Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:37, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснить, каким образом средства массовой информации интерпретируют «мужской» успех, какое представление о «мужском» успехе СМИ формируют у аудитории, и какую роль играет это представление в гендерной социализации личности.
Объект исследования: СМИ как институт гендерной социализации.
Предмет исследования: способы и средства интерпретации жизненного успеха мужчин.

Содержание работы

Введение
Глава I. Жизненный успех как социальный феномен
Понятие «успех» и его многообразие
Личностный и социальных успех — проблема соотнесения
Концепция мужского успеха
Глава II. СМИ как институт гендерной социализации
2.1. Понятие гендера и гендерной социализации
2.2. Роль СМИ в гендерной социализации личности
2.3. Функции СМИ как института гендерной социализации
2.4. Влияние СМИ на формирование у аудитории представлений о мужском успехе
2.5. Критерии качества информации журналистских текстов о мужском успехе
Глава III. Исследование мужского успеха в интерпретации СМИ (на примере интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда»)
3.1. Контент-анализ материалов о мужском успехе
3.1.1. Классификатор
3.1.2. Статистический анализ полученных результатов
3.1.3. Проверка обоснованности научных результатов методом экспликации ментальных карт (психосемантическая методология)
3.2. Интерпретация данных
3.3. Экспериментальная проверка гипотезы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Жизненный успех мужчины в интерпретации СМИ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Воспитательная функция заключается в направленном воздействии СМИ на человека с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Образовательная функция проявляется в сообщении аудитории знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения о мужском преуспевании.

Исходя из функций средств массовой информации как института гендерной социализации, можно заключить, что материалы о «мужском» успехе, публикуемые в СМИ, выполняют функции личностной идентификации, а также воспитательную и образовательную функции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Влияние СМИ  на формирование у аудитории  представлений о мужском успехе

 

Феномен жизненного успеха не может быть рассмотрен в отрыве от такого понятия, как «ценность». Соответственно, тексты СМИ о мужском успехе детерминированы иерархической структурой жизненных ценностей, которую транслируют и формируют для аудитории средства массовой информации.

Выделяя приоритетные для себя ориентиры, мужчина определяет свои способности, потенциал и возможности; определяет «Я» реальное (тот, каким я есть сейчас) и «Я» идеальное (тот, каким я буду). Итогом перехода «Я» реального в «Я» идеальное является занятие определенной жизненной позиции, формирование своей жизненной стратегии, движение мужчины к успеху/неуспеху, самоутверждение.

На современном этапе развития российского общества можно говорить о следующих особенностях формирования системы ценностей мужчин относительно жизненного успеха.

Формирование системы ценностей мужского населения происходит в условиях разрыва, конфликта разных поколений мужчин. Зрелые мужчины зачастую являются носителями ценностей советского периода, не всегда способствующих достижению успеха в новой среде. Кроме того, с возрастом снижаются способности быстро адаптироваться к постоянным инновациям, следовательно, новое не усваивается взрослыми мужчинами столь же быстро, как и молодыми людьми. Возникает «историческое несоответствие старшего поколения мужчин изменившимся задачам нового времени»38.  Как отмечают социологи, старшее поколение мужчин в большей степени ориентировано на общественные ценности – ценности всего общества. Поэтому успех в их представлениях – это стремление быть таким, как все. А успех в представлении молодого поколения мужчин – это всегда ориентация на индивидуализм в достижении успеха.

Кроме того, как отмечает А. Д. Галюк в своей диссертации «Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России» «особенность системы ценностей личности состоит в том, что ее формирование происходит в условиях дегуманизации средств массовой информации»39.

Исследовательница говорит о том, что СМИ могут транслировать те или иные модели достижения успеха в зависимости от характера развития общества.

Если общество является стабильно развивающимся, то средства массовой информации демонстрируют несколько существующих в обществе моделей достижения успеха. Все эти модели достижения успеха объединены устойчивым отношением к витальным ценностям: признанием ценности добра, правды и осуждением зла, насилия.

Если общество развивается нестабильно, то СМИ транслируют противоречивые модели достижения успеха. Их противоречивость обусловлена неоднозначным отношением к ценностям: с одной стороны, говорят о ценностях добра, красоты, правды, с другой стороны, о ценностях зла, безобразия, лжи при достижении успеха.

А. Д. Галюк современное российское общество считает нестабильно развивающимся. Имеет ли подтверждение данная гипотеза, мы посмотрим на практике. Но отрицать, что роль СМИ в формировании системы ценностей мужчин относительно жизненного успеха является достаточно большой, мы не можем. Ведь от того, какие ценностные ориентиры представят средства массовой информации современным мужчинам, будет зависеть успешность их деятельности и жизни.

СМИ – это институт социализации, направленный на формирование нравственного, эстетического, ценностного мира человека, основанное на культурном плюрализме. В связи с этим, журналистские тексты о «мужском» успехе должны отвечать определенным качествам.

Чтобы сформулировать критерии качества информации, необходимо уточнить, что включает в себя понятие жизненный успех мужчины.

 «Успех – это положительно оцененное достижение, значимо превысившее общие либо личностные нормативы, итог целенаправленной и эффективно организованной человеческой деятельности»40. То есть успех понимается как реализация интереса субъекта в конкретной жизненной ситуации. Он выражается в достижении определенной социальной позиции (объективные показатели успеха), а также в чувстве удовлетворенности жизнью и высокой самооценке субъекта (субъективные показатели успеха).

Таким образом, можно заключить, что успешный мужчина – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно,  в гармонии с жизнью и обстоятельствами.

Кроме того, подлинный мужской успех не приходит на пустое место, он подкреплен стараниями и усилиями мужчины и его правильным внутренним отношением к успеху и трудностям, которые неминуемы на пути к успеху: «расходуется психическая энергия, выходит из строя нервная система, тратятся силы и здоровье»41.

Исходя из этого, средства массовой информации, как институт гендерной социализации,  должны давать мужчинам знания о том, как сформулировать цель и эффективно организовать свою деятельность, чтобы достичь успеха.

Таким образом, журналистский текст, выполняя воспитательную, образовательную и функции личностной идентификации, содержит сведения о том,

  1. как мужчина достиг успеха в жизни (все трудности и препятствия на пути к успеху и процесс преодоления этих трудностей);
  2. каков результат  достигнутого успеха;
  3. Есть ли негативные последствия достигнутого успеха и каковы они;

Кроме того, конкретная ситуация успеха мужчины не возводится журналистом в рамки общих закономерностей. Журналист описывает частный случай успеха мужчины.

Модель успеха, которая транслируется средствами массовой информации, включает следующие элементы: субъект (герой газетного сообщения), сфера активности субъекта, обстоятельства, в которых он действует, признаки (индикаторы) успеха, ресурсы успеха (внутренние ресурсы: деловые, моральные, социально-психологические качества, приписываемые герою сообщения и способствующие реализации его интереса; ресурсы поддержки во внешней среде).

Возможно, что в материалах об успешных мужчинах в СМИ лишь констатируется факт успеха, но не приводятся сведения о том, как герой достиг успеха, какие трудности встречал на пути к успеху и как эти трудности он преодолевал.  Журналистские сообщения о мужском успехе только информируют аудиторию об успехе субъекта, о том, как он пользуется плодами своего успеха. Кроме того, авторы публикаций в большинстве своем злоупотребляют собственными оценочными суждениями о герое материала.

В третьей главе работы мы продолжим исследование жизненного успеха мужчины в интерпретации СМИ по отобранным для контент-анализа материалам интернет-версий газет «Российская газета» и «Комсомольская правда». С помощью качественных и качественно-количественных методов мы выясним, каким образом СМИ интерпретируют мужской успех; мы также определим, есть ли взаимосвязь между интерпретацией мужского успеха и половой принадлежности автора сообщения о мужском успехе; попытаемся выявить последствия, которые может нести за собой интерпретация мужского успеха средствами массовой информации (способствовать или препятствовать гендерной социализации личности); выясним, какое представление о мужском успехе средства массовой информации формируют у аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ж. Чернова. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин/Медиа-репрезентации пола: российские варианты// http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602.html

 

2 Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2006. – с.123

3 Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. 384 с

³Медийное измерение успеха. //www.journal-apologia.ru/rnews.

5 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Успех. М., 1995. С. 253–255

6 Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 225

7 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973. – с.293

8 Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 4. 1996. С. 37.

9 Mirvis P.H., Hall D.T. Psychological success and the boundaryless career // J. of Organizational Behavior, 1994, vol.15.- P.365-380.

10 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995

11 Бердяев Н.А.. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.- с.370

12 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

13 Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. -  СПб.: СПбГУ, 1997, 222с.

14 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. – С.27

 

15 Там же. С.28

16 относящихся к обществу, рассматриваемых как единое целое//http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIETALNYJ-4573.html

17 группы, которые оказывают прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на отношение человека к чему-либо и его поведение// http://www.edictionary.ru/index.php?action=slovo&p=ODM1Nw==

18 Протекция (лат. protec-tio — защита, покровительство) — корыстно-коррупционное покровительство лица, наделенного властью или обладающего большими возможностями, кому-либо в устройстве его личных дел.// http://www.lor.inventech.ru/glos/glos1421.shtml

19 Гендер и СМИ // Медиа и развитие, апрель 2003 года, № 13. С. 3.

20 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов. Душанбе – 2006// www.gender.ru/russian/training/listshort.html

21Д . Майерс. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. С. 53

22 Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М., из-во 1995. С. 25

23 Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. – М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 31

24 В. И. Слободчиков., Е. И. Исаев. Психология человека. – М., Изд-во 1995. С. 23

25 Ф. Л. Джейс. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. – СПб.: Питер, 2001. С. 40

26 Г. М. Андреева. Психология социального познания. М., 1997. С. 35

27 О. Максимова. Гендерное измерение в современном социально-коммуникативном дискурсе.// http://articles.excelion.ru/science/filosofy

28 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов. Душанбе – 2006// www.gender.ru/russian/training/listshort.shtml

 

29 Ж. Чернова. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин/ Медиа репрезентации пола: российские варианты//http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602.html

 

30 Р. Бободжанова. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов. Душанбе – 2006// www.gender.ru/russian/training/listshort.shtml

31 http://mirslovarei.com/content_psy/POLOROLEVAJA-SOCIALIZACIJA-GENDERNAJA-SOCIALIZACIJA V SMI

32 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.,1995. С. 31 - 35

33 Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ// WWW.KURSACH.COM/biblio/0005001/000.htm  

34Средства массовой информации России. – М. 2001. С. 41

35 Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987. С. 26

 

36 Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995. 42 - 45

37 Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ// WWW.KURSACH.COM/biblio/0005001/000.htm  

38 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции./Современный социоанализ. Сборник статей. – М., 1998. – с.15

39 Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: Диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06: Екатеринбург, 2004 153 c. РГБ ОД, 61:05-22/63

 

40 А. Либин. Стратегии жизненного успеха. //www.elitarium.ru.

 

41 Ключников С. Ю. Фактор успеха. Новая психология саморазвития. 2002

 

 


Информация о работе Жизненный успех мужчины в интерпретации российских СМИ