Журналистское расследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение коммуникативного процесса и общения писателя через детектив, возникающего в результате обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты детективов и выявить коммуникативные особенности детективного жанра;
2. Рассмотреть коммуникативную структуру детектива и его жанровые особенности;
3. Показать жанровые разновидности и развитие детектива как общение между людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
1. ГЕНЕЗИС ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА………………………………… 5

1. 1. Начало эволюции детективной литературы в Европе и США……….5

1. 2. Последователи развития детективного жанра……………………….. 9

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВА………….18
КАК КОММУНИКАЦИИ

2. 1. Художественная коммуникация……………………………………….18

2. 2. Специфика и признаки детектива, как средства коммуникации…….22


2. 3. Феномен преступления детективного жанра…………………………..23


2. 4. Особенности коммуникации в детективах Честертона Г. К…………26


Заключение……………………………………………………………………29


Список использованных источников и литературы………………………..31

Файлы: 1 файл

Detektiv_kak_kommunikatsia.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

  Для По, как и для всех романтиков, тайна была своеобразным способом идеализации, стремлением убежать от действительности, угадать за ее пошлым, безобразным лицом некую иную реальность. Тайна могла быть и прекрасной, и ужасной, и трагичной, и комичной, могла соединять все эти признаки. Тайна как ведущая категория романтического мироощущения переходит в жанр детектива и становится его конститутивным признаком. «Тайна – генетический код детектива», – пишет Т.Кестхейи10.

 Важнейшим вкладом По в развитие детективного жанра стало, по общему признанию, создание неразлучной пары главных героев: сыщика-интеллектуала и его недалекого приятеля, которому отводится роль хроникера описываемых событий. Само существование спутника-хроникера при блестящей фигуре сыщика, этакого «Санчо Пансы детектива» тоже восходит, по наблюдению Ю.В.Ковалева, к романтическому противопоставлению Интуиции, способной в свете озарений познать Истину, и Рассудка, вынужденного довольствоваться знакомством лишь с внешней оболочкой предмета. Этот композиционно-повествовательный прием используют многие последователи По, включая А.Конан Дойля и А.Кристи.

 Г. К. Честертон (1874-1936) — продолжатель традиций Э. По и К. Дойля также внес немалый вклад в развитие детективного жанра. Он был разносторонне одаренным творческим человеком: неплохо рисовал, издавал газету, выступал по радио и очень много писал. Честертон — автор стихов, литературоведческих эссе, романов, пьес, новелл, беллетризованных биографий, религиозных трактатов.

 Детектив в его творчестве лишь один из многих жанров, представленный новеллами. Их отличает интеллектуальность, духовность, совершенство формы. Это связано с фигурой патера Брауна — главного героя детективных новелл Честертона. Впервые в истории детектива священник выступил в роли сыщика, но сам по себе образ имеет глубокие корни. Среди литературных предков патера Брауна Дон Кихот, епископ Бьенвеню из «Отверженных» и Шерлок Холмс. Отсюда гуманистический пафос новелл. Расследуемое преступление далеко не всегда убийство, и не всегда преступник препровождается в тюрьму.

  Одна из самых сильных черт новелл Честертона — нравственные суждения, вложенные в уста патера Брауна. Таким образом, наряду с традиционными им оказываются присущи некоторые новаторские черты.

   Честертон оказал немалое влияние на последующее развитие детектива. Например, Ж. Сименон, создавая образ комиссара Мегрэ, вложил в него спокойствие, мягкость и житейскую умудренность патера Брауна. Мисс Марпл Агаты Кристи при раскрытии преступлений будет использовать интуитивное озарение, которое является одним из методов патера Брауна.

   Новеллы Г. К. Честертона о патере Брауне вполне могут быть включены в школьную программу. В качестве тем для спецкурса в классе с углубленным изучением литературы11. Когда я прочитала детектив Эдгара По «Убийство на улице Морг», стало понятно, каким сыщик должен быть на самом деле. Последователь По Честертон ещё плохо изучен, мнение к его произведениям всегда противоречиво, так как он выходил за рамки детективного жанра. Новеллистика Честертона представляет новый этап в развитии, как детективного малого жанра, так и литературного цикла новелл, получившего широкое распространение.

Существование преступления в человеческом обществе обуславливает возникновение  темы преступления в литературе. Эта проблема волнует писателей всех времен и народов, всех литературных школ - от создателей древневосточного и античного эпоса до Шекспира, Бальзака и Достоевского. Грабёж и убийство, шантаж и предательство в той или иной форме присутствуют в великом множестве художественных произведений современной литературы. Это, разумеется, не случайно. Преступление именно потому стало основной темой литературы, что оно давно уже превратилось в одну из самых страшных язв человеческого образа жизни. Вся история человечества - это история постепенного, но неуклонного роста преступности, развивающейся в наши дни особенно ускоренными темпами.

 Детективный жанр уходит корнями глубоко в древность. Основу произведения составляет юридический мотив, т.е. поединок между преступлением и человеческой справедливостью. Если мы обратимся к образцам древней античной литературы, то найдём отголоски этого жанра. Например, способ, каким Соломон рассудил двух женщин-торговок12, - превосходный образчик детективных приёмов. Подобные детективные достижения можно процитировать из индийских, арабских преданий, у всех народов есть мудрые судьи, которые изобличают виновника хитроумными способом. Детективные приёмы можно найти и в древней азербайджанской литературе - умная и дальновидная Томирис в "Легенде о Томирис"13 из древнемидийской литературы, в произведениях Низами Гянджеви. Мотив загадки и процесс его отгадки интересовал людей во все времена, благодаря чему появились мифы, предания, сказки, готический роман, "страшные истории" и наконец, детективный жанр в широком смысле этого слова. Процесс разгадки преступления-тайны прочно входит в сюжет детективного произведения, характеризующимся безумно запутанными и загадочными ситуациями. Если мы обратимся к древней и средневековой культуре, заметим то же самое : царь Эдип отгадывает загадку Сфинкса14, Томирис разгадывает коварство Кира, Кёр-оглы15 находит и вычисляет вора, укравшего его коня. Можно привести множество примеров того, что детективный жанр имеет прочный фундамент, опирающийся на достижения мировой культуры.

            Своеобразно излагают свою версию  о преступности и психологии  человека известные философы  и социологи. Шопенгауер возводил  в непоколебимый принцип "человек  человеку - волк"; для Ницше сущностью  всех общественных процессов является "воля к власти", неизбежно порождающая насилие. Ломброзо считает, что преступление и по данным антропологических исследований выступает как явление естественное; а по мнению фрейдистов, преступное действие так же неискоренимо, как и порождающий его "инстинкт разрушения" и т.д.. Преступление - это результат противоречия между личностью и обществом, наиболее резкое и крайнее проявление конфликта между стремлениями отдельного человека или группы людей и интересами общества и, соответственно, этот антагонизм в тот или иной момент найдет своё проявление в преступном акте. Социальный порядок карает преступника, но он же в известном смысле его воспитывает. От своеобразия данного строя зависит и своеобразие преступлений, порождённых этим обществом (например, мафия в Италии, в Сицилии, гангстеризм и наркомафия в США, коррупция и взятничество в Азербайджане и т.д.) Преступный акт всегда социально обусловлен. И в любом преступлении задействованы три стороны: сам преступник; общество, против которого совершено преступление; полиция, обязанная раскрывать преступление.

 Преступность не запрограммирована биологией человека, соответственно не выражает национального признака, но в той или иной стране преступление имеет свои яркие особенности. Например, в Испании в своё время была широко распространена вендетта (кровная месть потомков за совершённое когда-то преступление). Мафия широко распространилась в Италии, затем в США. Самой распространённой формой преступления, существующей в человеческом обществе и не имеющей границ распространения, является наркобизнес и наркомафия. Этой теме посвящено много работ, но самая объемная и содержательная из них - это документальная повесть Шнайдера Богуслава "Золотой треугольник" //журнал "Иностранная литература", 1987, № 3-5.  

Американское  общество также создало свой стиль  преступлений. В этой стране с ускоренной индустриализацией ещё в 20-е годы ХХ века были созданы промышленные формы преступления. Гангстеризм  как сочетание экономической  деятельности с кровавым террором возник именно в США.

  Самая распространённая форма преступления в данном обществе - политические преступления. Как показывают свидетельства видных американских юристов, журналистов и общественных деятелей, все эти преступления совершались с ведома и при участии высших полицейских властей. Не случайно, что все попытки расследовать эти политические убийства никогда не приводили ни к чему большему, чем поимка непосредственных исполнителей, и ни разу не открыли истинных инициаторов и организаторов покушения. Многочисленные уголовные афёры крупного масштаба, зарегистрированные начиная с 20-х годов, неизменно показывают, как это нередко признаёт и сама американская печать, что между преступниками и полицейскими, бизнесменами и политиками существуют тесные связи и прямое сотрудничество.

 Чудовищный рост преступности двух последних столетий привёл в литературе к выделению в самостоятельный жанр произведений, отражающих тему преступления и борьбу с ним. Можно сказать, что возникновение детективного жанра представляет собой акт протеста против зла и насилия: художники исследуют это мрачное явление, чтобы найти пути и средства его преодоления.             

 В связи с этим даже появился афоризм: Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром

  Термин "детектив" трактуется чрезвычайно широко. В одном случае разумеют под этим понятием всё, относящееся к уголовной теме, а в другом - ещё шире - всё, что связано с полицией и разведкой. В третьем - относят к детективу всю приключенческую литературу.

 Для внесения ясности в эту проблему, рассмотрим детективный жанр с научной точки зрения.

  Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости16.

 Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

 Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).         

Метод, применяемый авторами детективных  произведений, не является каким-то специальным, свойственным только этого рода литературе. Это объективный метод научного мышления, именуемый индукцией и дедукцией, с помощью которого строятся научные гипотезы, делаются открытия, идя в рассуждениях от частного к общему и от общего к частному, синтезируя и анализируя. Писатель исследует и раскрывает разнообразнейшие тайны героев детективных произведений; требующие от него не только совершенного владения логическим анализом, но и значительных познаний в различных областях юридической, военной, научной, технической и прочих наук. В этом обстоятельстве мы видим большую познавательную ценность детективной литературы.

  В детективной литературе отражены серьёзные проблемы человечества: преступность, искоренение и борьба с ним. В связи с этим детективную литературу можно отнести к серьёзной литературе, основанной на реалистичном методе, хотя в классическом и приключенческом жанре детектива оно опирается на романтический метод: в первом - это игра ума, а во втором жанре присутствует авантюрная линия - герой ищет приключения. В основе детектива лежит победа добра над злом, где детектив, частный сыщик, полицейский, разведчик, жертва преступления расследует преступление во имя добра. Это поединок между преступлением и человеческой справедливостью. Произведение характеризуется и нравственной ценностью. Как говорила первая дама детективного жанра Агата Кристи17: "Детектив - рассказ о преследовании и расследовании, а также рассказ с МОРАЛЬЮ. Я всегда была против преступника и за невинную жертву". Детективные произведения чаще всего никогда не сопровождают злоумышленника до заключения тюрьмы или смертной казни, цель и интересы детективных произведений опираются на раскрытие преступления и поимку персонажа, и чаще наказание - иррационально.

На основе этого происходил генезис  детективного жанра. Возрастала преступность и на основе этого начали появляться детективы, где добро побеждает зло и злоумышленник будет наказан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВА                 

КАК КОММУНИКАЦИИ

Детектив является очень популярным жанром в России. В 2003г. по заказу Фонда «Пушкинская библиотека» аналитическая служба провела всероссийский опрос по теме «Запросы читателей и библиотека»18. Тех, кто любит читать детективы, оказалось больше, чем всех остальных.

 

2.1. Художественная коммуникация

Целью данной работы является рассмотрение процесса коммуникации между писателем и читателем в таком литературном жанре, как детектив.

 Несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Вольским Н.Н. гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

 Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

 Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.

Информация о работе Журналистское расследование