Чрезвычайные ситуации техогенного и природного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. Чрезвычайные ситуации природного характера……………………………
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………

Файлы: 1 файл

безопасность жизнидеятеятельности.docx

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

При спасении пострадавших из горящего здания, прежде чем войти  туда, накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной  ткани). Дверь в задымленное помещение  открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока  свежего воздуха. В сильно задымленном  помещении продвигайтесь ползком  или, пригнувшись, дышите через увлажненную  ткань. Если на пострадавшем загорелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. При  спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После  выноса пострадавшего окажите ему  первую медицинскую помощь и отправьте  в ближайший медицинский пункт.

 

2.1.2 Действия населения  при взрывах и пожарах

 

Средства пожаротушения  и правила их применения. Огонь  безжалостен, но люди, подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие  под руками даже элементарные средства пожаротушения, выходят победителями в борьбе с ним.

 

Средства пожаротушения  подразделяются на подручные (песок, вода, покрывало, одеяло и т.п.) и табельные (огнетушитель, топор, багор, ведро). Рассмотрим наиболее распространенные из них - огнетушители, а также приведем основные правила обращения и использования их при тушении пожаров.

 

К недостаткам пенных огнетушителей  относятся узкий температурный  диапазон применения (от + 5 до + 45 °С), высокая  коррозионная активность заряда; возможность  повреждения объекта тушения, необходимость  ежегодной перезарядки.

 

Огнетушители углекислотные (ОУ). Предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте, электроустановок под напряжением не более 1000 В. Огнетушащим средством ОУ является сжиженный диоксид углерода (углекислота). Температурный режим хранения и применения ОУ- от-40°Сдо + 50°С. Для приведения ОУ в действие необходимо: сорвать пломбу, выдернуть чеку; направить раструб на пламя; нажать на рычаг. При тушении пожара нужно соблюдать следующие правила: нельзя держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз, а также прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности понижается до минус 60-70 °С; при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, запрещается подводить раструб к ним и пламени ближе чем на 1 м.

 

Углекислотные огнетушители подразделяются на ручные (ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-6, ОУ-8), передвижные (ОУ-24, ОУ-80, ОУ-400) и стационарные (ОСУ-5, ОСУ-511). Затвор у ручных огнетушителей может быть пистолетного или вентильного типа.

 

Огнетушители порошковые (ОП). Предназначены для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В). Порошковыми огнетушителями оборудуют автомобили, гаражи, склады, сельхозтехнику, офисы и банки, промышленные объекты, поликлиники, школы, частные дома и т.д.

 

Для приведения в действие ручного огнетушителя необходимо: выдернуть  чеку; нажать на кнопку; направить пистолет на пламя; нажать на рычаг пистолета; тушить пламя с расстояния не более 5 м; при тушении огнетушитель встряхивать.

 

2.2 Экстремальные ситуации  аварийного характера на транспорте

 

 

Независимо от возраста, социального положения, профессии  люди систематически пользуются тем  или иным видом транспортных средств, выступая в самых различных ролях: нанимателя, грузчика, водителя, пассажира. Подобная обыденность создает опасный  стереотип полной безопасности транспорта. На самом деле это далеко не так. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Основной причиной является незнание и несоблюдение ряда простых правил, применяемых в любой транспортной ситуации. Запомнить эти правила и в соответствии с ними строить свое поведение не представляет большого труда.

 

Особенностью современного транспорта является его большая  насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими  видами транспортных средств являются трамвай, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

 

2.3 Правила поведения в  экстремальных ситуациях аварийного  характера на транспорте

 

 

Основываются на знании возможных  причин их возникновения и последствий. Разумные, инициативные и решительные  грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают шанс выйти из аварии с наименьшими  потерями, во всяком случае, снизить  степень экстремальности. Заставьте  себя сохранить спокойствие и  не делать ничего, что может дезорганизовать  окружающих. Если с Вами не произошло  ничего серьезного, окажите помощь окружающим. При резком торможении опасайтесь травм конечностей, головы, груди, сгруппируйтесь, займите фиксированное  положение. Опасайтесь ударов падающих вещей.

 

При пожаре действуйте соответственно правилам поведения, рассмотренным  в предыдущей главе, исходя из конкретных обстоятельств.

 

При экстренной эвакуации  из вагона не суетитесь, не мешайте, берите с собой только самое необходимое. Громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать дорогу на пути к выходу, оставьте на месте в вагоне, используйте предназначенные для экстремальных ситуаций аварийные выходы. Помогите пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Покидая вагон через боковые двери и аварийные выходы, будьте особо внимательны, чтобы не попасть под идущий навстречу поезд. При необходимости прыгать с высоты, осмотритесь, выберите место для приземления, сгруппируйте тело.

 

Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует  помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения.

 

Во-первых, это правила  поведения и меры безопасности при  нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:

 

- при движении вдоль  железнодорожных путей не следует  подходить ближе пяти метров  к крайнему рельсу;

 

- на электрифицированных  участках нельзя подниматься  на опоры, прикасаться к ним  и к спускам, идущим от опоры  к рельсам, лежащим на земле  электропроводам;

 

- переходить железнодорожные  пути только в установленных  местах, пользуясь при этом пешеходными  мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, - по настилам  и в местах, где установлены  указатели "Переход через пути." Перед переходом путей по пешеходному  настилу необходимо убедиться  в отсутствии движущегося подвижного  состава по соседним путям  и лишь после этого продолжать  переход;

 

- при переходе через  пути ни в коем случае не  подлезайте под вагоны и не  перелезайте через автосцепки;

 

- при подходе к железнодорожному  переезду следует внимательно  следить за световой и звуковой  сигнализацией, а также за положением  шлагбаума. Переходить пути можно  только при открытом шлагбауме,  а при его отсутствии, убедившись, что нет близко идущего подвижного  состава;

 

- при ожидании поезда  нельзя устраивать на платформе  подвижные игры, бежать рядом  с вагоном идущего поезда, стоять  ближе двух метров от края  платформы во время прохождения  состава без остановки;

 

- к вагону следует подходить  только после полной остановки  поезда.

 

Во - вторых:

 

- посадка в вагон или  выход из вагона осуществляется  только со стороны перрона  или посадочной платформы. При  этом будьте особенно внимательны,  т.к. можно попасть в зазор  между посадочной площадкой вагона  и платформой;

 

- во время движения  поезда нельзя открывать наружные  двери тамбура, стоять на подножках  и переходных площадках, высовываться  из окон вагона;

 

- при остановках поезда  на перегоне не рекомендуется  выходить из вагона;

 

- для того, чтобы избежать травм от произвольного движения незафиксированных дверей в купейных вагонах при резких толчках, двери купе следует фиксировать замками в крайних положениях (открытом полностью или закрытом);

 

- нельзя пользоваться  в вагонах открытым огнем и  бытовыми приборами, работающими  от вагонной электросети;

 

- запрещается перевозить  легковоспламеняющиеся и взрывчатые  вещества;

 

- заняв свое место в  вагоне, ознакомьтесь со схемой  эвакуации пассажиров при аварийных  ситуациях;

 

- если вы неуверенно  чувствуете себя на верхней  полке, попросите проводника перевести  вас на нижнее место или  предоставить ремни безопасности.

 

2.4 Экстремальные ситуации  аварийного характера на железнодорожном  транспорте

 

 

Пассажир, пользующийся услугами железной дороги, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Сложная  система железнодорожно-транспортного  производства включает в себя технологические  зоны, в которых люди должны быть особенно предусмотрительны.

 

Зонами технологической  опасности на железной дороге являются перегоны, зоны невидимости, железнодорожные  пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон, в  котором пассажир совершает поездку. Кроме того, следует иметь в  виду, что по железной дороге перевозят  опасные грузы - от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. В связи с чем опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.

 

Возможные аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность  для жизни и здоровья людей, это  крушение поездов, пожары. Они возникают, как правило, вследствие неисправности  подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил безопасности движения и пожарной безопасности.

 

Большую опасность для  пассажиров представляет загорание  или пожар в вагоне. Эта опасность  усугубляется сосредоточением в  ограниченном пространстве большого количества людей, отдаленностью вагона от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара с  образованием токсичных газов и  трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время.

 

Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных  средств пожаротушения, в вагонах  современной постройки устанавливаются  системы пожарной сигнализации "Тесла" и аварийные выходы - по два в  боковых окнах 3 - го и 6 - го пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрокипятильника имеется надпись "Вагон оборудован дополнительными выходами через окно 3-го и 6-го купе". Кроме того, около каждого опускаемого окна рядом с рычагом для открывания сделана надпись - инструкция "При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку-защелку окна". Подобная мера позволяет пассажиру, воздействуя на рычаг, опустить оконные рамы и полностью освободить проем размером 660x1020 мм, используя его для покидания вагона.

 

Постоянную опасность  представляет система электроснабжения, все элементы электроснабжения (как  внутри поезда, так и вне) требуют  особого внимания и осторожности. Аварии при токоснабжении опасны токопоражением людей, а также причиной возникновения пожара. Особенно опасно, если в результате аварии провода линии электропередач оказываются внизу, так как может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения.

 

2.5 Экстремальные ситуации  аварийного характера на авиационном  транспорте

 

 

В среднем, ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, причем, в 35 случаях гибнут все пассажиры  и экипажи.

 

Однако, ежегодно во всем мире на дорогах гибнет около 300 тысяч человек, в то время как в авиакатастрофах - менее 5 тысяч человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10 - 15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах.

 

Обеспечение безопасности при  полетах самолета - одна из важнейших  задач всех специалистов авиационно-транспортного  производства. Безопасность полетов  зависит от многих составляющих, но, прежде всего от экипажа лайнера  и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения.

 

Особо следует отметить обеспечение  при полете пожарной безопасности. Очагами пожара на самолете могут  быть двигатель, топливная система, электросеть, гидравлическая система (если в ней используется горючая  смесь) и заряды статистического  электричества, накапливающегося на наружных поверхностях. Разрешение на эксплуатацию может быть дано только после проверки эффективности средств тушения  пожара на натурном огневом моторном стенде.

 

В кабине самолета на щитке  с мнемонически подобным самолету планом в пожароопасных зонах размещены лампы-кнопки. При загорании лампы летчик нажимом на нее включает баллоны с огнегасящей жидкостью. Здесь же, выше, расположены переключатели и кнопки, позволяющие (если пожар не локализован) направить к месту горения огнегасящую жидкость из всех остальных баллонов, размещенных на самолете. Пассажиры действуют в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность. Малейшие симптомы паники должны немедленно пресекаться, ибо могут привести к увеличению степени экстремальности.

 

Наиболее сложным маневром пассажирского самолета является взлет  и посадка. Поэтому в целях  личной безопасности при взлете и  посадке пассажир должен выполнить  требование "Пристегнуть ремни  безопасности", имеющиеся на каждом пассажирском месте. Несоблюдение этого  элементарного правила чревато  тяжелым травмированием. При аварийной посадке, особенно с убранными шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения быстро сокращается, и резко (иногда в течение десятков долей секунды) гасится скорость. В этом случае на пассажира будет действовать отрицательное поперечное ускорение, достигающее больших величин. Исследования показывают, что при больших ускорениях возможны переломы позвоночника в области шеи, что объясняется незафиксированным положением головы относительно корпуса.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техогенного и природного характера