Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:39, реферат
Актуальность работы: Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.
ВЕДЕНИЕ 3
Краткая характеристика функций и полномочий Федеральной службы безопасности Российской Федерации в борьбе с террористическими угрозами 5
Противодействие террору как стратегия против терроризма 11
Борьба с терроризмом и экстремизмом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эту же версию сразу после первого опознания тела Масхадова высказывал заместитель председателя правительства Чечни Рамзан Кадыров, но ни работники правоохранительных органов, ни судмедэксперты до сих пор не подтверждали этот факт. Теперь же и министр внутренних дел республики Руслан Алханов считает, что смерть бывшего президента Ичкерии действительно могла наступить в результате огнестрельных ранений, причиненных ему в бункере под домом Юсупова в селении Толстой-Юрт. Он не ставит под сомнение последние выводы следователей Генпрокуратуры, потому что они «осматривали тело Масхадова на месте, где была проведена спецоперация, и не должны ошибиться». Руслан Алханов также подчеркнул, что сотрудники милиции непосредственно на завершающем этапе операции по ликвидации Масхадова участия не принимали, а только находились в оцеплении. В связи с этим все подробности ранений на теле были только у спецназа ФСБ, проводившего операцию, и следователей прокуратуры. Глава МВД Чечни в очередной раз подчеркнул, что причиной подрыва дома Юсуповых стал снаряд, замурованный боевиками в стену подвала. Анализируя вышесказанное, думается, что Масхадова все-таки уничтожили спецслужбы, поскольку операция по его захвату была тщательно спланированной и спецслужбы заранее знали кто в бункере (об этом чуть позже). Ведь на самом деле, проще всего уничтожить «очаг злодеяний» - это как минимум, без суда, не то что бы там следствия, на один только розыск достаточно времени ушло. Народ России тоже не против смертной казни и, несомненно, она должна вменяться таким лицам в любом случае. Не стоит сомневаться в том, что это совершенно обоснованные и общественно полезные действия органов государственной власти (хотя при демагогическом и крючкотворском подходе они могут быть оценены диаметрально противоположно). И это не случайно, так как несмотря на очевидное варварство таких методов, они все же способны сократить кровопролитие, в том числе потери мирного, законопослушного населения. В этом плане показателен успешный опыт А.П. Ермолова, который широко практиковал приемы, применяемые противником: ответный захват заложников, ответную кровную месть и иные, столь же понятные горцам, сколь и эффективные способы противодействия. Этот же полководец изобрел способ борьбы с шахидами, хотя казалось - как можно остановить готового к смерти человека? Но неустрашимых «адептов веры» стали хоронить завернутыми в свиные шкуры, что закрывало дорогу в мусульманский рай и оказывало сдерживающее воздействие на их собратьев.7
В современных российских условиях объявление вне закона было бы эффективным не столько в отношении особо опасных преступников, уличенных в массовых убийствах, но укрывшихся за границей, сколько в отношении лиц, занимающихся организованной (профессиональной) преступной деятельностью на территории страны. Естественно, речь может идти лишь о преступлениях, наказуемых смертной казнью и пожизненным лишением свободы. Подобные дела должны рассматриваться исключительно Верховным Судом России с соблюдением всех процессуальных гарантий, подсудимому (естественно, тех, которые можно соблюсти в его отсутствие). Для этого придется скорректировать действующий УПК РФ, который в ч. 4 ст. 247 допускает судебное разбирательство в отсутствие подсудимого лишь в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый сам ходатайствует об этом.8
Таким образом, непроцессуальная мера по ликвидации преступников из нетипичного случая необходимой обороны может вполне трансформироваться в процессуальную. Объявление вне закона должно широко доводиться до самих преступников, их соучастников, родственников, близких и посторонних граждан с тем, чтобы стимулировать их явку с повинной или задержание, а также осознанное осуществление актов необходимой обороны.
Непроцессуальное принуждение не следует сводить лишь к физическому уничтожению преступников, которое является крайней мерой. Речь идет об обусловленном крайней необходимостью разрушении инфраструктуры организованной преступной деятельности - разного рода сооружений, в том числе жилых и производственных зданий, механизмов, дорог, линий электропередач, уничтожении посевов, лесонасаждений, сопровождающемся изъятием земельных, водных и лесных территорий, выселением проживающих там лиц с воспрещением последующего их там появления. Понятно, что имеется в виду, прежде всего затруднение действий вооруженных сепаратистов. Однако такие мероприятия будут эффективны и для противодействия ряду опасных общеуголовных проявлений таких, например как бандитизм, контрабанда, наркотрафик, браконьерство и др.
Главными же принципами борьбы с терроризмом (согласно федерального закона «о борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г.) признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и некоторые другие. Представляется, что законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположный ожидаемому.
Одним из основополагающих принципов борьбы с терроризмом является принцип приоритета мер предупреждения. Предотвращение, выявление и пресечение террористической деятельности на ранних стадиях, своевременная информация, занимают ключевое место в борьбе с терроризмом. В России назрела необходимость создания механизма правового регулирования оплаты информации о преступлениях и, прежде всего, актах терроризма. Так, например, солидное денежное вознаграждение выплачено информаторам ФСБ. 10 миллионов долларов были назначены за головы Масхадова и Басаева после теракта в Беслане. В Центре общественных связей ФСБ сразу после окончания спецоперации подтвердили, что обезвредить лидера чеченских боевиков удалось благодаря информации граждан, которые сообщили необходимые сведения. В этом моменте опять же есть указание на то, что спецоперация по уничтожению Масхадова всё-таки проводилась. Это способствовало установлению точного местонахождения Масхадова. О серьезности намерений много раз говорили информированные источники в спецслужбах. Они же подтверждали, что поиски лидеров бандформирований в Чечне ведутся действительно со всей серьезностью и никаких заигрываний, как это было ранее, еще во времена первой чеченской кампании, с террористами нет. Оперативники искренне сожалели, что в середине девяностых пару раз не согласились на предложения некоторых граждан из Чечни привезти в багажнике голову Басаева в обмен на несколько сотен тысяч долларов. Информацию хоть и передали на Лубянку, но добро от московского руководства на выделение требуемой суммы тогда получено не было. Теперь пришлось раскошелиться по-серьезному.9
Подводя итог сказанному необходимо добавить, что важнейшей предпосылкой успешного противодействия современному терроризму является правовое обеспечение антитеррористической деятельности.
3.Борьба с терроризмом и экстремизмом
Антитеррористическая деятельность органов ФСБ осуществляется в рамках государственной системы противодействия терроризму при координирующей роли Национального антитеррористического комитета (НАК).
Исполняя поручения Президента РФ и Правительства, НАК разработал комплекс дополнительных мер по противодействию терроризму в стране в соответствии с требованиями Глобальной контртеррористической стратегии, принятой ООН в 2006 году. Приоритетным направлением антитеррористической деятельности в прошлом году было обеспечение безопасности при проведении выборов в Государственную думу и выборов Президента РФ. Принятые меры позволили не допустить терактов и серьезных экстремистских проявлений. Так, сорваны намерения бандглаварей, получивших крупную сумму денег для проведения террористического акта 2 декабря на одном из избирательных участков на территории Чеченской Республики. В Республике Кабардино-Балкария в этот же период были задержаны члены бандгруппы, у которых изъято 8 взрывных устройств и 30 бутылок с зажигательной смесью.
При росте террористической угрозы в мире удалось значительно снизить ее уровень в России. Если в 2005 году в стране было совершено 257 терактов, в 2006-м - 112, то в 2007-м - 48. Осуждено по статье 205 УК России (террористический акт) 35 человек, по статье 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) - 54 человека, по статье 277 (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля) - 5 человек, по статье 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) - 59 человек. В частности, приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима Хубиев, Понарьин и Шаваев, признанные виновными в организации и совершении террористических актов на станциях "Рижская" и "Автозаводская" Московского метрополитена в 2004 году, серии взрывов на остановках общественного транспорта в Краснодаре и Воронеже. За участие в подготовке покушения на жизнь депутата Государственной думы осуждены на длительные сроки лишения свободы Гаджиев и Абсалимов. Сахалинским областным судом приговорены к лишению свободы Аникин, Бритов и Малютин, причастные к убийству генерала Гамова. Задержаны подозреваемые в совершении теракта на автовокзале Невинномысска.
На территории Северо-Кавказского региона пресечена преступная деятельность свыше 500 участников бандформирований. В их числе 29 бандглаварей - Халилов, Имурзаев, Батаев, Набиев, Ионов, Одижев и другие. Предотвращено более 70 терактов, в том числе готовившихся с участием террористов-смертников. Обнаружено и уничтожено свыше 200 схронов. Из незаконного оборота изъято более 3700 единиц огнестрельного оружия, свыше 1,2 миллиона единиц боеприпасов, 4300 взрывных устройств и почти 9 тонн взрывчатых веществ. Совместно с ФМС России задержан и выдворен из страны член экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" гражданин Узбекистана Солтонов. Свыше 170 боевиков добровольно прекратили противоправную деятельность.
Проводилась работа по перекрытию каналов финансирования терроризма. Прекращено функционирование 8 пунктов структуры международной системы денежных переводов, известной под названием "хавала" и используемой для финансирования террористических и экстремистских организаций. Из незаконного оборота изъято около 50 миллионов рублей. Организаторы преступных групп арестованы, трое из них осуждены по статье 172 УК России (незаконная банковская деятельность).
Развиваются технические средства
управления и информационного обеспечения
антитеррористических мероприятий. Введены
в строй мобильные пункты управления,
позволяющие организовать работу практически
на всей территории России с использованием
отечественной системы спутниковой связи.
В рамках федеральной целевой программы
"Антитеррор 2005-2007" создана межведомственная
информационно-
Федеральная служба безопасности последовательно добивается выработки единых подходов к толкованию понятия "терроризм", что будет способствовать устранению политики двойных стандартов при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом. В качестве примеров взаимодействия можно привести следующие. Совместно с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан пресечена противоправная деятельность лидера ячейки международной террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" на космодроме Байконур Оразбека. Во взаимодействии со Службой национальной безопасности Узбекистана задержан находившийся в международном розыске гражданин этой страны Фаттахов, подозреваемый в причастности к деятельности международной террористической организации "Исламская партия Туркестана". Азербайджанскими партнерами задержаны и экстрадированы в Россию ее граждане - Мелков, причастный к террористической деятельности, и Агаев, находившийся в международном розыске за совершение заказных убийств. ФСБ России задержан и экстрадирован Нагиев, находившийся в международном розыске за совершение преступлений на территории Азербайджана.
В интересах формирования объективного мнения об истории отечественных спецслужб используются архивные документы органов федеральной службы безопасности. Так, например, по поручению Президента РФ, для экспонирования в Музее толерантности главному раввину России Берлу Лазару переданы копии документов из архивов органов безопасности в отношении шведского дипломата Рауля Валленберга. Опубликован подготовленный Центральным архивом ФСБ России совместно с Институтом российской истории РАН, Институтом национальной памяти Польши и МВД Республики Польша польско-российский сборник документов "Варшавское восстание 1944 г. в документах из архивов спецслужб". Переиздана на английском языке книга "Эстония. Кровавый след нацизма: 1941-1945 годы" с документами о преступлениях эстонских националистов в отношении мирного населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
работе нами были исследовано
правовое положение ФСБ России
в борьбе с террористическими
угрозами.
Рассмотрев правовые основы деятельности ФСБ России, мы выяснили, что правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Основным нормативным актом является Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», который определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.
ФСБ России придан особый статус, так как согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» ФСБ напрямую подчиняется Президенту России.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
На наш взгляд, в настоящее время наиболее актуально направление борьба с терроризмом. В последние два года в России удалось существенно снизить уровень террористической активности, что стало возможным во многом благодаря своевременному принятию в 2006 г. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», а также Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму». Названные правовые акты заложили фундамент отечественного права в сфере борьбы с терроризмом как самостоятельной подотрасли. Наряду с основами правового регулирования противодействия терроризму как многофункционального процесса - профилактика терроризма, борьба с ним и минимизация и (или) локализация проявлений терроризма - и в отличие от ранее преобладавшей законодательной регламентации только сферы борьбы (утративший силу Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»), данными правовыми актами одновременно были созданы соподчиненные отечественные институциональные структуры не только в области борьбы с терроризмом, но и в области его профилактики и минимизации последствий проявления терроризма, включая межведомственные координационные структуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Информация о работе ФСБ Российской Федерации в борьбе с террористическими угрозами