Департамент образования Города
Москвы
Государственное
бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
города Москвы
«Московский городской
педагогический университет»
Юридический факультет
Гуманитарно-правовой колледж
Реферат
Авиакатастрофы. Правила поведения
при взлете и посадке самолета. Действия
экстремальной ситуации - разгерметизация
салона, возникновение пожара на борту
самолета, аварийная посадка на землю,
на воду
Студентки 2 курса
очной формы обучения,
полный срок обучения
Коновалова Вера Михайловна
Научный руководитель
Гореев Андрей Михайлович
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Авиакатастрофы....................................................................................4
- Авиационное происшествие………………………………………………..4
- Основные причины авиакатастрофы…………………………………..……5
Глава 2. Правила поведения
при взлете и посадке самолета.......................7
- Воздушный транспорт – отрасль
повышенной опасности………...………7
- Ответственность пассажиров……………….………………………………..7
- Безопасность пассажиров…………….………………………………………8
- Права и обязанности пассажир………..……………………………………..9
Глава 3. Разгерметизация
салона самолета………………….…………….10
- Декомпрессии………………………………………………………………..10
- Вынужденная посадка на сушу и воду…………………………………….12
- Как действовать при пожаре
на борту самолета…………….…………….17
Заключение……………………………………...………………………………19
Список использованной
литературы……………….……………………….20
Введение
В наше время почти каждый может побывать
в любой точке мира. А самолет может
доставить вас куда угодно. Однако ежегодно в мире происходит около
60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут
все пассажиры и экипаж. Обеспечение безопасности
при полетах самолета – одна из важнейших
задач всех специалистов авиационно-транспортного
производства. Безопасность полетов зависит
от многих составляющих, но прежде всего
– от экипажа лайнера и специалистов,
обеспечивающих полет.
Но данный реферат посвящен рассмотрению
главной проблемы -«подготовка людей к
экстремальным ситуациям». А в частности,
правила поведения в авиакатастрофах.
И если знать, что надо делать, а чего не
делать ни под каким видом, да к тому же
не позволять заставать случаю себя врасплох,
за эти минуты ситуацию можно разрешить
в свою пользу.
Авиационные катастрофы характеризуются
неожиданным выводом из строя средств
передвижения, вследствие чего возникают
факторы, вызывающие гибель и поражения
людей. Размеры потерь и количество погибших
колеблются в большом диапазоне и зависят
от характера и интенсивности действия
поражающих факторов числа пассажиров
на воздушном транспорте.
Следовательно, тема авиакатастроф стала очень
актуальной, она широко обсуждаться в
средствах массовой информации.
Цель данной работы: всестороннее изучение
и характеристика правил безопасного
поведения на воздушном транспорте, а
также действия человека при авиационной
катастрофе.
Глава 1. Авиакатастрофы
1.1.Авиационное происшествие
Авиационное происшествие с
человеческими жертвами (катастрофа) -
авиационное происшествие, приведшее
к гибели или пропаже без вести кого-либо
из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам
относятся также случаи гибели кого-либо
из лиц, находившихся на борту, в процессе
их аварийной эвакуации из воздушного
судна. Первые авиакатастрофы произошли
практически сразу же после начала эры
воздухоплавания, то есть еще в конце XIX
века.
Как число самих авиапроисшествий,
так и число их жертв было относительно
невелико до начала массового применения
самолетов в боевых действиях и в качестве
гражданского транспорта. К тяжелым последствиям
приводят разрушения отдельных конструкций
самолета, отказ двигателей, нарушение
работы систем менеджмента, электропитания,
связи, пилотирования, недостаток топлива,
перебои в жизнеобеспечении экипажа и
пассажиров.
Итак, на сегодня, пожалуй, наиболее
опасной и часто встречающейся трагедией
на борту самолета являются пожар и взрыв.
1.2.Основные причины авиакатастрофы
Основными причинами авиакатастроф
являются:
Несмотря на существенный прогресс
авиационной техники, все еще встречаются
случаи, когда аварийные факторы закладываются
при проектировании, изготовлении или
техническом обслуживании воздушных судов.
Целый ряд авиационных происшествий связан
с ошибками, допущенными на этапах проектирования
и изготовления воздушных судов.
Поэтому при создании современных
воздушных судов принимаются меры к тому,
чтобы свести к минимуму влияние любого
такого фактора. Так, безопасная конструкция
должна не только предусматривать малую
вероятность отказов функциональных систем
В.С., но и в случае их возникновения обеспечивать
безаварийное завершение полета.По мере
накопления опыта эксплуатации какого-либо
конкретного типа воздушного судна, для
поддержания требуемого уровня безопасности
необходимо обеспечивать контроль над
программой технического обслуживания
и, при необходимости, переработку или
модернизацию ее содержания. Таким образом,
возникает необходимость в систематическом
учете и своевременном анализе причин
отказов и дефектов функциональных систем
или их элементов.
В одинаковой пропорции возросло
число происшествий, причиной которых
является "человек". В связи со столь
значительным смещением причин, обусловленных
человеком, в настоящее время широко признается,
что мероприятия по предотвращению авиационных
происшествий должны быть главным образом
ориентированы на человека.
Естественно, с нежеланием
признает ограниченность своих
возможностей, что объясняется целым
рядом причин, таких как боязнь
потерять репутацию среди своих
коллег, лишиться работы или же
соображениями, связанными с юридическими
аспектами вины и ответственности.
Поэтому не удивительно, что информацию
о тех факторах авиационных
происшествий и инцидентов, которые
обусловлены участием человека,
получить отнюдь не просто. Таким образом, успешное предотвращение
авиационных происшествий требует не
останавливаться на констатации факта
ошибки, а идти дальше в целях определения
факторов, лежащих в основе действий человека,
допустившего ее.
- Боевые действия
и терроризм
Боевые действия и терроризм
также достаточно остро стоят в области
безопасности полетов и являются самыми
массовыми убийцами. К слову, 4 из 10 крупнейших
авиакатастроф в истории человечества произошли
по причине терроризма или военных действий.
- Неблагоприятные
погодные условия
Элементами природной среды
являются погода, рельеф местности и другие
природные явления. Их проявления в таких
формах, как температура, ветер, дождь,
лед, молнии, горы и вулканические извержения
не зависят от человека. И поскольку они
могут представлять опасность, которую
невозможно устранить, их необходимо избегать
или принимать во внимание.
Зачастую из-за низкой осведомлённости
за человеческий фактор принимают исключительно
действия пилотов. Действительно, неверные
действия пилотов приводят к примерно
половине всех авиакатастроф.
И здесь в каждом
случае дополнительные факторы
свои, ошибки пилотов могут быть
самыми разными. Это может быть
низкий уровень лётной подготовки
на конкретном воздушном транспортном
средстве.
Глава 2. Правила поведения
при взлете и посадке самолета
1.1. Воздушный транспорт – отрасль
повышенной опасности
Воздушный транспорт является
отраслью, связанной с повышенной опасностью.
Защита пассажиров, членов экипажей воздушных
судов и авиационного персонала гражданской
авиации Российской Федерации от актов
незаконного вмешательства обеспечивается
комплексом мер авиационной безопасности,
одной из составных частей которой является
выполнение установленных норм, правил
и процедур всеми участниками воздушных
перевозок. Обеспечение безопасности
при полетах самолета - одна из важнейших
задач всех специалистов авиационно-транспортного
производства. Безопасность полетов зависит
от многих составляющих, но прежде всего
- от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих
полет.
Ниже описывается,
каких пассажир должен придерживаться
определенных правил поведения.
1.2.Ответственность пассажиров
Каждый пассажир на борту воздушного
судна Российской Федерации становится
участником выполнения требований авиационной
безопасности. За нарушение установленных
норм, правил и требований обеспечения
авиационной безопасности на внутренних
авиалиниях Российской Федерации пассажир
несет ответственность в соответствии
с требованиями действующего законодательства
Российской Федерации. За нарушение установленных
норм, правил и требований обеспечения
авиационной безопасности на международных
авиалиниях пассажир несет ответственность
в соответствии с требованиями международного
воздушного права (международных конвенций
по гражданской авиации) и законодательства
страны назначения или страны промежуточной
посадки, независимо от страны регистрации
или эксплуатации воздушного судна.
1.3. Безопасность пассажиров
Далее будет
рассмотрен вопрос о обеспечение безопасности при
полетах самолета – одна из важнейших
задач всех специалистов авиационно-транспортного
производства. Безопасность полетов зависит
от многих составляющих, но прежде всего
– от экипажа лайнера и специалистов,
обеспечивающих полет. Однако и пассажир
должен придерживаться определенных правил
поведения.
Порядок действий экипажа самолета
и пассажиров в случае внезапной и ожидаемой
аварий в основном одинаков. Однако в обоих
случаях характер их действий зависит
от наличия времени и от характера аварии.
Поэтому для внезапных аварий нельзя заранее
точно предусмотреть порядок действий
членов экипажа и пассажиров. Этот порядок
в каждом отдельном случае должен устанавливаться
самим экипажем в зависимости от конкретных
условий, при которых происходит данная
авария. При этом большое значение имеет
подготовленность и личные качества членов
экипажа.
Важным
фактором обеспечения безопасности пассажиров
является аварийная эвакуация из самолета
по надувным трапам. Подобная ситуация
может возникнуть при аварийной посадке
самолета вне аэродрома. Поэтому для обеспечения
быстрой эвакуации на каждой стороне борта
пассажирского салона имеются аварийные
выходы, оснащенные надувными двухдорожечными
трапами. Безопасное расположение в салоне
самолета – еще одна мера предосторожности
от попадания в экстремальную ситуацию.
От
рационального, равномерного и сбалансированного
размещения пассажиров и их багажа зависит
центровка лайнера при его нахождении
в воздухе. Поэтому занимать место в салоне
следует согласно указанному в авиабилете
номеру. Однако если у пассажира будет
возможность выбора, ему стоит выбирать
кресло, расположенное рядом с выходом
и по возможности ближе к середине или
хвосту самолета.
1.4. Права и обязанности пассажир
Пассажир
на борту воздушного судна обязан:
- безоговорочно выполнять
требования и рекомендации командира
воздушного судна и членов
экипажа;
- размещать ручную кладь
и личные вещи на специально отведенных
местах, указанных бортпроводником
- соблюдать общепринятые правила
поведения в общественных местах;
- застегнуть привязные
ремни при включенном табло “Застегните
ремни” и (по указанию командира экипажа)
оставлять их застегнутыми.
Пассажиру
на борту воздушного судна запрещено:
- создавать ситуации:
а) угрожающие безопасности полета, а также
жизни (здоровью) пассажиров
и членов экипажа; б) способствующие совершению или возникновению:
хулиганских поступков; действий, унижающих
честь и достоинство окружающих, а также
агрессивных действий со стороны других
лиц;
- повышать голос, неуважительно
и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа
- без необходимости
беспокоить отдыхающих (спящих) пассажиров;
- пользоваться электронными
приборами и средствами связи во время
руления, взлета и посадки самолета
- курить при включенном
табло “Не курить”, а также курить в проходах,
вестибюлях, туалетах и зонах для некурящих;
- использовать аварийно-спасательное
оборудование без указания экипажа.
Глава 3. Разгерметизация
салона самолета
1.1.Декомпрессия
Важно заметить, что одной из распространённых аварийных
ситуаций в полёте является декомпрессия.
Легко можно распознать взрывную и быструю
декомпрессии. Они обычно начинаются с
оглушительного рёва, которым сопровождается
истечение воздушного потока из кабины.
Воздух кабины мгновенно наполняется
пылью, срывающейся с пола, кресел и потолка.
При этом кабина может погрузиться на
несколько минут в туман, так как уменьшение
давления воздуха приводит к конденсации
водяных паров, находившихся в воздухе.
Надо надеть кислородные
маски. Так как маска закрывает нос и рот, говорить
практически становится невозможно. Необходимо
знать, как надеть маску и как включить
кислород.
На многих самолётах кислородные маски
вываливаются из отсека в потолке и зависают
в таком положении, до которого может дотянуться
сидящий пассажир, на многих - прикрепляются
к спинке впереди стоящего кресла.
Необходимо тщательно
подогнать ремень безопасности перед
каждым взлётом и посадкой. Чем больше слабина в ремне безопасности,
тем больше шансов получить травму. Если
пассажир сидит в прямой позе, как это
бывает при нормальном взлёте и посадке,
а его ремень безопасности застёгнут с
большой слабиной у талии, он может при
аварии сползти под ремень и повредить
внутренние органы.