, что вся музыка, звучащая и на этом канале и на МузТВ, например, «на один лад». У него может создаться впечатление, что музыкальный стиль и вкус у этих каналов абсолютно одинаковый. Но это не так. Массив музыки, используемой в эфире, – общий для многих каналов. Разница заключается лишь в ограничениях на ту или иную музыкальную продукцию, обусловленных форматом. МузТВ использует главным образом музыку западного образца. RU TV выпускает в эфир композиции исключительно на русском языке.

Этим же обстоятельством руководствуется и узбекистанский канал «Наво». Запущенный в тестовом режиме 14 ноября 2013 года он знакомит зрителей с произведениями классической, народной, современной и эстрадной музыки, в том числе зарубежной. Но приоритет в вещательной политике этого совсем молодого канала отдается национальной музыке. В отличие от  российского RU TV «Наво» пока не пестрит всевозможными анонсами, промо-заставками, и это вполне объяснимо. Канал только набирает обороты и поэтому основу программирования его вещания составляют, главным образом, музыкальные произведения, видеоклипы, концертные номера, фрагменты трансляций. Новости не входят в сетку вещания  канала. Как представляется, это вопрос времени, кадрового и финансового менеджмента.

 Музыкальные произведения  соседствуют  с такими уже раскрученными на «Ёшлар» программами, как «Рузгор мактаби» («Школа хозяйствования»), ток-шоу «Бахт формуласи» («Формула счастья»), «Олтин микрофон» ( «Золотой микрофон») и другими. Но несмотря на «ранний возраст» узбекистанский телеканал уже вводит в сетку вещания новые самостоятельные рубрики. Так, ежедневно выходит в эфир цикловая программа «Ёшлар куйлайди» («Поют молодые»). Это коммерческая передача, состоящая из видеоклипов  начинающих и уже известных молодых исполнителей8.

Реклама на узбекистанском музыкальном телеканале ничем не отличается от рекламы на других отечественных каналах. Руководство «Наво» в целях получения прибыли, не особо озабочено форматными требованиями и особенностями целевой аудитории. В отличие от RU TV, на узбекском  канале не прослеживается «музыкальность» рекламных вставок, большинство из них носят общий, не целевой характер: та же, что и на других каналах реклама препарата от простуды Амизон, маргарина Маселко и т.д.9

Специализированный музыкальный канал Узбекистана практикует в своей программной деятельности тематический принцип планирования. Ввиду того, что он находится в начале пути, в его сетке вещания больше трансляционных повторов, нежели показа оригинальных программ. Каналу «Наво» еще предстоит немало экспериментальных попыток на пути обретения своей самобытности и выработке специфики программной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жанрово-тематическое наполнение эфира

Жанровый диапозон телевизионного вещания – яркий показатель эффективности того или иного канала. Благодаря им, а также современным техническим устройствам, музыкальное телевидение способно развивать, а по мере необходимости, изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы, принципы человека. Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения, прежде всего, молодых, именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры.

Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем — эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Изменяются и музыкальные пристрастия. Телевидение всячески поощряет поиски этого пути.

Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п.

Примечательно, что отечественное телевидение вновь обратило свой взор к  важному разделу музыкального вещания — музыкально-образовательным программам. И хотя они носят пока разовый, не цикличный характер, воздействие их на молодежь неоценимо. Взять к примеру, показанный по каналу «Ёшлар», а затем  повторенный на канале «Наво» мастер класс Народной артистки Узбекистана Муножот Юлчиевой с молодыми исполнителями, студентами Ташкентской Консерватории10. Зрители смогли не только посмотреть процесс репетиции классической национальной песни, но и стали свидетелями истинного вдохновения мастера макома, ее преданности узбекскому народному искусству.

Популярны на музыкальных каналах и видеоклипы. Они несут в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры той или иной песни,  атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков вокального произведения, помогают раскрыть социальную и национальную среду действия, передают индивидуальные особенности исполнителя.

Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам можно подразделить на четыре основных вида:

·           постановочные

·           концертно-постановочные

·           концертные

·           трансляционные

Особое место занимают на музыкальном телевидении концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино - и фотофрагментами). Чаще всего передачи данного вида используются в стиле ретро, когда к примеру передаются выступления мастеров прошлого. Но это большая редкость на современных музыкальных каналах.

Сценарные концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта:

·           передачи, в основе которых лежат песенные программы (примером может быть программа, переданная по каналу RU TV и приуроченная ко дню рождения Наташи Королевой);

·           передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах.

Практикуются на музыкальных каналах и музыкальные представления, которые, делятся на три вида:

·           сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстером, исполнителями, коллективами;

·           представление, не требующее постановки номеров или их нового решения;

·           представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста11.

Достойное место в сетке вещания крупных музыкальных каналов занимают музыкальные трансляционные программы, которые подразделяются на два вида:

·           трансляция спектакля, концерта, музыкального представления или события со специальной подготовкой и включением телевизионных сюжетов;

·           трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов.

На анализируемых нами телеканалах RU TV и «Наво» чаще всего передается трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов. Достаточно привести в качестве примера фрагменты трансляции фестиваля «Шарк тароналари», где были исполнены музыкальные композиции узбекского композитора и исполнителя Султон Али «Дардим йиглайди» и «Самарканд»12

В музыкальном телевизионном вещании видное место занимают фестивали и конкурсы, которые также имеют свои жанровые особенности. Но они требуют крупных финансовых вложений, больших кадровых ресурсов и не все музыкальные каналы в силах такие масштабные проекты реализовать.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Целью данной работы являлось исследование особенностей программной политики музыкальных телеканалов. Изучение стратегий, используемых каналами RU TV и «Наво», жанровой наполненности их эфира позволяет сделать нам следующие выводы: 
1. Программирование – это чрезвычайно ответственная часть телевизионного менеджмента, на которой замыкаются все управленческие функции руководства телеканала. Именно сетка вещания в целом является синтезом всех творческих, организационных и финансовых возможностей канала. Основу программной политики канала составляет его творческая и содержательная концепция. Хорошая сетка вещания фактически всегда результат согласования программной политики вещателя с интересами аудитории. Таким образом, грамотно выстроенная программная политика опирается не только на собственное понимание каналом своей миссии, но и на тщательное изучение спроса аудитории на те или иные виды программ. На формирование стратегии программирования оказывают влияние: тип вещательной модели, глобальные, экономические и политические факторы, технический прогресс, а так же национальные и социокультурные особенности конкретной страны. Каждый телеканал, независимо от принадлежности к той или иной вещательной модели, имеет собственную уникальную программную политику – комплекс мер, направленных на успешную реализацию целей и задач вещателя: эффективное позиционирование канала на рынке, привлечение аудитории как целевой, так и массовой. При составлении сетки вещания телеканала учитывается поведение зрителей в определенные часы (тайм-слоты), определенные привычки смотрения телевизора. Для наиболее эффективного выполнения поставленных задач, при формировании сетки вещания, программные менеджеры пользуются определенными приемами и стратегиями. В целом, тенденции в программной политики исследованных нами телеканалов RU TV и «Наво» можно охарактеризовать как постоянный поиск новых форм, который приводит к трансформации телевизионных жанров, упор на предоставление зрителю информации и развлечений.

Информация о работе Вещательные политика музыкальных телевизионых каналов