Журналистская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

цель данной работы: рассмотреть и подробно изучить проблемы журналистской этики в современном мире.
Для выполнения поставленной цели требуется реализация следующих задач.
В первой главе:
1. Изучить зарождение журналистской этики и его этапы.
2. Рассмотреть главные элементы саморегулирования СМИ на примерах

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ ………
1.1. Зарождение журналистской этики ………………………………….
1.2. Элементы саморегулирования СМИ ………………………………..
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И США ………………………
2.1. Этические проблемы при работе с государственными органами …
2.2. Этические проблемы при взаимодействии с частными лицами …...
2.3. Защита журналистами своих источников информации …………….
2.4. Ограничения СМИ в разных странах (на примере рекламы) ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Если в начале XX века журналисты нередко подрабатывали рекламными агентами и помещали в газетах хвалебные материалы, написанные по заказу рекламодателей, без указания на сугубо коммерческий, заказной характер этих публикаций, то в созданных позднее этических кодексах был провозглашен принцип строгого разделения журналистской и рекламной деятельности, отрицающий прямое участие работников прессы в коммерческом продвижении товаров и услуг. Тем самым отвергалась характерная для ранней «массовой» прессы практика публикации рекламных материалов под видом новостей.

Например, закон Украины «О рекламе» гласит о том, что запрещается прерывать с целью размещения рекламы трансляции сессий Верховной Рады Украины, сессий Верховной Рады Автономной Республики Крым, официальных государственных мероприятий и церемоний, выступлений Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины, народных депутатов Украины, членов Правительства Украины, а также трансляции религиозных служб, программ, передач для детей и программ, передач новостей. Объем рекламы в печатных средствах массовой информации определяется ими самостоятельно. Печатные средства массовой информации, распространяемые по подписке, обязаны в условиях подписки отмечать количество рекламы в общем объеме издания.

В кодексе эстонского касательно рекламы применяются следующие положения:

- реклама и пиаровские материалы должны быть ясно и четко отделены от журналистских материалов;

- журналисты и внештатные авторы не занимаются размещением рекламы на том же канале и не подписывают своим именем коммерческие тексты в изданиях, где они работают;

- изделие или товарный знак в журналистском материале используются только в том случае, если это обосновано;

- журналистский материал, ориентированный на потребителя, следует сопроводить разъяснением, как выбирались товары, и как они тестировались41.

На территории Республики Казахстан не допускается реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством РК. Запрещается реклама не зарегистрированных в соответствии с законодательством религиозных организаций и духовных учебных заведений. Реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны. Реклама не должна возбуждать панику в обществе, побуждать граждан к агрессии, а также к иному противоправному действию (бездействию)42.

В кодексе профессиональной этики российского журналиста сказано, что «журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым43».

Общие требования к рекламе в России:

- должна быть распознаваема  без специальных знаний и применения  технических средств - использование  в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции  и печатной продукции должно быть обозначено сообщениями о рекламе;

- запрещается взимать  плату за размещение рекламы  под видом информационного, редакционного  или авторского материала;

- реклама требует   специального разрешения (лицензии); должны быть указаны номер  лицензии и орган, выдавший лицензию;

- не допускается реклама   товаров, запрещенных к производству  и реализации в соответствии  с законодательством РФ;

- не должна побуждать граждан к насилию, агрессии и т. п. действиям;

- использование объектов  исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

- реклама товаров,  подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой  «подлежит обязательной сертификации».

Национальное объединение  журналистских профсоюзов Франции разработало в 1918 г. «Кодекс профессиональных обязанностей французских журналистов», который провозглашал клевету, необоснованные обвинения, подделку документов, искажение фактов и ложь самыми серьезными профессиональными преступлениями. Кодекс призывал журналистов принимать только такие задания, которые совместимы с их профессиональным достоинством, обязывал не использовать статус журналиста для получения наживы, в частности, не подписываться под материалами, носящими коммерческий или рекламный характер.

В Финляндии скрытая реклама во всех формах не допускается. К материалам, затрагивающих коммерческие интересы, необходимо относиться критически, их можно публиковать только тогда, когда на это есть серьезные журналистские основания. Границы между рекламой и редакционным материалом необходимо соблюдать.

Итальянская конвенция устанавливает ряд правил, касающихся рекламы, телеторговли и спонсорства, включая положения о рекламе, адресованной несовершеннолетним. В число требований входит базовое правило о том, что реклама должна быть чётко отделена от редакционного содержания телепрограммы визуальными средствами, а также подробные положения, касающиеся продолжительности и места рекламных и телеторговых блоков в эфирной сетке. Кроме того, конвенция регулирует содержание рекламных роликов и способы упоминаний о спонсорах, формулирует общие стандарты, относящиеся к рекламе. В них устанавливается, что реклама не должна ущемлять человеческое достоинство. Она не должна вводить потребителей в заблуждение или ущемлять их интересы. Рекламодатели не имеют права оказывать какое-либо влияние на редакционное содержание программ. Документ запрещает или ограничивает рекламу определённых видов продукции, таких, как табачные изделия, лекарственные препараты и алкогольные напитки. Прямо не запрещается политическая или религиозная реклама на ТВ44.

В Директиве АМВУ Европы распространён запрет на рекламу, содержащую хотя бы один вид дискриминации человека, в том числе дискриминацию по физическим возможностям, возрасту или сексуальной ориентации.

Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия, Федеральное управление внутренних доходов. В периоды избирательных кампаний в Великобритании запрещается покупать эфирное время для рекламирования кандидатов, в США установлены ограничения рекламных расходов на эти цели, иногда политическим партиям ограничивается доступ к эфиру и т.д. Деятельность СМИ во время агитационных предвыборных кампаний часто регулируется избирательным законодательством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы проследили тенденции  развития журналистской этики, определи понятия этики в общем (наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей) и профессиональной этики журналиста в частности (юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания; принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста). Мы рассмотрели институты саморегулирования СМИ, описали проблемы взаимодействия «четвертой власти» как с государственными органами, так и с частными лицами. Нами были выявлены способы защиты журналистами своих источников информации и основные ограничения СМИ на примере рекламы в разных странах.

В первой главе речь идет о зарождении этики и способов ее регулирования, описаны на примере различных стран такие элементы саморегулирования, как:

- Совет по прессе (орган, созданный ею для саморегуляции, который дает возможность читателям, оказавшимся в противоречии прессой, найти внесудебное решение),

- институт ньюз-омбудсмена (собирает критические замечания и предложения от пользователей СМИ, объяснения от редакционной коллегии, руководства или администрации, а также пытается примирить стороны),

- этические кодексы  (документы, публично определяющие функции, права и обязанности журналистов в сфере профессиональной этики и тем самым предоставляющие журналистам указания в отношении оптимального осуществления их профессиональной деятельности).

Из первой главы можно  сформулировать следующий вывод: журналистская этика – понятие, включающее в себя моральные нормы и принципы поведения каждого работника СМИ. Несмотря на взаимодействие с государством и подчинение в рамках закона, средства массовой информации не даром называют «пятой властью», они имеют огромное влияние на массы и общественное мнение. Чувствуя такого рода вседозволенность, журналисты порой переходят все границы в поисках материала. Чтобы этого не происходило, существуют способы ограничить их действия. В число таких способов входят институты саморегулирования СМИ, такие как Совет по прессе, омбудсмены и свод моральных правил, называемый «этическим кодексом». Каждая страна оставляет за собой право выбирать тот или иной метод воздействия на СМИ.

Во второй главе описываются проблемы, с которыми сталкивается журналист в своей деятельности:

- при работе с государственными  органами это проблема допуска к информации, право редакций СМИ на ответ;

- при взаимодействии  с частными лицами журналист  встречает такое понятие, как  «право на частную жизнь», также  существует проблема оскорбления  СМИ религиозных чувств населения;

- в процессе работы  журналисту приходится защищать свои источники информации;

- для СМИ действует  множество ограничений, которых  они обязаны придерживаться.

Согласно всему вышесказанному, по второй главе можно сделать  следующий вывод: работа журналиста очень сложна и ответственна, ему приходится часто сталкиваться с моральным выбором (разглашать или нет тот или иной материал), он должен контролировать каждое сказанное и написанное собой слово, т.к. рискует навредить своей репутации или сформировать неправильное мнение у общественности. Журналист обязан соблюдать нормы, установленные законом (о государственной тайне, о неприкосновенности частной жизни, о неразглашении источников информации и т.п.) и уметь исправлять свои ошибки. СМИ часто сталкиваются с жалобами граждан на оскорбления (в частности, обращениями религиозных обществ). Данная проблема очень щекотлива, т.к. налагает на журналиста еще большую ответственность. Ему нужно подробно изучить проблему, о которой он высказывается, чтобы не допустить ошибок. Ему не разрешено высказывать свое личное мнение, а тем более навязывать его кому-то. Журналист должен помнить, что обладает огромной властью, и распоряжаться ею по назначению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 2003. С. 42.
  2. Андреев С.С. Политические системы и политические организации общества // Социально-политические науки. - № 1. - С. 23-34.
  3. Анненков А. И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали (на основе анализа публикаций современных общероссийских изданий) [Электронный ресурс] / А. И. Анненков. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Режим доступа: www.mediascope.ru
  4. Анохин М.Г., Павлютенкова М.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. N 1. С. 40 - 52.
  5. Архипов C.B. Свобода печати и социальная ответственность журналистики. Владикавказ : Издательство СОГУ им. К.Л. Хетагурова. — 232 с.
  6. Бакштановский В.И. Бремя и счастье моральной ответственности журналиста // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы-М. : Стратегия, 2008. -Ч. 1.: Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. — С. 98.
  7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2008. - 378 с.
  8. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2008. - 183 с.
  9. Бурдье П. Социология политики. М., 336 с.
  10. Бурматов В.В. Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 33. Август 2012 г.
  11. Бухарцев Р.Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Свердловск, 1971
  12. Вартанова E.JT. Новые пространства свободы и ответственности. Саморегулирование СМИ в информационном обществе // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я.Н. Засурского. М. : Изд-во Моск. унта, 2009. - С. 59.
  13. Внесудебные способы решения конфликтов в области СМИ // medialaw.ru : сайт «Право и средства массовой информации». URL:http://www.medialaw.ru/selfreg/5/09.htm
  14. Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. Мн.: Изд. центр БГУ, 2008. 252 с.
  15. Герасимов В.М. Трансформация политических идеалов под воздействием электронных СМИ / В.М. Герасимов, О.В. Мухина. М.: ИТПИ.-17с.
  16. Глобальная база данных кодексов этики // medialaw.ru: сайт «Право и средства массовой информации». URL:http://www.medialaw.ru/selfreg/13/index.htm .
  17. Джон Д.Стивенс, «Свобода слова: Новые измерения», Средства массовой информации и национальный опыт, изд. Рональд Т.Фаррар и Джон Д.Стивенс (Нью-Йорк: Харпер энд Роу, 1971 г.) стр.14-37
  18. Дэннис Э., Мэрршл Дж. Беседы о масс-медиа. М. : Вагриус. -384 с.
  19. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. – 2004. - № 3.
  20. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей. Под ред. Макфола М., Рябова А.; Московский Центр Карнеги. М., 2008.
  21. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М.: Галерия, 2008. - 236 с.
  22. Зарубежная система саморегулирования СМИ // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП Мысль, 2008.
  23. Землянова JIM. Обсуждение проблем социальной ответственности СМИ в современной зарубежной коммуникативистике // Зарубежная журналистика: ежегодник 2008. - М. : Факультет журналистики МГУ, 2009. - С. 94.
  24. Зимин А.Е. Взаимодействие государственной власти и средств массовой информации в современной России, 2005.
  25. История и основные институты саморегулирования СМИ в мире // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2010. – №5. – С. 63–71.
  26. Кианпур Лейла. Профессиональная этика журналиста как теоретическое требование телевидения : на примере информационных программ телевидения ВВС (персидская) и Телевидения ИРИ : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Лейла Кианпур; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т]. - Душанбе, 2012. - 185 с.
  27. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М., 2009.
  28. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю.В. Казакова. М. : Галерия. - С. 210.
  29. Кумылганова И.А. Развитие современных механизмов прессы в России // Журналистика на перепутье: опыт России и США. — М. : Медиа Мир, 2006. -С. 112.
  30. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с.
  31. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. — М. : Виоланта, 2008. — 320 с.
  32. Лучинский Ю. В. Ньюс-омбудсмены: из истории саморегулирования СМИ // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ / под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. — М. : Институт проблем информационного права, 2007. — С. 196.
  33. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (круглый стол) // Социологические исследования. 2008. №8. С.74-75.
  34. Михайлов С.А. Журналистика США. Глава 3. Право и саморегулирование СМИ, 2008.
  35. Модели   органов   саморегулирования   СМИ   в   России: механизмы   работы   и   их   проблемы // Меди@льманах. – 2008. – №5. – С. 55–60.
  36. Монахов В. Модели органов саморегулирования прессы, 2012.
  37. Назаретян К.А. Журналистская этика: тенденции развития // Этическая мысль. Вып. 10 / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2010. С. 213–234.
  38. Настольная книга по медийному саморегулированию / под ред. М.А. Федотова. М.: Творческий центр ЮНЕСКО, 2009. - 432 с.
  39. Никол Э., Бауман К. Законы о прессе в Великобритании:// Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ): -М.: Галерия, 2007. С. 38.
  40. Норденстренг К. Вейбулл Л. Саморегулирование средств массов<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Журналистская этика