Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:37, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.

Содержание работы

Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Понятие «успех» и его многообразие
Личностный и социальных успех — проблема соотнесения
Концепция мужского успеха
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.1.3. Проверка обоснованности научных результатов методом экспликации ментальных карт (психосемантическая методология)
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Жизненный успех мужчины в интерпретации СМИ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джейс, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин25.

СМИ не обязаны нести ответственность за поведение, поступки, этические оценки отдельных лиц, но объективность информации не исключает бесспорной огромной власти их на формирование общественного мнения.

Участие СМИ в формировании тех или иных представлений о «мужском» успехе, характер интерпретации «мужского» успеха, характер отбора информаций по гендеру и предпочтения самого журналиста, безусловно, оказывают влияние на формирование массового сознания.

 

2.2.Роль СМИ  в гендерной социализации личности

 

В процессе социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков26. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностям, и которые выступают своеобразными "трансляторами" социального опыта, получили название институтов социализации. Среди основных выделяются СМИ.

«Особенность современной массовой культуры состоит в том, что информационная среда обитания индивида насыщена образными сообщениями о том, что представляет собой гендер. Информационное воздействие СМИ изменяет баланс между различными элементами социальной идентификации, определяя все ее возможные элементарные составляющие именно через гендерные переменные, тем самым несколько стирая своеобразие каждого элемента.

По ряду признаков можно заключить, что современное общество вполне осознает исключительную важность гендерной идентификации как для каждого индивида, так и для самого общества, и отыскивает новые возможности контроля над формированием, трансляцией и возможной деформацией гендерных паттернов, являющихся ориентирами для гендерной идентификации. Этот поиск сопряжен с вытеснением традиционных гендерных институтов - религии, семьи, образования - все более эффективными средствами массовой информации»27.

 

«Средства массовой информации - это не просто проводник необходимой информации, но и агент социализации общества, распространитель социальных норм и стереотипов. Поэтому анализ гендерных аспектов массовой коммуникации представляется актуальным в первую очередь. Это необходимо как для понимания самой гендерной ситуации в современном обществе, так и для корректировки гендерного содержания и форм его выражения в журналистском дискурсе»28.

Средства массовой информации, как  один из важнейших институтов современного общества, выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. СМИ играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в повседневную жизнь человека: «сегодня именно масс-медиа поставляют представления о мужественности, в целом, и об успешном мужчине, в частности, которые получают распространение и воспроизводятся индивидами в обыденной жизни»29.

    «В каждой публикации, будь то информационный, аналитический  или развлекательный материал, присутствует гендер как сложившаяся и устоявшаяся в обществе система  социальных отношений между мужским и женским полами, самых глубинных и вовлекающих в себя каждого человека социальных отношений.

Гендерные отношения, даже не являясь предметом публикации, проявляются во многом: от содержания публикации и разного рода смысловых  акцентов до лингвостилистических средств оформления её. Гендерные отношения проявляются и в самой языковой системе, в тех его гранях, которые составляют его эпистему,  сквозь которую индивид воспринимает мир»30.

 «Роль СМИ в гендерной  социализации заключается в воздействии СМИ на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин  (женщин). Вся поступающая из СМИ информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы гендерной социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских (женских) ролей, гендерных отношений и ценностей). Основным социализирующим фактором (агентом) (наряду с семьей, сверстниками, институтом образования, работой, клубами по интересам, церковью) выступают именно СМИ. Механизмами для осуществления гендерной социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели, существующие в СМИ, и начинает подражать принятому там поведению»31.

Таким образом, можно заключить, что средства массовой информации играют огромную роль в процессе гендерной социализации личности.

 

 

 

 

2.3. Функции СМИ  как института гендерной социализации

 

Функция  - от лат. «functio» - обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей32.

Рассмотрение и анализ функций любой  системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. Чтобы правильно сформулировать функции СМИ как института гендерной социализации, необходимо рассмотреть существующие классификации функций средств массовой информации.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. «Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ»33.

В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского34, выделяются следующие функции СМИ:

– информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

– аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

– развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е. П. Прохоров. Считая журналистику полифункциональной системой, Прохоров выделяет следующие  шесть функций журналистики:

- коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

- непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

- идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

  - культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;

- рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов   в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы);

  - рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивидуума. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции35:

I. Информационная:

– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

– информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

– комментирование и интерпретация происходящего;

– поддержка существующих норм и властных отношений;

– социализация;

– координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

– поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

– создание возможностей для отдыха и развлечения;

– снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

– нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

– удовлетворение общих интересов и любознательности;

– обучение и самообразование;

– поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция личностной  идентификации:

– подкрепление индивидуальных ценностей;

– получение сведений о моделях поведения;

– идентификация с ценностями других;

– достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции  и социального общения:

– понимание положения другого, переживание;

– формирование основы для диалога, социального общения;

– помощь в реализации социальных ролей;

– возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

– эмоциональная разрядка;

– заполнение свободного времени;

– эскапизм, уход от проблем;

– получение эстетического наслаждения;

– сексуальное возбуждение.

Поскольку СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, то следует учитывать, что в каждой из них СМИ выполняют определенную функцию.

Например, С. Г. Корконосенко36, выделяет четыре такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

- производственно-экономическую,

- регулирующую,

- духовно-идеологическую,

- информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

 В духовной сфере  пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим  институтам.

«Существование разноплановых классификаций функций средств массовой информации можно объяснить тем, что в разное время менялся сам предмет СМИ. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции»37.

Известный немецкий социолог Э. Ноэль-Нойман, говоря о способах воздействия СМИ на общественное сознание, подчеркивал «формирующую функцию СМИ». Ведь человек, не найдя для описания своей позиции каких-то общепринятых формулировок, непременно замкнется в молчании

Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сформулировать функции СМИ как института гендерной социализации.

На наш взгляд, следует воспользоваться классификацией функций СМИ применительно к индивидууму. В частности, как институт гендерной социализации СМИ должны выполнять функции личностной идентификации:

– подкрепление индивидуальных ценностей;

– получение сведений о моделях поведения;

– идентификация с ценностями других;

– достижение понимания самого себя.

Кроме того, учитывая, что гендерная социализация входит также в духовную сферу жизни общества, воспользуемся классификацией С. Г. Корконосенко и получим, что СМИ как институт гендерной социализации должны выполнять воспитательную и образовательную функции.

Информация о работе Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ