Контрольная работа по "Криминология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Содержание работы

Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения…………………………..3

Стадии (звенья) механизма преступного поведения……7

Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления…………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19

Файлы: 1 файл

КР Криминология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка  реализаций принятого решения о  совершении преступления в конкретном преступном деянии.

Важно заметить, что все указанные  звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического  характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.

 

        Преступная направленность поступка  обусловлена не особым характером  психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования. Подобные дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный “удельный вес”, различную продолжительность действия. При этом следует иметь в виду, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют. Не столь часто и в меньшем масштабе “сдвиг во времени” в действии причин и условий индивидуального преступного поведения имеет место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения: они тоже порой отстоят от преступления на определенный промежуток времени, в течение которого происходят обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступлением, подобный разрыв во времени не характерен.

         Исследуя  звенья и этапы психологического  механизма преступного поведения,  можно выявить его дефекты и искажения, приводящие к преступлению, определить, в чем кроются причины и условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые профилактические меры.

         Психологический  механизм совершения конкретного  преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения. Как всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной волевой человеческой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны - от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножения (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение и самоутверждение, общественная деятельность и др.). Осознанная и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес - это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

         Несовпадение  индивидуального и общественного  интересов, противопоставление и  предпочтение индивидуального интереса общественному, закрепленному и охраняемому правом, создают конфликт, который может привести к преступлению. Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. С точки зрения социального содержания и значения потребности можно разделить на:

-жизненно необходимые, обеспечивающие  условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.д.);

-нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);

-деформированные - искаженные за  счет гипертрофирования жизненно  необходимых нормальных потребностей;

-извращенные, антисоциальные потребности,  удовлетворение которых объективно  противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, сексуальный разврат, наркомания, проституция и пр.)

        Сами по себе общественно опасны  и наиболее чреваты совершением  преступления антисоциальные, извращенные  потребности. Но их удовлетворение  в общем массиве всех преступлений  составляет 10-12%. В большинстве же  случаев преступность деяния  связана не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения.

        Чтобы удовлетворить осознанную  как интерес потребность, индивид  осмысливает имеющиеся для этого  объективные возможности, оценивает  все, что способствует и препятствует  этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой избирает определенные пути и средства. Важной особенностью указанного психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности и осознания интереса к конкретному поступку, является то, что на всем протяжении индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.д. Возможность такого выбора определена наличием различных вариантов решения. Если их нет - поступок вынужден в некоторых случаях не являться преступным. Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека. Например, всякий человек в большей или меньшей мере испытывает потребность в самовыражении и самоутверждении. На основе этой потребности у него формируется интерес как-то проявить себя, привлечь к себе внимание, заставить считаться с собой. Руководствуясь подобными стремлениями, один поставит перед собой цель занять престижное служебное или общественное положение; другой пойдет иным путем - попытается выделить себя озорными действиями, хулиганством и пр. Но и тот, кто решит занять престижное положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства - овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную общественную деятельность и т.д., а может добиваться этого путем обмана, взяток, различных злоупотреблений. Подобный выбор зависит, разумеется, от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов. Так, в основе хищений лежит стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно согласовываться и с общественными возможностями. Даже жизненно необходимая потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения общественных интересов (например, приобретение средств на существование путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного.

         Из сказанного следует, что  важным направлением профилактики преступлений являются надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости.

        Таким образом, нравственные свойства  человека, влияющие на совершение  им конкретного поступка, не даны  ему от рождения и не возникают  неожиданно, а складываются на  протяжении всей предшествующей  жизни индивида, под влиянием  совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно, много случайного, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, неспособной совершить преступление.

  1. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления

 

          Негативные личностные свойства  человека, сложившиеся под влиянием  неблагоприятных условий нравственного  формирования, приводят к совершению  преступлений при наличии определенных  обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих криминогенную ситуацию. Ситуация преступления - особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность. Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, психологически “подготавливая” его к совершению преступления; во втором - этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной - затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе).

          По источнику возникновения принято  различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием  стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении) (рис.3). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют виктимологическими. Виктимность — повышенная способность человека в силу некоторых качеств (духовных, физических и профессиональных) становиться при определенных объективных обстоятельствах объектом преступления. Следует, однако, иметь ввиду, что таковыми они являются именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение.

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

   ┌┤Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)├┐

   │└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

 ┌─┴──────────────┐   ┌───────────┐   ┌────────────────────────────────┴─┐

 │Созданные  людьми│   │ Смешанные │   │  Вызванные естественными  силами  │

 │                ├──►│           │◄──┤природы, неблагоприятным стечением│

 │                │   │           │   │           обстоятельств          │

 └───────┬──────┬─┘   └───────────┘   └──────────────────────────────────┘

         │      └────────────────────────────────────────┐

         ▼                                               ▼

 ┌────────────────┐   ┌───────────┐   ┌──────────────────────────────────┐

 │   Созданные    │   │ Созданные │   │   Созданные иными людьми, в том   │

 │ преступником   │   │ обоюдными │   │         числе потерпевшими,      │

 │                ├──►│действиями │◄──┤     виктимологические ситуации   │

 │                │   │преступника│   │                                  │

 │                │   │  и жертвы │   │                                  │

 └───────┬────────┘   └─────┬─────┘   └───────────────────────────┬──┬───┘

         │                  ▼                                     │  │

         │    ┌─────────────────────────────────────────────┐     │  │

         └───►│   Неправомерными и  аномальными действиями   │◄────┘   │

              └─────────────────────┬───────────────────────┘        │

                                    ▼                                │

              ┌─────────────────────────────────────────────┐        │

              │           Правомерными  действиями           │◄───────┘

              └─────────────────────────────────────────────┘

 

         Рисунок 3 - Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)

 По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости).

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  Классификация криминогенных ситуаций                 │

│  (по пространственно-временным рамкам, уровню, содержанию и характеру │

│           воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо)           │

└───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

 ┌───────────────────┐               │                ┌──────────────────┐

 │   Кратковременные  ├─────┐         │        ┌───────┤Распространяющиеся│

 │(возникшие  в момент│ ┌───┴───────┐  │ ┌──────┴────┐  │   на обширную    │

 │   преступления)   │ │ По времени│ │ │    По     │  │территорию  (общие)│

 └───────────────────┘  │возникнове-│ │ │пространст-│   └──────────────────┘

Информация о работе Контрольная работа по "Криминология"