ФСБ Российской Федерации в борьбе с террористическими угрозами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:39, реферат

Описание работы

Актуальность работы: Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
Краткая характеристика функций и полномочий Федеральной службы безопасности Российской Федерации в борьбе с террористическими угрозами 5
Противодействие террору как стратегия против терроризма 11
Борьба с терроризмом и экстремизмом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

фсб.docx

— 59.31 Кб (Скачать файл)

ФСБ России осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к полномочиям органов безопасности. В соответствии с Приказом ФСБ РФ от 22 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» «рассмотрение обращений является должностной обязанностью руководителей (начальников) органов безопасности или по их письменному поручению - других должностных лиц в пределах компетенции. Начальники несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению обращений и по приему граждан в органах безопасности. Все письменные обращения регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) в течение трех дней со дня поступления в орган безопасности».

Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена начальником органа безопасности. Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) ведется в каждом органе безопасности, а также в территориально обособленных подразделениях органов безопасности.

Прием и регистрацию письменных обращений, адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управления делами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности для решения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываются по компетенции в другие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

«Каждому обращению присваивается регистрационный индекс, который состоит из начальной буквы фамилии автора обращения и порядкового номера (например, «Д-19», «С-63»), индекс коллективных и анонимных обращений содержит соответственно буквы «Кл» и «Ан». Обращениям с пометками «Лично» или «Конфиденциально» дополнительно присваивается буквенный индекс «Лп» («Личный пакет», например, «Лп-В-15», при отсутствии на конверте данных об авторе – «Лп-15»)».

ФСБ России осуществляет пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации (Главного управления охраны Российской Федерации), Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также членов их семей согласно Приказу ФСБ РФ от 1 мая 2003 г. N 302 «Об организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности».

 

 

2. Противодействие террору  как стратегия против терроризма

 

В настоящее время в России наблюдается в основном два вида терроризма: криминальный и националистический. Первый связан с дикостью первоначального накопления капитала, разделом собственности и грабежом общенационального достояния, второй - главным образом с межнациональными раздорами на Северном Кавказе.

Национальные конфликты в целом представляют собой огромную опасность для российской государственности. Чеченская война, самое значительное национальное противостояние за всю историю СССР и России, потрясла российское общество, его взгляды на себя и свои перспективы, заставила пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о возможностях власти и народа.

Сегодня никто не станет отрицать необходимости мер по контролю над терроризмом. Понятно, что требуется постоянно совершенствовать приемы пресечения террористических актов, их предупреждение. Нужна защита объектов возможных посягательств, требуется оперативное отслеживание и пресечение, подготовки террористов, требуется мониторинг террористических организаций и питающих их финансовых потоков и т.д. и т.п.

Однако следует знать и о том, что рецепта по искоренению терроризма нет и быть не может. Он будет существовать до тех пор, пока будут сохраняться порождающие его проблемы борьбы за власть и пока для решения этих проблем в мире будет практиковаться применение особо опасных насильственных мер, связанных, в частности, с использованием армий, значительными разрушениями и человеческими жертвами.

Только очеловечивание власти, только безоговорочное запрещение (признание преступлением против человечности) таких действий властей по наведению правопорядка, которые в мирное время заведомо способны повлечь увечье и гибель среди мирного населения, может быть постепенно через снижение общего уровня насилия в мире наряду с последовательными уступками и компромиссами будет способствовать уменьшению числа террористических актов.1 Таким образом, противодействие террору предлагается в качестве стратегии противодействия терроризму.

Во имя обеспечения мира, порядка и безопасности государства правительство имеет право использовать всевозможные средства для решения проблемы терроризма. При этом более целесообразно направить удар против причин, а не симптомов этого явления: если не будет террористов, то не будет терроризма. Принято считать, что такой подход является наиболее радикальным, поэтому он используется всякий раз когда возникает угроза национальной безопасности со стороны террористов. Но является ли он действительно эффективным? Реальность показывает, что такой подход приводит к немедленному снижению активности террористов, так как они или арестовываются, или уничтожаются. Однако даже в этом случае проблема терроризма не может считаться окончательно решенной.2

Мнения о допустимости уничтожения наиболее опасных преступников без суда, и следствия неоднократно высказывались и самыми высокопоставленными руководителями российского государства. Каждому в России и за рубежом известен призыв В.В.Путина «мочить» террористов, где бы они ни находились.3

С.В. Степашин, будучи премьер-министром, публично заявил: «Негодяи, которые занимаются похищением людей, должны быть не только наказаны, но и уничтожены, им нет места на этой земле». О количестве таких «негодяев» говорит тот факт, что в Чечне на тот момент (май 1999 г.) удерживалось от

500 до 800 заложников.4

В том же ключе позднее высказался и министр обороны России С. Иванов, который во время траурной церемонии заявил, что террористы, сбившие 17 сентября 2001 г. в Грозном вертолет «МИ-8» с тринадцатью российскими генералами и офицерами, «уже известны и будут уничтожены». Далее он подчеркнул, что «те, кто нанес этот подлый удар из-за угла, так же как и те, кто в свое время участвовал в рейдах по российской территории, будут уничтожены».5 Как видим, ни о каком суде в отношении данных преступников вопрос даже не ставился.

Конечно, между словом и делом - дистанция огромного размера, но уничтожение без суда и следствия (которые только безнадежно затянули, запутали бы дело, а то и позволили бы части негодяев уйти от ответственности) террористов, захвативших концертный комплекс «Норд-Ост» является, как хотелось бы думать, первым шагом по пути решительных действий, полностью укладывающихся в правовые рамки, института необходимой обороны. Точнее, первым явным и открытым шагом, потому что по отрывочным сведениям, попавшим на страницы средств массовой информации и телевизионные экраны, без суда и следствии уничтожены так же Дудаев и Хаттаб, не говоря о более мелких фигурах террористического подполья, причинено тяжкое увечье Басаеву.

В связи с этим возникает вопрос, действительно ли решительные контртеррористические мероприятия затрагивают глубинные причины терроризма. Доводы в пользу решительной контртеррористической политики могут быть проиллюстрированы так называемой «диаграммой влияния», в которой переменные соединены от причины к следствию. Эта модель показывает, что если число террористов увеличивается, то возрастает и уровень их активности. Вслед за этим рост терроризма приводит к повышению уровня решительных контртеррористических действий правительства, которые

влекут уменьшение числа террористов и уровня их активности.

Хотя этот довод является справедливым, он несколько упрощает общую картину, поскольку при этом не учитываются многие важные моменты Терроризм - это на лабораторное явление, он существует в обществе и влияет на общество. Поэтому широкий диапазон фундаментальных социальных явлений должен быть непременно рассмотрен при оценке проблемы терроризма.

Существуют важные факторы, влияющие на процесс пополнения рядов террористов. Например, при идентификации реальной склонности граждан к терроризму важно учитывать степень их естественной симпатии к террористам. Однако одной естественной симпатии, чтобы вступить в ряды террористов, недостаточно, так как, прежде всего, необходимо иметь представление о целях, за которые они борются.

Склонность общественности к поддержке деятельности террористов в значительной степени зависит от того, как средства массовой информации отображают эту деятельность. Эмоциональный стиль сообщений может повлиять на чувства граждан. Именно эмоциональность средств массовой информации может подтолкнуть общественность к поддержке террористов и их «идеалов». Масштабы освещения СМИ деятельности террористов зависят от их активности. На содержание сообщений СМИ о терроризме влияет наличие информации по определенным инцидентам. Связь между официальными источниками и СМИ жизненно важна, если правительство решило распространить через СМИ определенное сообщение, тогда возможности для слухов быстро уменьшаются. В сообщении должны освещаться только реальные факты. Если правительство не намерено давать комментарии в СМИ по поводу деятельности террористов, тогда СМИ приходится больше полагаться на пропаганду, проводимую террористами и заниматься рассуждениями по поводу нежелания правительства комментировать их деятельность.6

Необходимо рассмотреть следующий вопрос: почему правительство должно воздерживаться от комментариев в средствах массовой информации по поводу деятельности террористов?

Правительство может попытаться скрыть истинные причины своей решительной политики по отношению к террористам. Таким образом, оно будет стремиться нейтрализовать их действия. Террористы будут подвергаться пыткам и убийствам без соблюдения положений конституции о защите прав личности. Достаточно просмотреть ежегодные доклады организации «Международная амнистия», чтобы понять, что многие правительства обвиняются в совершении преступлений в ходе своей борьбы с террористами. Решительная политика против терроризма приводит к нарушениям гражданских прав и свободы. Зачастую аресты осуществляются по подозрению, а не на основе доказанности совершенного преступления, в аэропортах незаконно производятся личные досмотры. За гражданами устанавливается несанкционированное тайное наблюдение, это считается обычным делом в повседневной жизни: и все это предпринимается для того, чтобы поймать террористов. Чрезвычайные законы часто вводятся в действие по принципу «цель оправдывает средства». Но согласуются ли эти действия правоохранительных органов с духом современной демократии?

Следствием, причем достаточно убедительным, является уменьшение уровня уважения к гражданским правам и свободам, а результатом этого в свою очередь является снижение социального чувства принадлежности к обществу, которое укрепляет государство. Так, например, родственники погибших во время теракта в театральном центре на Дубровке не сразу получили доступ к документам следствия. Как говорится в сообщении правозащитников, полученном NEWSru.com, адвокат Каринна Москаленко и родственники пострадавших при штурме Театрального центра на Дубровке приступили к изучению ранее секретных постановлений прокуратуры Москвы, оправдывавших расстрел террористов на месте, применение газа и действия мединского начальства. Получения этих сведений родные погибших при проведении «операции по освобождению» заложников «Норд-Оста», добивались в течение полутора лет. Но, оказалось, что, по данным Мосгорпрокуратуры, в смерти 129 человек никто не виноват. Ни террористы, захватившие театральный центр, ни медики, слишком поздно прибывшие к месту происшествия, ни сотрудники правоохранительных органов, использовавшие в ходе операции «неидентифицированный газ».

Однако известно, что еще 30 октября 2002 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко официально объявил, что был применен газ на основе фентанила, который легко вызывает летальный исход. Фентанил, по словам медиков, способен не только оказывать обезболивающий эффект, но и вызвать состояние комы и смерть в результате остановки дыхания и кровообращения. Этот газ оказывает угнетающее влияние на дыхательный центр, замедляет сердечный ритм. Эффект от его применения возникает через 5 минут, продолжительность действия препарата при однократном введении - не более 30 минут. При применении фентанила в больших дозах становится трудно дышать, наблюдаются сбои в работе сердца, бронхиальные спазмы и мышечные судороги.

Представляется, что в данном случае во главу решения проблемы был поставлен именно тот принцип, когда цель оправдывает средства. Но полностью ли это оправданно? Вопрос конечно интересный и в тоже время достаточно сложный, тем более когда дело доходит до ответственности высокопоставленных лиц.

Понятно, что никому не хочется нести ответственность за действия каких-то террористов и порой лучше скрыть настоящие обстоятельства происшедшего, нежели брать на себя ответственность. Так, совсем недавно в «Российской газете» (Федеральный выпуск №3736 от 2 апреля 2005 г.) было опубликовано сообщение о смерти ичкерийского лидера Аслана Масхадова. Об этом сообщил заместитель Генерального прокурора РФ Николай Шепель, который заявил, что лидер чеченских боевиков Аслан Масхадов был застрелен его же соратниками, которые находились рядом с ним в бункере. Николай Шепель утверждает, что «Масхадов умер от пулевых ранений, причиненных ему по его же просьбе лицами, которые находились вместе с ним в бункере». Правда, Шепель не уточнил - это подтверждают только эксперты-криминалисты или задержанные в бункере сподвижники Масхадова тоже признались в расстреле своего босса.

Информация о работе ФСБ Российской Федерации в борьбе с террористическими угрозами