Реферат: Глобальные проблемы
современности
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Философия
Реферат
по теме: «Глобальные
проблемы современности»
Подготовил:
доктор философских
наук,
профессор Науменко
С.П.
Белгород – 2008
План
Вступительная часть
1. Философское понимание
будущего
2. Глобальные проблемы
современности в контексте будущего
человечества
Заключительная часть (подведение
итогов)
Литература:
Основная
Введение в философию
/Под ред. И.Т. Фролова. –
М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.
Кохановский В. Философия.
– Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.
Радугин А.А. Философия.
– М., 1998. С.249-260.
Дополнительная
Кочергин А.Н. Философия
и глобальные проблемы. – М., 1996.
Лейбин В.М. Глобалистика
- история и современность. –
М., 1992.
Лоренц К. Восемь
смертных грехов цивилизованного
человечества //Вопросы философии.
– 1992. – №8.
Наука и глобальные
проблемы современности. Круглый
стол //Вопросы философии. – 1984
– №7,8.
Ясперс К. Будущий мировой
порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.
Введение
Каждая историческая
эпоха, каждый этап развития
человеческого общества имеют
свою особенность, в то же
время они неразрывно связаны
как с прошлым, так и с
будущим. В конце ХХ века
человеческая цивилизация вступает
в качественно новое состояние,
одним из важнейших показателей
которого является возникновение
глобальных проблем. Глобальные
проблемы подвели человечество
к границам его бытия и заставили
оглянуться назад, на пройденный
путь. Сегодня требуется дать
оценку целям, которые ставило
перед собой человечество, потребовалось
внести необходимые коррективы
в «траекторию» своего развития.
Глобальные проблемы поставили
человечество перед необходимостью
изменить себя. Сейчас необходимо
выработать такую глобальную
систему ценностных ориентаций,
которая была бы принята всем
населением планеты. В 1992 г.
в Рио-де-Жанейро состоялась конференция
на которой присутствовали главы
правительств многих государств,
которые приняли документы, где
говорится, что ценности, которые
предлагает Запад ведут человечество
к гибели.
Глобальные вопросы
современности не могут быть
решены без детальной проработки
их философами и представителями
конкретных наук. Специфика глобальных
проблем заключается в том,
что они требуют программно-целевой
организации научных исследований.
В настоящее время глобальные
проблемы изучаются многими науками
– экологами, географами, социологами,
политологами, экономистами и т.д.
В 90-е годы возникла новая
область междисциплинарных исследований,
получившая название глобалистики.
Глобальные проблемы изучаются
также философией в мировоззренческом,
методологическом, социально-гуманитарном
аспектах. Основу философского анализа
глобальных проблем составляют
результаты частных наук. В то
же время этот анализ необходим,
помимо его эвристической ценности,
для дальнейших исследований, так
как способствует интеграции
частных наук, нуждающихся в согласованности
о координации при исследовании
глобальных проблем. Философия
становится для представителей
различных научных дисциплин
связующим звеном, так как ориентирована
в своем анализе на междисциплинарность.
Каждая эпоха рождает
свою философию. Современная философия
должна стать прежде всего
философией выживания. Задача
современной философии состоит
в поиске таких ценностей и
социальных систем, которые обеспечили
бы выживание человечества. Новая
философия призвана выработать
модель решения глобальных проблем,
помочь практической ориентации
человека в современном мире
в деле выживания цивилизации.
Новый импульс заключается
в развитии прикладной философии,
имеющей дело с практическими
проблемами. Без философского видения
всей ситуации в целом ни
дна из глобальных проблем
не может получить принципиальное
решение.
Специфика философского
осмысления глобальных проблем:
1) Философия, формируя
новое мировоззрение, задает определенные
ценностные установки, которые
во многом определяют характер
и направление человеческой деятельности.
2) Методологическая функция
философии состоит в том, что
она обосновывает частные теории,
способствуя целостному видению
мира.
3) Философия дает возможность
рассматривать глобальные проблемы
в конкретно-историческом контексте.
Она показывает, в частности, что
глобальные проблемы возникают
во 2-й пол. ХХ столетия.
4) Философия позволяет
увидеть не только причины
возникновения глобальных проблем
современности, но и выявить
перспективы их развития, возможности
решения.
Таким образом, к
извечным философским проблемам
бытия, познания, смысла жизни
человека и т.д. современная
эпоха добавила принципиально
новую тему – сохранение жизни
на Земле и выживание человечества.
Вопрос №1. Философское
понимание будущего
Попытки предугадать
будущее имели большое значение
для идейного обоснования жизненных
интересов и стремлений народов,
населяющих нашу планету. Объясняются
они не только желанием пофантазировать
ради того, чтобы на короткое
время «отключиться» от нередко
безрадостной реальности, но и
жизненным потребностями людей,
надеждами, возлагаемыми ими на
то, что будет и опасениями
относительно ожидаемого.
Как показатели исследования
ученых, умение прогнозирования
будущего задано человеку от
рождения, то есть генетически
присуще ему. Мало того, это
качество, в котором заложена
способность высшей нервной системы
к опережающему отражению действительности,
присуще также некоторым видам
животных. Им удается каким-то
образом предугадать смерть своих
хозяев, стихийные бедствия и
другие перемены в окружающем
их мире.
Человечеству же, познавшему
некоторые из тайн бытия, законов
развития природы и общества,
удалось избавиться от гнетущего
ощущения беспомощности перед
фатальной предопределенностью
собственной судьбы и осознать,
что оно способно создавать
в своем воображении не только
фанатические картины будущего.
И, что кажется на первый
взгляд удивительнее всего, способно
воздействовать на него.
К пониманию этого
феномена люди подошли сравнительно
недавно, порядка ста лет назад,
что позволило философам способность
человека к предвидению характеризовать
как знание о будущем, т.е.
о том, чего еще нет в действительности,
но уже потенциально содержится
в настоящем в виде объективных
и субъективных предпосылок ожидаемого
хода развития.
С объективными предпосылками
традиционно связываются процессы,
протекающие в космосе, например,
рождение звезд, движение планет
по определенной траектории, или
же - на нашей планете, в частности,
смена времен года, землетрясения,
зарождение жизни и смерть. Они
имели место всегда и будут
протекать независимо от наших
желаний или знаний об их
содержании.
Субъективный фактор
как раз и отражает ранее
отмеченную способность людей
оказывать воздействие на процессы,
протекающие в природе и в
обществе. Ведь человечество давно
уже изменило облик планеты,
изобрело фантастические, недоступные
даже самому богатому воображению
наших предков способы добывания
пищи и создания условий для
жизнеобеспечения, и является носителем
еще множества нереализованных идей и
невнедренных в практику технологий. О
способности же людей изменять жизнь общества
в соответствии с представлениями идеологов
о самой совершенной модели государства
и наиболее эффективных способах их реализации
достаточно хорошо известно на примерах
истории Германии и России XX века, а также
отношений между капиталистической и
социалистической системами. И, естественно,
что субъективных фактор может оказать,
при определенных обстоятельствах, решающее
воздействие на ход истории, природу и
т.д. в будущем через процессы, протекающие
под влиянием людей в настоящем.
Таким образом, под
будущим не следует понимать
что-то , неопределенное и аморфное
в грядущем без каких-либо временных
рамок и пространственных границ,
в котором может произойти
все, что подскажет фантазия.
Современные философы
сходятся во мнении о том,
что научное предвидение и
социальное прогнозирование должны
содержать в себе ответ не
только на вопрос о том, что
реально совершится в будущем,
но и какие формы обретает
оно, и какова вероятность данного
предположения.
Наиболее распространенным
представлениям об уровнях прогнозирования
будущего следует отнести следующее
(см. схема № 1):
- непосредственное;
- обозримое;
- отдаленное.
Непосредственное будущее
уже во многом содержится в
том. что происходит в настоящем.
Наука располагает о нем многими
конкретными данными, благодаря
чему удается составлять обоснованные
и весьма достоверные предположения
о том, что может случиться
в ближайшие 20-30 лет. Например,
с ее помощью можно достаточно
точно «просчитать» численность
населения планеты, запасы природных
ресурсов в начале XXI века. Российские
правоведы, в свою очередь,
могут дать характеристику состояния
преступности в нашей стране
в эти же годы, а экономисты
-предположить динамику развития
промышленного производства, но
при одном условии, соблюдение
которого необходимо при подготовке
прогнозов на более длительные
сроки. Таковыми является: использование
достоверных данных, а не их
подтасовывание под желаемый
вариант хода общественного развития.
Такие прогнозы, сделанные даже
на ближайшие годы, обречены на
несбыточность, Всем известна
судьба концепции построения
коммунизма в СССР к 1980 году
и многих программ: продовольственной,
мелиорации, решения жилищной проблемы.
Столь же неудачны были и
попытки «большого скачка» в
экономическом развитии Китая,
предпринятые коммунистической
партией этой .страны в середине
60-х годов.
Объективность в научном
прогнозировании исключительно
важна, ибо позволяет трезво
взглянуть на возможные негативные
последствия, например:
- в развитии политической
ситуации в обществе;
- в воздействии человека
на окружающую среду и т.д.
И такие прогнозы
не следует воспринимать как
вариант неизбежности гибели
человеческой цивилизации. Они
являются одновременно и предостережением
ему, и своеобразным предложением
к поиску наиболее приемлемого
варианта обеспечения бессмертия
человеческого рода. Но следует
помнить, что прогнозы - это только
предполагаемые варианты будущего.
Ни один из них не может быть стопроцентно
достоверным. И это наиболее ярко иллюстрируется
при анализе других уровней будущего.
Так, если коснуться
обозримого будущего, которое охватывает
большую часть следующего столетия,
то о нем можно сказать как
о насыщенным различными вполне
правдоподобными вариантами. Только
прогнозируется оно на неполной
информационной базе. К таким
данным следует относиться с
большой осторожностью, тщательно
проверяя их вероятность. Тем
не менее, на протяжении обозримого
будущего следует ожидать завершения
таких долговременных процессов,
протекающих в планетарном масштабе
как демографическая революция,
преодоление развивающимися странами
экономической отсталости, перехода
к гуманизму, демократическому
обществу и т.д. Очевидно и
то, что мировым сообществом будет
выработана единая политика борьбы
с преступностью, хотя культурная
и социальная интеграция вряд
ли завершиться к этому времени.
Относительно отдаленного
будущего, за пределами следующего
столетия в основном можно
судить на основании различных
гипотетических предположений, не
противоречащих реальным возможностям,
но и не поддающихся определенным
вероятностным оценкам с точки
зрения исторических сроков и
конкретных форм их воплощения
в жизнь. Аналитиками различных
специальностей указывается на
возможность радикальных перемен
в социальной жизни общества.
Экономическая деятельность людей
также подвергается глубоким
технологическим преобразованиям.
Заметно трансформируются потребности
людей и средства их удовлетворения,
благодаря чему проблема ресурсов
для их обеспечения предстанет
в ином виде, чем даже в обозримом
будущем.
Менее оптимистичным
должен быть взгляд в будущее
с позиций борьбы с преступностью,
как в обозримом, так и в
отдаленном будущем и не потому,
что в человеке природой заложено
противоправное поведение. Все
дело в том, что в обществе
с писанными законами обязательно
будут находиться люди, не выполняющие
их по разным причинам: одни
из них будут совершать противоправные
действия по «недомыслию», другие
- в силу стечения обстоятельств,
третьи -из-за протеста против
существующих порядков и т.д.
Но, очевидно, что из-за практики
исчезнут одни виды преступлений,
а их место займут другие, «привязанные»
к тем условиям, в которых будут
жить наши потомки. Кардинально
изменятся и виды наказаний
за совершенные преступления, и
способы их отбывания.
Подводя итог разговору
о вариантах прогнозирования
будущего, следует понимать, что
чем больше мы стремимся заглянуть
в него, тем меньше вероятность
«угадывания» ожидаемого. Поэтому
качество прогнозирования непосредственного
будущего всегда выше, чем обозримого,
а тем более - отдаленного.