Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 21:35, курсовая работа
Описание работы
В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3 1.Сущность и классификация ЧС……………………...........................3-12 Понятие опасной и экстремальной ситуации Статистический и динамический объект опасности Классификация ЧС социального характера
2. Возможные ЧС социального характера на территории России...12-20 2.1 Угрозы Российской безопасности Заключение………………………………………………………………20-21 Список литературы…………………………………………………….......22
Таким образом, хотя налицо
некоторая стабилизация социальной жизни,
но негативные тенденции сохранились,
и российское общество все еще находится
в зоне повышенного социального риска,
не способствующего устойчивости его
социально-экономического и политического
развития.
0 неблагоприятной социально-политической
обстановке в стране в период перехода
к рыночным отношениям свидетельствует
и тенденция к усилению неравенства материального
положения различных слоев населения,
особо характерная для первой половины
1990-х годов. Разрыв в уровнях доходов между
бедными и богатыми в 1995 г. по сравнению
с 1991 г. увеличился почти в 9 раз, что стало
закономерным результатом высоких темпов
инфляции, падения производства, а это,
в свою очередь, привело к трудно предсказуемым
негативным социально-политическим, техногенным
и даже экологическим последствиям.
Техногенные аварии и катастрофы
провоцируются ослаблением государственного
контроля за состоянием опасных производств
и технических сооружений. Ветшают оставшиеся
без надзора здания и сооружения, в том
числе плотины и дамбы. Нарушается техника
безопасности на производстве, в строительстве,
в быту, что приводит к частым и разрушительным
авариям. Изнашивается транспорт (самолеты,
корабли, подвижной состав железных дорог
и т. д.), отчего он становится все более
опасным. Повсеместно нарушаются санитарные,
эпидемиологические и экологические нормы,
правила хранения опасных и взрывчатых
веществ. В частные руки попадают опасные
химические, радиоактивные и взрывчатые
вещества и т. п. Перестают на должном уровне
работать службы, прогнозирующие опасные
природные явления (метеорологические,
сейсмические и др.). Падает эффективность
работы спасателей, пожарных, медицинских
и иных служб, что оборачивается серьезными
человеческими и материальными потерями
в случае стихийных бедствий.
Для того чтобы предотвратить
подобные явления, в развитых странах
правительства перераспределяют доходы
через прогрессивную налоговую систему.
За счет налоговых платежей выплачиваются
дотации наименее обеспеченным слоям
населения. Там существуют программы социального
страхования и государственной помощи
бедным, что открывает перед ними определенные
жизненные перспективы. В России такие
перспективы для бедного населения отсутствуют.
Нет и эффективного механизма предупреждения
стихийных бедствий, предотвращения техногенных,
экологических катастроф и ликвидации
их последствий. Все это является результатом
непродуманных, проводившихся без учета
национальной специфики реформ, а также
коррупции и криминализации общества,
о чем вполне определенно говорится в
Концепции национальной безопасности
РФ.
Используя схему механизма
действия опасности, рассмотренную выше,
попытаемся применить ее к российской
действительности, и в частности к анализу
возможных ЧС социального происхождения.
Анализ статического
аспекта опасностей, угрожающих нашей
стране, показывает, что источниками (субъектами)
социальных ЧС могут быть экстремистские
партии и политические течения, террористы,
преступные группировки, коррумпированные
чиновники, специалисты опасных производств
(АЭС, военных, химических НИИ, заводов,
биологических лабораторий и т. д.), способные
за денежное вознаграждение сотрудничать
с террористами или уголовными элементами
и др. Очень опасным субъектом сегодня
для России и ее граждан является международный
терроризм, который развязал открытую
кампанию с целью дестабилизации ситуации
в России. Учитывая социальную опасность,
именно представители указанных групп
риска должны находиться под пристальным
вниманием правоохранительных органов
и силовых структур.
Объектами преступных посягательств чрезвычайного
характера могут выступать люди (руководители
государства, субъектов РФ, местных органов
власти, политических партий, представители
силовых структур, бизнесмены, работники
оборонных предприятий, рядовые граждане),
а также объекты промышленности, инфраструктуры,
транспорта, социального и культурного
назначения и т. д. Забота об обеспечении
их безопасности является важнейшей задачей
силовых структур.
Средствами, с помощью которых могут быть
инспирированы ЧС социального характера,
являются искусственно вызванные экономические
затруднения (инфляция, безработица, невыплаты
зарплаты, локауты, банкротство банков,
предприятий и фирм, нехватка продовольствия
и т. д.), политические акции (убийства государственных
и политических деятелей, репрессии против
оппозиции, представителей национальных
меньшинств или религиозных конфессий,
провокации против иностранных граждан
и представительств, разгон мирных митингов
и демонстраций и др.), военные провокации
(пограничные конфликты, инциденты, нарушение
границы и т. д.), террористические акции
(на объектах промышленности, транспорта,
инфраструктуры, социально-культурной
сферы, захваты заложников и т. д.), информационная
война (инициирование в СМИ разоблачений
государственных, политических и общественных
деятелей, распускание провокационных
слухов, формирование необходимого определенным
кругам общественного мнения и т. п.).
Анализ динамического
аспекта опасностей показывает, что
ЧС социальной направленности, возможные
в России, обусловлены, как правило, целевыми установками
субъектов опасности, о которых речь шла
выше. Такой целью может быть захват власти,
ликвидация существующего строя, выход
из-под контроля метрополии и создание
суверенного национального государства,
получение контроля над какой-либо сферой
экономики, борьба религиозных конфессий
за доминирование в обществе и т. д.
Процесс воздействия субъектов социальных ЧС на
Россию и ее регионы носит деструктивный
характер, заключающийся в потере государством
контроля над общественными процессами,
дестабилизации общества, развале экономики,
росте преступности и насилия, социально-психологическом
подавлении людей. Это воздействие может
быть прямым, явным, когда его деструктивность
видна, и опосредованным, когда явственные
признаки деструктивных процессов отсутствуют.
Результатом воздействия ЧС социального характера на
российское общество может быть утрата
части территории страны в результате
сепаратистских действий ее национальных
субъектов, потеря экономической самостоятельности,
информационного пространства, определенной
части населения, районов, богатых природными
ресурсами; нарушение экономических связей
с отдаленными субъектами РФ, с ближним
и дальним зарубежьем; упрощение структуры
Федерации в связи с выходом из ее состава
ряда национальных и региональных субъектов,
например, Чечни, Ингушетии, Татарстана,
Дальнего Востока; потеря способности
государства и общества к развитию, ослабление
основополагающих функций (обороны, социальной
поддержки населения, защиты национальных
интересов на международной арене и пр.)
и полное их разрушение. Хотя этот анализ
носит прогностический характер, однако
он вполне вероятен.
Рассмотрим региональные аспекты
ЧС социального характера. Выделим на
примере Санкт-Петербурга и Ленинградской
области потенциальные опасности, которые
при неблагоприятных факторах могут перерасти
в чрезвычайные события.
Прежде всего следует обратить
внимание на статические
(постоянные) факторы риска, связанные
с наличием в этом регионе уязвимых для
социальных ЧС объектов. К ним относятся:
1. Структура населения, характеризующаяся высокой
степенью концентрации, социальной, демографической
и национальной спецификой. Это облегчает
экстремистским группировкам различных
направлений поиск потенциальных сторонников.
К ним можно отнести безработных, среди
которых достаточно высок процент молодежи,
работников умственного труда, недовольных
своим нынешним положением, военных, увольняемых
из Вооруженных сил без каких-либо социальных
гарантий, представителей различных национальностей
и конфессий, возмущающихся отношением
к ним местного населения, пенсионеров
с их нищенской пенсией и т. д.
2. Транспортная структура,
экспортные коммуникации и инфраструктура
в целом. По территории региона проходят
крупнейшие железнодорожные трассы, соединяющие
север России с центром. Если они будут
перекрыты или разрушены, не только регион,
но и вся страна понесут существенный
социально-экономический и политический
ущерб. Регион уязвим и с точки зрения
экспортных коммуникаций (аэропорты, речные
и морские порты, подъездные пути к ним,
нефте– и газопроводы, через которые совершаются
экспортно-импортные операции, защитные
сооружения и пр.). Любые, даже незначительные
сбои в функционировании инфраструктуры
Санкт-Петербурга и других городов региона
чреваты ее саморазрушением, что может
вызвать серьезные социально-экономические
и политические последствия. Этим обусловлена
реальная угроза выбора экстремистами
для своих акций объектов инфраструктуры.
3. Опасные производства
(АЭС, химические и нефтеперегонные заводы,
нефтепродуктохранилища, военные объекты
и т. д.), аварии на которых могут привести
к серьезным экономическим, социальным,
экологическим и даже политическим последствиям.
Большинство подобных объектов расположено
в зоне городов или вблизи них и, следовательно,
в пределах возможных зон активности экстремистских
сил, способных на самые неожиданные акции.
К динамическим
(нестабильным) факторам возможных
ЧС социального происхождения со всей
определенностью можно отнести следующие:
1. Общее снижение реального
уровня жизни населения в сочетании
с усилением социальной дифференциации
и связанных с ней негативных явлений
и процессов. В этой связи вероятность
возникновения чрезвычайных ситуаций
особенно велика именно в местах, где социальная
напряженность из-за резкой дифференциации
доходов населения наиболее высока.
2. Критическое положение
отдельных социальных и профессиональных
групп, которые в годы советской власти
находились в относительно привилегированном
положении (работники сферы образования,
инженерно-технические кадры, рабочие
крупных производств, военнослужащие
и др.). Потеряв прежний социальный статус,
они становятся фактором социально-политической
напряженности и при определенных негативных
условиях объектом рекрутирования экстремистских
сил.
3. Специфика безработицы,
которая в основном охватывает людей с
высшим образованием и молодежь. При неразвитости
системы социальной поддержки, переобучения
и переквалификации населения региона,
а также профориентации молодежи можно
ожидать дальнейший рост преступности,
усиление социальной напряженности, способной
перерасти в ЧС социальной направленности.
4. Военная подготовка
населения в сочетании с большой массой
невостребованного потенциала военнослужащих.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области
много военных объектов, формирований
воинских и силовых структур (штаб округа,
военно-морская база, военно-учебные заведения,
воинские части и соединения, военные
склады и арсеналы оружия, ФСБ, милиция
и т. п.). В результате реформирования Вооруженных
сил, которое длится уже больше десятилетия,
многие военнослужащие оказались ненужными
государству и невостребованными обществом,
зачастую без квартир и твердого заработка.
Они становятся объектами рекрутирования
криминальных и экстремистских структур.
К тому же в регионе, как, впрочем, и во
всей стране, помимо военнослужащих навыки
обращения с оружием и боеприпасами имеют
многие мужчины. Среди них достаточно
велика доля лиц, обладающих опытом боевых
действий в Афганистане, Чечне и других
регионах, который легко трансформируется
в поведенческие схемы ведения партизанской
войны. Немалое значение имеет и тот факт,
что многократные перетряски спецслужб
лишили социальной стабильности и материального
благополучия многих квалифицированных
сотрудников. К сожалению, частично они
пополнили криминальную среду, вследствие
этого некоторые члены преступных и экстремистских
группировок обладают не только боевым
опытом, но и профессиональными навыками
ведения разведки и контрразведки, что
делает их особенно опасными в социальном
плане.
5. Наличие сравнительно
доступного оружия, а также материальных
и финансовых средств для поддержки криминальных
и экстремистских группировок. В определенной
мере этому способствуют социально-психологическое
настроение больших групп населения региона,
недовольных результатами проводимых
реформ, уровень и характер активности
имеющих экстремистскую направленность
оппозиционных организаций и другие негативные
факторы современной действительности.
Для локализации возможных
проявлений ЧС социальной направленности
в масштабах как страны, так и регионов
огромное значение имеет профилактическая
работа. Необходимо обеспечить занятость
населения, противодействие криминальным
и экстремистским элементам со стороны
органов правопорядка и спецслужб, укреплять
обороноспособность страны и боевую мощь
Вооруженных сил РФ. Немалую роль призваны
сыграть СМИ и учреждения образования,
задача которых способствовать формированию
гражданской позиции и идеологии безопасности.
Заключение.
Разновидностями опасных и
чрезвычайных ситуаций являются опасные
и чрезвычайные ситуации социального
происхождения, которые по своим разрушительным
последствиям не уступают, а порой и превосходят
природные, техногенные, экологические
и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами,
связанными с деятельностью человека
и социума, которые придают этим катастрофическим
явлениям и процессам осознанный, изощренный
и целенаправленный характер. Знание сущностных
характеристик и классификации этих социальных
аномалий служит теоретической и методологической
основой для анализа возможности их возникновения
на территории России и ее регионов.
Предложенный анализ последствий
социальных катаклизмов позволяет дать
лишь приблизительный прогноз потенциальных
опасностей и угроз, которые при определенных
условиях могут стать реальностью, если
наше государство, общество, конкретные
люди, ответственные за безопасность,
окажутся неспособными противостоять
им. Для локализации возможных ЧС социальной
направленности в масштабах как страны,
так и регионов огромное значение имеет
профилактическая работа, а также противодействие
криминальным и экстремистским элементам
со стороны правоохранительных органов
и надежное обеспечение обороноспособности
государства как гарантия от внешних угроз.
Сегодня Россия постепенно начинает выходить
из кризиса, но до полного благополучия
еще далеко.
Список литературы:
Чрезвычайные ситуации, Защита
населения и территорий, Юртушкин В.И.,
2008.
Чрезвычайные
ситуации социального характера и защита
от них, В. М. Губанов, Л. А. Михайлов,
В. П. Соломин