Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:02, реферат
Чрезвычайная ситуация (ЧС)– это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения (ССП), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
Введение………………………………………………………………………3
Поражающие факторы ЧС………………………………………………….4
Стадии развития ЧС…………………………………………………………4
Классификация ЧС…………………………………………………………..5
Автомобильный транспорт и чс, связанные с ним…………………….6
Оказание помощи…………………………………………………………….7
Знак опасности………………………………………………………………..8
Железнодорожный транспорт……………………………………………...8
Аварийно-транспортные работы на ж\д транспорте……………..…….9
Основные виды аварийно-спасательных работ при авариях на ж\д переездах…………………………………………………………………...…10
Характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера………………………………………………………………………11
Радиусы поражения………………………………………………………….12
Пожары в населенных пунктах…………………………………………….12
ГОУВПО «Самарский государственный медицинский университет»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Реферат по БЖД
На тему: «Фазы развития ЧС и их поражающие факторы».
Выполнил
Студент 2 курса, гр.Л204
Лечебного факультета
Амосов М. С.
Самара
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Поражающие факторы ЧС………………………………………………….4
Стадии развития ЧС…………………………………………………………4
Классификация ЧС…………………………………………………………..5
Автомобильный транспорт и чс, связанные с ним…………………….6
Оказание помощи…………………………………………………………….
Знак опасности………………………………………………………
Железнодорожный транспорт……………………………………………...8
Аварийно-транспортные работы на ж\д транспорте……………..…….9
Основные виды аварийно-спасательных
работ при авариях на ж\д переездах………………………………………………………
Характеристика чрезвычайных
ситуаций взрыво- и пожароопасного характера………………………………………………………
Радиусы поражения………………………………………………………
Пожары в населенных пунктах…………………………………………….12
Введение
Чрезвычайная ситуация (ЧС)– это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения (ССП), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
Стихийное бедствие (СБ)– разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Авария –опасное техногенное происшествие, приводящие к повреждению машин, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.
Катастрофа –внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшее ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшее диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в ЭМП, с другой стороны.
Поражающие
факторы чрезвычайных ситуаций
Основными видами последствий
чрезвычайных ситуаций являются: разрушения,
заболевания, гибель, различного вида
заражения (радиоактивное, химическое,
бактериальное) и др.
Опасные и вредные факторы чрезвычайной
ситуации, воздействуя на конкретную территорию
с расположенными на ней населением, сооружениями,
флорой и фауной, образуют
очаг поражения.
При этом различают:
-простой очаг поражения - это очаг
поражения, возникший под воздействием
одного поражающего фактора
-сложный очаг поражения - это очаг
поражения, образовавшийся в результате
действия нескольких поражающих факторов
В
развитии чрезвычайных ситуаций выделяют
стадии
Зарождения - возникновение
условий или предпосылок для чрезвычайной
ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций,
дефектов и т.п.).
Инициирования - начало чрезвычайной ситуации.
На этой стадии важен человеческий фактор,
поскольку статистика свидетельствует,
что до 70% техногенных аварий и катастроф
происходит вследствие ошибок персонала.
Кульминации - стадия высвобождения энергии
или вещества. На этой стадии отмечается
наибольшее негативное воздействие на
человека и окружающую среду вредных и
опасных факторов чрезвычайной ситуации.
Затухания - локализация чрезвычайной
ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных
последствий. Продолжительность данной
стадии различна, возможны дни, месяцы,
годы и десятилетия.
Классификация ЧС
природного и техногенного характера
(Постановление Правительства РФ от 21.05.2007
г. № 304)
Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX.
Для проведения аварийно-спасательных
работ при ликвидации последствий
происшествий на автотранспорте необходимо
иметь:
• средства тушения пожаров;
• инструменты и оборудование (приспособления,
машины) для подъема и перемещения тяжелых
предметов, резки профильного металла,
разжима (перекусывания) конструкций;
• средства поиска пострадавших и автотранспорта,
освещения, связи, оказания первой медицинской
помощи пострадавшим и их эвакуации;
• средства жизнеобеспечения для работы
под водой, сбора и обеззараживания опасных
веществ.
К работам по спасению
пострадавших могут привлекаться следующие
формирования:
• аварийно-спасательные, противопожарные,
аварийно-восстановительные и аварийно-технические;
учреждения и службы органов исполнительной
власти, в том числе скорая медицинская
помощь, подразделения медицины катастроф;
• силы и средства территориальных подсистем
РСЧС и их звеньев.
Кроме того,
в соответствии с Федеральным законом
"Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей" от 22 августа
1995 г . № 151-ФЗ к спасению пострадавших
в дорожно-транспортном происшествии
могут привлекаться участники этого происшествия
и, на добровольной основе, отдельные граждане,
оказавшиеся в зоне происшествия.
С целью повышения эффективности
оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях определяются зоны
обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных
формирований, которые устанавливаются
ведомственной нормативной правовой документацией
с учетом возможностей этих формирований.
Зоны обслуживания
согласовываются с соответствующими комиссиями
по чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований и отражаются в планах действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций соответствующих подсистем и
звеньев РСЧС.
На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах.
В первой зоне (в радиусе 5 метров
от объекта происшествия) находятся специалисты,
непосредственно выполняющие работы по
оказанию помощи пострадавшим.
Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются
остальные члены спасательных групп, которые
обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных
средств.
В третьей зоне (в радиусе более 10 метров)
располагаются средства доставки спасателей
к месту происшествия, средства освещения
и ограждения и другие аварийные технические
средства.
Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются
нормативными документами или комиссиями
по чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований для каждой зоны ответственности
в соответствии с местными условиями.
В
первую очередь
оказывается помощь
пострадавшим, которые не зажаты,
а лишь блокированы в
Затем
освобождаются зажатые части тел пострадавших.
В зависимости от конкретной обстановки
осуществляется отгибание листового и
профильного металла, перекусывание стоек,
перегородок, сидений. Проделываются лазы
в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях
крыша снимается полностью.
Для извлечения пострадавших из-под автомобиля
производят приподнимание автомобиля
с помощью грузоподъемных механизмов
и
приспособлений или осуществляют подкоп в грунте.
При проведении аварийно-
необходимо руководствоваться информацией,
содержащейся в грузовых документах (аварийной
карточке), а также информационными таблицами
на транспортных средствах. Информационные
таблицы содержат код экстренных мер,
идентификационный номер опасного вещества
по списку ООН и знак
опасности.
Знак опасности указывает на вид опасности
посредством использования пяти
главных символов: бомба (взрыв); пламя
(пожар); череп и скрещенные кости (токсичность);
трилистник (радиоактивность); жидкости,
выливающиеся из двух стеклянных пробирок
и поражающие руку (коррозия).
Эти символы дополняются четырьмя
другими символами: окисляющие вещества
(пламя над окружностью); невоспламеняющиеся
нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные
вещества (три полумесяца, наложенные
на окружность); различные малоопасные
вещества (семь вертикальных полос).
Железнодорожный транспорт
– это вид транспорта, который
выполняет перевозки пассажиров и грузов
в вагонах по рельсовым путям.
Железнодорожный
транспорт был одновременно и продуктом,
и мотором промышленной революции. Возникнув
в начале XIX века (первый паровоз был построен
в 1804 году), к середине того же века он стал
самым важным транспортом промышленных
стран того времени.
Характерными особенностями железнодорожного
транспорта являются:
• большая масса подвижного
состава (общая масса грузового поезда
составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского
состава – около 1 тыс. тонн, масса одной
цистерны – 80-100 тонн);
• высокая скорость передвижения состава
(до 200 км/час), а экстренный тормозной путь
составляет несколько сотен метров;
• наличие на пути следования опасных
участков дорог (мосты, тоннели, спуски,
подъемы, переезды, сортировочные горки);
• наличие электрического тока высокого
напряжения (до 30 кВ);
• влияние человеческого фактора на причины
аварии (управление локомотивом, комплектование
состава, диспетчерское обслуживание);
• многообразие поражающих факторов и
возможность их комбинированных сочетаний.
Аварийно-спасательные
и другие неотложные работы
при ликвидации аварий на железнодорожном
транспорте включают:
• сбор информации, разведку
и оценку обстановки;
• определение границ опасной зоны, её
ограждение и оцепление;
• проведение аварийно-спасательных работ
с целью оказания помощи пострадавшим;
• ликвидацию последствий аварии (локализация
источника чрезвычайной ситуации, тушение
пожара и др.);
• аварийно-восстановительные работы
на электрических сетях и коммуникациях.
При
столкновениях, резкой остановке
поезда и переворачивании вагонов пассажирского
поезда типичными травмами пассажиров
являются ушибы, переломы, сотрясения
головного мозга, сдавливания. В таких
случаях аварийно-спасательные работы включают:
• проникновение в вагон через входные
двери, оконные проемы и специально проделанные
люки;
• поиск пострадавших, их деблокирование
и эвакуацию;
• оказание первой медицинской помощи
пострадавшим.
Особую
опасность для пассажиров
Пожар на тепловозах
осложняется наличием большого количества
топлива (56 т) и смазочных материалов (1,5-2
т).
Как показывает опыт, для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте МПС России располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.
При возникновении
крупных аварий и катастроф на железнодорожном
транспорте целесообразно назначать оперативную
группу со следующими задачами:
• организация и непосредственное
осуществление в районе катастрофы непрерывного
мониторинга обстановки, оценки масштабов
и прогнозирования дальнейшего её развития;
• выработка предложений и принятие решений
по локализации и ликвидации последствий
катастрофы, защите населения и окружающей
среды в зоне чрезвычайной ситуации;
• привлечение к работам всех имеющихся
в наличии сил и средств, подготовка предложений
об использовании всех видов ресурсов;
• организация и контроль оповещения
населения, планирование и организация
эвакуации населения из зоны чрезвычайной
ситуации.
Информация о работе Фазы развития ЧС и их поражающие факторы