Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:56, реферат

Описание работы

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Содержание работы

Вступительная часть
1. Философское понимание будущего
2. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества
Заключительная часть (подведение итогов)

Литература:

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

Реферат: Глобальные проблемы современности

 

 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

 

 

 Кафедра гуманитарных  и социально-экономических дисциплин

 

 

 Дисциплина: Философия

 

 

 Реферат

 

 по теме: «Глобальные  проблемы современности»

 

 

 Подготовил:

 

 доктор философских  наук,

 

 профессор Науменко  С.П.

 

 

 Белгород – 2008

План 

Вступительная часть 

1. Философское понимание  будущего 

2. Глобальные проблемы  современности в контексте будущего  человечества 

Заключительная часть (подведение итогов)

 

 

 

Литература:

 

 

Основная

 

 

 Введение в философию  /Под ред. И.Т. Фролова. –  М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.

 

 

 Кохановский В. Философия.  – Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.

 

 

 Радугин А.А. Философия.  – М., 1998. С.249-260.

 

Дополнительная 

 

 

 Кочергин А.Н. Философия  и глобальные проблемы. – М., 1996.

 

 

 Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. –  М., 1992.

 

 

 Лоренц К. Восемь  смертных грехов цивилизованного  человечества //Вопросы философии.  – 1992. – №8.

 

 

 Наука и глобальные  проблемы современности. Круглый  стол //Вопросы философии. – 1984 – №7,8.

 

 

Ясперс К. Будущий мировой  порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.

 

Введение

 

 

 Каждая историческая  эпоха, каждый этап развития  человеческого общества имеют  свою особенность, в то же  время они неразрывно связаны  как с прошлым, так и с  будущим. В конце ХХ века  человеческая цивилизация вступает  в качественно новое состояние,  одним из важнейших показателей  которого является возникновение  глобальных проблем. Глобальные  проблемы подвели человечество  к границам его бытия и заставили  оглянуться назад, на пройденный  путь. Сегодня требуется дать  оценку целям, которые ставило  перед собой человечество, потребовалось  внести необходимые коррективы  в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили  человечество перед необходимостью  изменить себя. Сейчас необходимо  выработать такую глобальную  систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем  населением планеты. В 1992 г.  в Рио-де-Жанейро состоялась конференция  на которой присутствовали главы  правительств многих государств, которые приняли документы, где  говорится, что ценности, которые  предлагает Запад ведут человечество  к гибели.

 

 Глобальные вопросы  современности не могут быть  решены без детальной проработки  их философами и представителями  конкретных наук. Специфика глобальных  проблем заключается в том,  что они требуют программно-целевой  организации научных исследований. В настоящее время глобальные  проблемы изучаются многими науками  – экологами, географами, социологами,  политологами, экономистами и т.д.  В 90-е годы возникла новая  область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются  также философией в мировоззренческом,  методологическом, социально-гуманитарном  аспектах. Основу философского анализа  глобальных проблем составляют  результаты частных наук. В то  же время этот анализ необходим,  помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так  как способствует интеграции  частных наук, нуждающихся в согласованности  о координации при исследовании  глобальных проблем. Философия  становится для представителей  различных научных дисциплин  связующим звеном, так как ориентирована  в своем анализе на междисциплинарность.

 

 Каждая эпоха рождает  свою философию. Современная философия  должна стать прежде всего  философией выживания. Задача  современной философии состоит  в поиске таких ценностей и  социальных систем, которые обеспечили  бы выживание человечества. Новая  философия призвана выработать  модель решения глобальных проблем,  помочь практической ориентации  человека в современном мире  в деле выживания цивилизации. 

 

 Новый импульс заключается  в развитии прикладной философии,  имеющей дело с практическими  проблемами. Без философского видения  всей ситуации в целом ни  дна из глобальных проблем  не может получить принципиальное  решение.

 

 Специфика философского  осмысления глобальных проблем:

 

1) Философия, формируя  новое мировоззрение, задает определенные  ценностные установки, которые  во многом определяют характер  и направление человеческой деятельности.

 

2) Методологическая функция  философии состоит в том, что  она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению  мира.

 

3) Философия дает возможность  рассматривать глобальные проблемы  в конкретно-историческом контексте.  Она показывает, в частности, что  глобальные проблемы возникают  во 2-й пол. ХХ столетия.

 

4) Философия позволяет  увидеть не только причины  возникновения глобальных проблем  современности, но и выявить  перспективы их развития, возможности  решения.

 

 Таким образом, к  извечным философским проблемам  бытия, познания, смысла жизни  человека и т.д. современная  эпоха добавила принципиально  новую тему – сохранение жизни  на Земле и выживание человечества.

 

Вопрос №1. Философское  понимание будущего

 

 

 Попытки предугадать  будущее имели большое значение  для идейного обоснования жизненных  интересов и стремлений народов,  населяющих нашу планету. Объясняются  они не только желанием пофантазировать  ради того, чтобы на короткое  время «отключиться» от нередко  безрадостной реальности, но и  жизненным потребностями людей,  надеждами, возлагаемыми ими на  то, что будет и опасениями  относительно ожидаемого.

 

 Как показатели исследования  ученых, умение прогнозирования  будущего задано человеку от  рождения, то есть генетически  присуще ему. Мало того, это  качество, в котором заложена  способность высшей нервной системы  к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам  животных. Им удается каким-то  образом предугадать смерть своих  хозяев, стихийные бедствия и  другие перемены в окружающем  их мире.

 

 Человечеству же, познавшему  некоторые из тайн бытия, законов  развития природы и общества, удалось избавиться от гнетущего  ощущения беспомощности перед  фатальной предопределенностью  собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать  в своем воображении не только  фанатические картины будущего. И, что кажется на первый  взгляд удивительнее всего, способно  воздействовать на него.

 

 К пониманию этого  феномена люди подошли сравнительно  недавно, порядка ста лет назад,  что позволило философам способность  человека к предвидению характеризовать  как знание о будущем, т.е.  о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится  в настоящем в виде объективных  и субъективных предпосылок ожидаемого  хода развития.

 

 С объективными предпосылками  традиционно связываются процессы, протекающие в космосе, например, рождение звезд, движение планет  по определенной траектории, или  же - на нашей планете, в частности,  смена времен года, землетрясения,  зарождение жизни и смерть. Они  имели место всегда и будут  протекать независимо от наших  желаний или знаний об их  содержании.

 

 Субъективный фактор  как раз и отражает ранее  отмеченную способность людей  оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в  обществе. Ведь человечество давно  уже изменило облик планеты,  изобрело фантастические, недоступные  даже самому богатому воображению  наших предков способы добывания  пищи и создания условий для  жизнеобеспечения, и является носителем еще множества нереализованных идей и невнедренных в практику технологий. О способности же людей изменять жизнь общества в соответствии с представлениями идеологов о самой совершенной модели государства и наиболее эффективных способах их реализации достаточно хорошо известно на примерах истории Германии и России XX века, а также отношений между капиталистической и социалистической системами. И, естественно, что субъективных фактор может оказать, при определенных обстоятельствах, решающее воздействие на ход истории, природу и т.д. в будущем через процессы, протекающие под влиянием людей в настоящем.

 

 Таким образом, под  будущим не следует понимать  что-то , неопределенное и аморфное  в грядущем без каких-либо временных  рамок и пространственных границ, в котором может произойти  все, что подскажет фантазия.

 

 Современные философы  сходятся во мнении о том,  что научное предвидение и  социальное прогнозирование должны  содержать в себе ответ не  только на вопрос о том, что  реально совершится в будущем,  но и какие формы обретает  оно, и какова вероятность данного  предположения.

 

 Наиболее распространенным  представлениям об уровнях прогнозирования  будущего следует отнести следующее  (см. схема № 1):

 

- непосредственное;

 

- обозримое;

 

- отдаленное.

 

 Непосредственное будущее  уже во многом содержится в  том. что происходит в настоящем.  Наука располагает о нем многими  конкретными данными, благодаря  чему удается составлять обоснованные  и весьма достоверные предположения  о том, что может случиться  в ближайшие 20-30 лет. Например, с ее помощью можно достаточно  точно «просчитать» численность  населения планеты, запасы природных  ресурсов в начале XXI века. Российские  правоведы, в свою очередь,  могут дать характеристику состояния  преступности в нашей стране  в эти же годы, а экономисты -предположить динамику развития  промышленного производства, но  при одном условии, соблюдение  которого необходимо при подготовке  прогнозов на более длительные  сроки. Таковыми является: использование  достоверных данных, а не их  подтасовывание под желаемый  вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже  на ближайшие годы, обречены на  несбыточность, Всем известна  судьба концепции построения  коммунизма в СССР к 1980 году  и многих программ: продовольственной,  мелиорации, решения жилищной проблемы. Столь же неудачны были и  попытки «большого скачка» в  экономическом развитии Китая,  предпринятые коммунистической  партией этой .страны в середине 60-х годов.

 

 Объективность в научном  прогнозировании исключительно  важна, ибо позволяет трезво  взглянуть на возможные негативные  последствия, например:

 

- в развитии политической  ситуации в обществе;

 

- в воздействии человека  на окружающую среду и т.д.

 

 И такие прогнозы  не следует воспринимать как  вариант неизбежности гибели  человеческой цивилизации. Они  являются одновременно и предостережением  ему, и своеобразным предложением  к поиску наиболее приемлемого  варианта обеспечения бессмертия  человеческого рода. Но следует  помнить, что прогнозы - это только  предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может быть стопроцентно достоверным. И это наиболее ярко иллюстрируется при анализе других уровней будущего.

 

 Так, если коснуться  обозримого будущего, которое охватывает  большую часть следующего столетия, то о нем можно сказать как  о насыщенным различными вполне  правдоподобными вариантами. Только  прогнозируется оно на неполной  информационной базе. К таким  данным следует относиться с  большой осторожностью, тщательно  проверяя их вероятность. Тем  не менее, на протяжении обозримого  будущего следует ожидать завершения  таких долговременных процессов,  протекающих в планетарном масштабе  как демографическая революция,  преодоление развивающимися странами  экономической отсталости, перехода  к гуманизму, демократическому  обществу и т.д. Очевидно и  то, что мировым сообществом будет  выработана единая политика борьбы  с преступностью, хотя культурная  и социальная интеграция вряд  ли завершиться к этому времени.

 

 Относительно отдаленного  будущего, за пределами следующего  столетия в основном можно  судить на основании различных  гипотетических предположений, не  противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным  вероятностным оценкам с точки  зрения исторических сроков и  конкретных форм их воплощения  в жизнь. Аналитиками различных  специальностей указывается на  возможность радикальных перемен  в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей  также подвергается глубоким  технологическим преобразованиям.  Заметно трансформируются потребности  людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов  для их обеспечения предстанет  в ином виде, чем даже в обозримом  будущем.

 

 Менее оптимистичным  должен быть взгляд в будущее  с позиций борьбы с преступностью,  как в обозримом, так и в  отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено  противоправное поведение. Все  дело в том, что в обществе  с писанными законами обязательно  будут находиться люди, не выполняющие  их по разным причинам: одни  из них будут совершать противоправные  действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств,  третьи -из-за протеста против  существующих порядков и т.д.  Но, очевидно, что из-за практики  исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие, «привязанные»  к тем условиям, в которых будут  жить наши потомки. Кардинально  изменятся и виды наказаний  за совершенные преступления, и  способы их отбывания.

 

 Подводя итог разговору  о вариантах прогнозирования  будущего, следует понимать, что  чем больше мы стремимся заглянуть  в него, тем меньше вероятность  «угадывания» ожидаемого. Поэтому  качество прогнозирования непосредственного  будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного.

Информация о работе Глобальные проблемы современности