В.Г. Белинский - критик и журналист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:45, реферат

Описание работы

Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой и явилась значительным вкладом в историю отечественной журналистики. Он был непревзойденным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития. Его обзоры литературы стали не только теоретическим исследованием литературного процесса, они фиксировали и направляли отечественную общественную мысль, а благодаря глубокому философскому обоснованию образовали и воспитали целое поколение русской интеллигенции. В.Г.Белинскому принадлежит также огромная заслуга в теоретическом осмыслении задач и роли журналистики в обществе.

Файлы: 1 файл

Белинский.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

В.Г.Белинский  — журналист и критик

 

Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой и явилась значительным вкладом в историю отечественной журналистики. Он был непревзойденным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития. Его обзоры литературы стали не только теоретическим исследованием литературного процесса, они фиксировали и направляли отечественную общественную мысль, а благодаря глубокому философскому обоснованию образовали и воспитали целое поколение русской интеллигенции. В.Г.Белинскому принадлежит также огромная заслуга в теоретическом осмыслении задач и роли журналистики в обществе.

 

Журналистская деятельность Белинского пришлась на время действия едва ли не самых  строгих за всю историю печатного  слова в России цензурных запретов. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуждения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой. В этих условиях единственной сферой действия для отечественных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая деятельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основных блока: литературная критика, театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского.

 

Литературно-критические  статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть  наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал  теорию реализма, на много лет вперед определив пути развития отечественной  литературы. Его статьи-монографии о творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключевыми при оценке литературного произведения, — народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.

 

Ежегодные обзоры литературы, которые он ввел в практику журналистской деятельности, не только зафиксировали все более  или менее значительные явления  литературы и журналистики того времени, но и включали в себя ряд важнейших  проблем общественной жизни. Содержание литературного произведения Белинский  рассматривал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему  новое направление.

 

Основой его литературно-критического метода была идея отрицания, источником которой  является борьба противоположных начал. «Истина, — писал Белинский в  статье «Сочинения Державина», — состоит  в единстве противоположностей. Все  живое тем и отличается от мертвого, что в самой сущности своей  заключает начало противоречия». «Все живое есть результат борьбы: все, что утверждается без борьбы, все то мертво». Идея борьбы, отрицания внедрялась Белинским в сознание читателя последовательно и целеустремленно, она звучала порой как призыв, как лозунг и нередко в таких крайних выражениях, как «борьба и смерть».

 

Но  в пропаганде отрицания и борьбы Белинского была важная мысль о ценности предшествующего исторического  опыта. «Отрицание было пустым, мертвым  и бесполезным актом. — писал Белинский, — если б оно состояло только в уничтожении старого. Последующее поколение, всегда бросаясь в противоположную крайность, одним уже этим показывает и заслугу предшествовавшего поколения, и свою от него независимость, и свою с ним кровную связь».

 

Начало  творческой деятельности В.Г.Белинского связано с журналом «Телескоп» и  газетой «Молва», редактором которых  был Н.И.Надеждин, профессор Московского  университета, талантливый публицист. Когда В.Г.Белинского исключили из университета, Надеждин привлек его  к постоянной работе в своих изданиях. Будучи еще студентом, Белинский  сотрудничал в «Телескопе» как  переводчик, а в 1834 г. в десяти номерах  газеты «Молва» была опубликована его  статья «Литературные мечтания».

 

Полемичный  заряд, резкость суждений молодого критика  уже тогда обратили на себя внимание читателей. Статья начиналась с запальчивого суждения: «У нас нет литературы». По мнению Белинского, один из ведущих  критериев, на основании которых  литературная критика оценивает  произведения, — народность. Только четыре писателя, считает Белинский, умеют чувствовать «дух народа» и отразить его в своих произведениях — Крылов, Державин, Пушкин и Грибоедов.

 

Второй  важный критерий — современность, умение откликнуться на запросы времени. «В эпоху жизни, в эпоху борьбы и  столкновения мыслей и мнений» нельзя, по мнению критика, оставаться равнодушным  и нейтральным. Анализируя практику ведущих журналов того времени —  «Вестника Европы» и «Московского вестника», Белинский видит их главный  недостаток в том, что они были лишены «чувства современности», не умели  определить свои позиции, чуждались  полемики. Журнал «Вестник Европы», писал  он, «убило время». Причиной этого послужила  позиция издания: «он всегда оставался  одним и тем же», не обладал  «тактом современности».

 

Уже в этом первом публицистическом произведении Белинский выдвинул многие основные положения своей литературной и  журнальной теории, которые будут  им развиваться на протяжении всего  творчества. Дебют Белинского в журналистике был настолько успешным, что Надеждин, уезжая летом 1835 г. на лечение за границу, оставил его вместо себя в качестве редактора журнала. Возрастает творческая активность Белинского, в «Телескопе»  появляются новые имена: К.Аксаков, В.Боткин, Н.Станкевич, А.Кольцов. Сам  Белинский печатает статьи о Гоголе, Бенедиктове, Кольцове, стараясь не пропустить в рецензиях ни одного заметного литературного явления. В этих произведениях были сформулированы основные положения теории критического реализма, становление которого критик связал с творчеством Гоголя. В статье «О русской повести и повестях Гоголя», напечатанных в «Телескопе» в 1835 г., он называет Гоголя главой русской прозы, «поэтом жизни действительной».

 

Большое значение для развития журнального  дела в России имела статья Белинского «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы». В центре внимания публициста — анализ причин популярности журнала «Библиотека для чтения» О. Сенковского. По его мнению, журнал сумел уловить потребности своего читателя, потакает его вкусам, поставляя ему все, что тот потребует. Беда только в том, что читатель у журнала «провинциальный», «нетребовательный» и охотно воспринимает эту кучу «перепрелого навоза». Критикуя такую позицию журнала, Белинский обосновывает свои взгляды на журнал и журналистику как на средство воспитания, просвещения читателя, формирование его общественного и нравственного сознания. Необходимым условием для этого должно быть осознанное «направление», «характер», которые проявляются прежде всего в литературной критике.

 

Именно  с этих позиций он подходит к оценке журнала «Московский наблюдатель» в статье «О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"». По мнению Белинского, он оторван от потребностей времени, одет «в мрачный  фрак и белые перчатки», носит  салонный характер, идет по ложному  пути. Критик возражает против оценки «Московским наблюдателем» Гоголя как писателя только комического  и основную стихию его творчества видит «в удивительной верности изображения  жизни», в народном духе.

 

В это время творчество Белинского попало в поле зрения А.С.Пушкина. Есть сведения, что он хотел пригласить Белинского в свой «Современник», которому молодой критик посвятил две заметки в «Телескопе». Не исключено, что основанием для этого послужило совпадение оценок «Библиотеки для чтения» и всей современной журналистики, данных Белинским и Гоголем, опубликовавшим в журнале Пушкина программную статью «О движении журнальной литературы». Этим планам не суждено было сбыться из-за смерти поэта.

 

В 1836 г., когда за публикацию «Философического письма» П.Я.Чаадаева журнал «Телескоп» был закрыт, Белинский на время  остался без работы. Начиная с 1838 г. он печатается в журнале «Московский  наблюдатель» и в газете «Литературные  прибавления к "Русскому инвалиду"»  А.А.Краевского.

 

Организованный  в 1835 г., «Московский наблюдатель» в 1837 г. перешел от М.М.Погодина и С.П.Шевырева к книготорговцу Н.С.Степанову, который привлек Белинского к сотрудничеству в издании, ранее вызывавшем резко отрицательную оценку со стороны критика. Договорившись о невмешательстве со стороны издателя, Белинский начал работу в этом журнале. Он сделал попытку оживить «Московский наблюдатель», пригласив для участия в нем своих друзей по Московскому университету и кружку Станкевича: Бакунина, Боткина, К.Аксакова, Кольцова. В это время Белинский находился в состоянии напряженного поиска научного, философского основания для выдвинутых им критериев отношения к жизни и литературе. Особое внимание критика привлекают категории «действительность», «действие», «отрицание».

 

В 1838 г. в журнале «Московский наблюдатель» была опубликована работа Гегеля «Гимназические речи» в переводе и с предисловием М.А.Бакунина. Акцент в ней делался  на известной гегелевской формуле. Бакунин писал: «"Что действительно, то разумно, и что разумно, то действительно". Вот основа философии Гегеля —  основа, которая нашла еще много  противников между призрачными  современниками великого берлинского  философа». Вывод из этого, но мнению Бакунина, был единственный: «Примирение  с действительностью во всех отношениях и во всех сферах есть великая задача нашего времени». Познакомившись со слов Бакунина с этим тезисом, Белинский  страстно подхватил его. В письме к Станкевичу он сообщал: «Какой новый, светлый, бесконечный мир! Слово действительность сделалось для меня равносильно слову бог. Я гляжу на действительность, столь презираемую мною прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая ее разумность». Однако «восторг» перед действительностью длился недолго. К разочарованию в гегелевской формуле вела прежде всего сама диалектика Гегеля: ведь действительность — это жизнь, а жизнь развивается. Развитие же, по Гегелю, — это процесс отрицания, диалектическое единство и борьба противоположностей. Это было явное противоречие с тезисом «все действительное разумно», от которого Белинский вскоре отказывается.

 

Даже  в период увлечения формулой о  разумной действительности литературно-эстетические, общественные оценки Белинского были точными и глубокими, что проявилось, например, в статьях о «Ревизоре» Гоголя, о стихотворениях Лермонтова.

 

Научный, философский характер «Московского наблюдателя» не способствовал привлечению  читателей, и в начале 1839 г. издание  журнала было прекращено. Следующий  этап творческой деятельности В.Г.Белинского был связан с «Отечественными  записками» (с 1839 по 1846 г.) и «Современником» (1847— 1848 гг.).

 

Период  работы Белинского в «Отечественных записках» — время расцвета его  публицистического таланта. Оговорив с Краевским условия своей  журнальной деятельности — невмешательство  редактора, свободу собственного мнения, — он с энтузиазмом принялся за работу. И хотя в его первых статьях, опубликованных в «Отечественных записках», еще заметны следы увлечения  «разумной действительностью» («Бородинская годовщина», «Менцель, критик Гете»  и др.), в них отчетливо начинает звучать идея «общества». Особенно определенно она проявилась в  статье «Стихотворения М. Лермонтова». Он прямо заявляет о том, что обязанность  художника — откликаться на вопросы, которые волнуют читателя, критиковать  зло и причины зла. Лермонтов, по его мысли, — великий поэт; он объективировал современное общество и его представителей; выписав  строку поэта «И ненавидим мы, и  любим мы случайно», критик заключает: «И кто же из людей нового поколения  не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты, внутренней и не откликнется на него своим  воплем, своим стоном». Внутренний пафос  его журналистской деятельности был основан на глубоком убеждении  в том, что «все общественные основания  нашего времени требуют строжайшего  пересмотра и коренной перестройки», как он сообщал в письме к Боткину. Литературно-критическая работа Белинского носила не отвлеченно-эстетический, а  общественный характер. Герои литературных произведений, о которых он писал, становились живыми людьми, судьбу которых он рассматривал в конкретных жизненных обстоятельствах, а мастерство писателя оценивалось по тому, насколько  верно изображены эти обстоятельства, сама «действительность».

 

В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литературно-критической статьи особого типа, «особого тона», где обязательным элементом присутствовала оценка современного состояния общества и обязательно оценивалось соответствие его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим статьям публицистический характер.

 

Каждый  первый номер годового комплекта  «Отечественных записок» открывался годовым  обозрением Белинского. Этот жанр был  известен в отечественной журналистике еще с начала XIX в. Обозрения писали Н.Греч, А.Бестужев. Для Белинского образцом стали обозрения А.Бестужева в  «Полярной звезде», которые он высоко ценил за то, что Бестужев первый рассмотрел «ход нашей литературы»  в связи с потребностями общества.

Информация о работе В.Г. Белинский - критик и журналист