Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, а именно:
- в бытовой среде (от суммы факторов, воздействующих на человека в быту);
- в производственной сфере (от суммы факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности);
- в городской сфере;
- в окружающей природной среде (одна из отраслей экологии);
- при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни, т.к. смертность от несчастных случаев стоит на третьем месте в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, а травмы получают в пять раз больше.
Вторгаясь в природу, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания, называемую техносферой. Так как нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу безопасности и будущему людей.

Содержание работы

Введение.
1. Цель и задачи, структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
1.1. Определение и классификация Чрезвычайных Ситуаций.
1.2. РСЧС: структура, цели и задачи.
2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.
2.1. Классификация психических заболеваний.
2.2. Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф и их клинические особенности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Безопаснось жизнедеятельности.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

В последние  годы анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует  о росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических и соматоформных расстройств и реакций адаптации, непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации и духовной жизни широких слоев населения. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "невроз" увеличилось в России в 2000 г. по сравнению с 1991 г. на 32%, "психопатия" - на 15%, "реактивное состояние" - на 47%, "психосоматическое расстройство" - на 92%. В настоящее время общее число официально зарегистрированных больных с пограничными психическими расстройствами достигло 2 миллионов человек. При этом, за последние 10 лет общее число инвалидов вследствие психических расстройств, основную группу которых составляют больные с непсихотическими расстройствами, возросло в России на 30,6%. Проведенное обследование отдельных выборочных групп населения показало, что, во-первых: значительная часть больных, особенно с невыраженными невротическими расстройствами, остается вне поля зрения специалистов и, во-вторых: наибольшее число больных наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайных ситуаций.

Сотрудники  ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского уделяют большое внимание медико-психологической и психиатрической помощи населению, подвергшемуся стрессовым воздействиям, в том числе пострадавшим после стихийных бедствий, катастроф, локальных войн, межнациональных конфликтов. В этих случаях особенно наглядно выявляется системный характер динамики биологических и личностно-типологических механизмов в формировании психофизиологических нарушений невротического уровня (рис. 1).

Учет  всего комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дает возможность схематически выделить три периода развития ситуаций, которые  вызывают различные психогенные  нарушения.

Первый - острый период - характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот момент в основном жизненные инстинкты (самосохранение) и приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В это время наблюдаются преимущественно психогенные реакции психотического и непсихотического уровня. Особое место в этот период занимают психические расстройства у получивших травмы и ранения. В таких случаях требуется квалифицированный дифференциально-диагностический анализ, направленный на выявление причинно-следственной связи психических нарушений как непосредственно с психогениями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и др.).

Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, по образному выражению, начинается "нормальная жизнь в экстремальных условиях". В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как: потеря родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важным элементом пролонгированного стресса в этот период является ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и "демобилизацией" с астенодепрессивными проявлениями.

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная "калькуляция" утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно-травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социально-стрессовые расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный "подострый" характер. В этих случаях наблюдается как "соматизация" многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу "невротизация" и "психопатизация", связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни пострадавших.

Наиболее  часто наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после  стихийных бедствий и катастроф  психогенные расстройства можно  объединить в 4 группы - непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (см. таблицу).

Во все  указанные периоды развитие и  компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов: особенность ситуации, индивидуальное реагирование на происходящее, социальные и организационные мероприятия. Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. На рис. 2,3,4 схематически показан удельный вес динамически изменяющихся факторов, в первую очередь влияющих на психическое здоровье во время и после любой чрезвычайной ситуации. Представленные данные свидетельствуют о том, что с течением времени теряет непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные особенности пострадавших и, напротив, возрастает и занимает основополагающее значение не только собственно медицинская, но и социально-психологическая помощь и организационные факторы. Из этого следует, что социальные программы в решении вопросов охраны и восстановления психического здоровья у пострадавших после чрезвычайных ситуаций имеют первостепенное значение.

Заключение

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что в жизненном процессе человек  неразрывно связан с окружающей его  средой обитания, при этом во все  времена он был и остается зависимым  от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности  в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек - среда обитания".

Также выяснили, что взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия

Таким образом, достижение приемлемого уровня безопасности в системе "человек - среда обитания" неразрывно связано  с необходимостью глубокого анализа  причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. "Безопасность  жизнедеятельности". Учебник для  вузов/ Под общ. ред. С.В. Белова, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1999 г..

2. Лучшие  рефераты. Безопасность жизнедеятельности.  Серия "Банк рефератов". - Ростов  н/д: Феникс. 2003 г..

3. Гринин  А.С., Новиков В.Н. "Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие" - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г..

4. Мастрюков  Б.С. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений"/ - М.: Издательский центр "Академия", 2003

5. Закон  РФ "Об охране окружающей природной  среды" (постатейный комментарий). М.: 1995 г..

6. Основы  законодательства РФ об охране  труда / Человек и труд. 1994 г., №5.

7. Хван Т.А., Хван П.А. "Безопасность жизнедеятельности". Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д. Феникс, 2000 г..

8. Малкина  - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005 г. - 960с. - (Справочник практического психолога стр. 40 - 51


Информация о работе Безопасность в чрезвычайных ситуациях