Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:12, контрольная работа
Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, а именно:
- в бытовой среде (от суммы факторов, воздействующих на человека в быту);
- в производственной сфере (от суммы факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности);
- в городской сфере;
- в окружающей природной среде (одна из отраслей экологии);
- при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни, т.к. смертность от несчастных случаев стоит на третьем месте в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, а травмы получают в пять раз больше.
Вторгаясь в природу, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания, называемую техносферой. Так как нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу безопасности и будущему людей.
Введение.
1. Цель и задачи, структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
1.1. Определение и классификация Чрезвычайных Ситуаций.
1.2. РСЧС: структура, цели и задачи.
2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.
2.1. Классификация психических заболеваний.
2.2. Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф и их клинические особенности.
Заключение.
Список использованной литературы.
В последние годы анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует о росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических и соматоформных расстройств и реакций адаптации, непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации и духовной жизни широких слоев населения. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "невроз" увеличилось в России в 2000 г. по сравнению с 1991 г. на 32%, "психопатия" - на 15%, "реактивное состояние" - на 47%, "психосоматическое расстройство" - на 92%. В настоящее время общее число официально зарегистрированных больных с пограничными психическими расстройствами достигло 2 миллионов человек. При этом, за последние 10 лет общее число инвалидов вследствие психических расстройств, основную группу которых составляют больные с непсихотическими расстройствами, возросло в России на 30,6%. Проведенное обследование отдельных выборочных групп населения показало, что, во-первых: значительная часть больных, особенно с невыраженными невротическими расстройствами, остается вне поля зрения специалистов и, во-вторых: наибольшее число больных наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайных ситуаций.
Сотрудники ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского уделяют большое внимание медико-психологической и психиатрической помощи населению, подвергшемуся стрессовым воздействиям, в том числе пострадавшим после стихийных бедствий, катастроф, локальных войн, межнациональных конфликтов. В этих случаях особенно наглядно выявляется системный характер динамики биологических и личностно-типологических механизмов в формировании психофизиологических нарушений невротического уровня (рис. 1).
Учет всего комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дает возможность схематически выделить три периода развития ситуаций, которые вызывают различные психогенные нарушения.
Первый -
острый период - характеризуется внезапно
возникшей угрозой собственной жизни
и гибели близких. Он продолжается от начала
воздействия до организации спасательных
работ (минуты, часы). Мощное экстремальное
воздействие затрагивает в этот момент
в основном жизненные инстинкты (самосохранение)
и приводит к развитию неспецифических,
внеличностных психогенных реакций, основу
которых составляет страх различной интенсивности.
В это время наблюдаются преимущественно
психогенные реакции психотического и
непсихотического уровня. Особое место
в этот период занимают психические расстройства
у получивших травмы и ранения. В таких
случаях требуется квалифицированный
дифференциально-
Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, по образному выражению, начинается "нормальная жизнь в экстремальных условиях". В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как: потеря родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важным элементом пролонгированного стресса в этот период является ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и "демобилизацией" с астенодепрессивными проявлениями.
В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная "калькуляция" утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно-травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социально-стрессовые расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный "подострый" характер. В этих случаях наблюдается как "соматизация" многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу "невротизация" и "психопатизация", связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни пострадавших.
Наиболее
часто наблюдаемые при
Во все
указанные периоды развитие и
компенсация психогенных
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек - среда обитания".
Также выяснили, что взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия
Таким
образом, достижение приемлемого уровня
безопасности в системе "человек
- среда обитания" неразрывно связано
с необходимостью глубокого анализа
причин роста численности и уровня
действующих в техносфере опасностей;
изучение причин принудительной потери
здоровья и гибели людей; разработки и
широкого применения превентивных защитных
мер на производстве, в быту и в регионах
техносферы. Важную роль в сохранении
здоровья и жизни людей в настоящем и будущем
призвана играть информационная деятельность
государства в области прогнозирования
опасностей среды обитания.
Список использованной литературы
1. "Безопасность
жизнедеятельности". Учебник для
вузов/ Под общ. ред. С.В.
2. Лучшие
рефераты. Безопасность
3. Гринин А.С., Новиков В.Н. "Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие" - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г..
4. Мастрюков Б.С. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений"/ - М.: Издательский центр "Академия", 2003
5. Закон
РФ "Об охране окружающей
6. Основы законодательства РФ об охране труда / Человек и труд. 1994 г., №5.
7. Хван Т.А., Хван П.А. "Безопасность жизнедеятельности". Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д. Феникс, 2000 г..
8. Малкина
- Пых И.Г. Экстремальные