Контрольная работа по "Криминология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Содержание работы

Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения…………………………..3

Стадии (звенья) механизма преступного поведения……7

Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления…………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………19

Файлы: 1 файл

КР Криминология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 ┌───────────────────┐  │    ния    ├─┼─┤   венной  │  ┌──────────────────┐

 │     Длительные    │ │           │ │ │распростра-│ │Концентрирующиеся │

 │(возникшие  задолго │ └───┬───────┘  │ │  ненности │  │на    ограниченной│

 │ до преступления)  ├─────┘         │ └──────┬────┘  │территории        │

 └───────────────────┘               │        └───────┤(локальные)       │

 ┌───────────────────┐               │                └──────────────────┘

 │   Затрагивающие   ├─────┐         │

 │только  данное лицо │ ┌───┴───────┐  │ ┌───────────┐  ┌──────────────────┐

 └───────────────────┘  │ По уровню │ │ │     По   ├──┤    Проблемные    │

 ┌───────────────────┐  │  действия ├─┼─┤ содержанию│   └──────────────────┘

 │ Касающиеся  многих │ └───┬───────┘  │ └──────┬──┬─┘  ┌──────────────────┐

 │       лиц         ├─────┘         │        │  └────┤   Конфликтные    │

 └───────────────────┘               │        │       └──────────────────┘

 ┌───────────────────┐               │        │       ┌──────────────────┐

 │   Провоцирующие   ├─────┐         │        └───────┤   Экстремальные  │

 └───────────────────┘  ┌───┴───────┐ │                └──────────────────┘

 ┌───────────────────┐  │           │  │

 │    Сопутствующие  ├─┤           │ │

 └───────────────────┘  │     По    │ │

 ┌───────────────────┐  │ характеру │ │

 │     Соблазняющие  ├─┤воздействия├─┘

 └───────────────────┘ │     на    │

 ┌───────────────────┐  │ виновного │

 │    Разряжающие    ├─┤           │

 └───────────────────┘  │           │

 ┌───────────────────┐  └───┬───────┘

 │     Затрудняющие  ├─────┘

 └───────────────────┘

 

Рисунок 4 - Классификация криминогенных ситуаций

 

По содержанию принято  выделять следующие виды криминогенных  ситуаций (рис.4):

-проблемная - при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашения на брак);

-конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди военнослужащих и т.п.).

         По характеру воздействия на  виновного ситуация может быть:

-экстремальной - необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

-соблазняющей или  провоцирующей - побуждающей к  совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже,  аморальное поведение потерпевшей  от изнасилования);

-разряжающей - вызывающей  разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

         Ситуация совершения преступления  наряду с объективным содержанием,  определяемым фактическими событиями  и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации “мнимой измены” и “беспричинной ревности”, приводящей порой к серьезным насильственным преступлениям.

         Субъективное восприятие ситуации  зависит от личностных нравственно-психологических  свойств индивида, и именно оно  наиболее существенно для понимания  причин совершенного преступления.

Искаженное восприятие ситуации может быть либо:

- следствием негативных  нравственных свойств индивида (зависти,  злобности, нечестности, злоупотребления  алкоголем и т.д.);

- либо результатом  чисто психологических дефектов  восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).

          Ситуация преступления как совокупность  всех обстоятельств, повлиявших  на решение лица избрать антиобщественный  вариант поведения, содержит в  себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.

Будучи объективной, криминогенная  ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая  конкретной личностью.

При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция РФ, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., вступила в силу 25 декабря 1993 г.
  2. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: Учеб. пособие. Горький, 2005. - 364 с.
  3. Алексеев А.И. Криминология. - М., 1999.
  4. Баев О.Я., Баева Н.Б. Реализация преступлений. Ташкент, 2004. - 348 с.

Богуш Г.И. Криминология. – М.: Велби, 2007. 

  1. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие. М., 2002.
  2. Долговая А.И. Криминология: Учебник. М.: Просвещение, 2007.
  3. Есберген Алауханов Криминология. Учебник. Алмата, 2008.
  4. Жукова Т.Г. Механизм индивидуального преступного поведения // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Вып. 11. – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. 
  5. Каменский Е.Г. Механизм формирования мотивации преступного поведения личности в кризисной социокультурной ситуации // Российская правовая система. – Омск: Изд-во Омск. экон. ин-та, 2007.
  6. Карпец И.И. "Преступность". - М. 2001. - 432 с.
  7. Косарев В.Н. К истокам (причинам) и механизму преступного поведения // Уголовная юстиция: проблемы правоприменения. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 
  8. Криминология: Учебник. - СПб, 1992. 
  9. Криминология: учебник /  под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – М. : Юристъ, 2002. 176 с.
  10. Кулакова В.А. Детерминация и механизм преступного поведения несовершеннолетних в составе организованных преступных групп. Монография. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. 
  11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2007. - 472 с.
  12. Ривман Д.  В. Криминальная виктимология. – СПб. : Питер, 2003.
  13. Хохряков Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М. : Юрист, 2000. С. 178 – 183.
  14. Ивасюк О.Н. Причины и механизмы индивидуального преступного поведения в семейно-бытовой сфере // Закон и право. № 2, 2007. 
  15. Мельник Н. Механизм преступного поведения // Уголовное право. № 1, 2001. 
  16. Щербаков В.А. Некоторые аспекты системного подхода к изучению механизма индивидуального преступного поведения // Российский следователь. № 3, 2003.

 




Информация о работе Контрольная работа по "Криминология"