Гражданская оборона в Российской
Федерации организуется на территории
всей страны - на федеральном, региональном,
территориальном, местном и объектовом
уровнях, в том числе в организациях, независимо
от ведомственной принадлежности и форм
собственности.
Организационную основу гражданской
обороны составляют:
- руководство гражданской обороны;
- органы управления;
- эвакуационные органы;
- комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
- органы государственного надзора в области гражданской обороны;
- силы гражданской обороны.
В соответствии с Федеральным
законом «О гражданской обороне»
руководство гражданской обороной осуществляют:
в Российской Федерации - Правительство
Российской Федерации, в федеральных органах
исполнительной власти и организациях
- их руководители, на территориях субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований - соответственно главы органов
исполнительной власти
Руководители перечисленных органов и
организаций несут персональную ответственность
за организацию и проведение мероприятий
по гражданской обороне и защите населения.
Таким образом, несмотря на то, что упразднен
статус начальников гражданской обороны,
руководители, как и ранее, осуществляют
руководство и несут полную ответственность
за ее состояние.
Полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, организаций
и, права и обязанности граждан Российской
Федерации в области гражданской обороны
определены Федеральным законом «О гражданской
обороне» (главы II и III).
Особые обязанности
федеральных органов исполнительной
власти в области гражданской
обороны определяются в соответствии
с Планом гражданской обороны и защиты
населения, согласованным с этими органами
и утвержденными Президентом Российской
Федерации.
Выписки из плана,
в части их касающейся, рассылаются
соответствующим федеральным органам
исполнительной власти.
Особые обязанности
структурных подразделений органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области гражданской
обороны определяют соответствующие главы
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и руководители
органов местного самоуправления.
Управление гражданской
обороной осуществляют специальные
органы управления, уполномоченные на
решение задач в области гражданской обороны.
Постоянно действующими
органами управления гражданской обороны
являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);
- на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
- на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В целях обеспечения совместного
функционирования Главных управлений
МЧС России по субъектам Российской Федерации
и администраций субъектов Российской
Федерации между МЧС России и администрациями
субъектов Российской Федерации заключается
соглашение о передаче друг другу осуществления
части своих полномочий. Эти соглашения
утверждаются Правительством Российской
Федерации. По данным соглашениям МЧС
России передает, а администрации субъектов
Российской Федерации принимает на себя
оперативное управление Главным управлением
МЧС в части выполнения им полномочий
по организации тушения пожаров, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что
касается полномочий в области гражданской
обороны, то эти полномочия остаются за
МЧС России, однако Главное управление
МЧС принимает непосредственное участие
в планировании, организации и проведении
мероприятий гражданской обороны совместно
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Оперативное управление
предполагает временное (на период
действия Соглашения) руководство органами
управления, силами и средствами РСЧС
ГПС, организацию их подготовки и применения
в режимах повседневной деятельности,
повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации. При этом исключается возможность
использовать оперативно подчиненные
органы управления и силы не по прямому
назначению, изменять организационную
структуру и переназначать руководящий
состав.
В целях финансового,
материально-технического обеспечения
мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной
безопасности, являющихся расходным обязательством
субъекта Российской Федерации, создается
территориальное агентство по финансовому,
материально-техническому обеспечению
мероприятий в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах.
Управление в области
гражданской обороны на региональном
и местном уровнях осуществляется на
основании директивных указаний Правительства
Российской Федерации.
^ Основными задачами
органов управления, уполномоченных на
решение задач в области гражданской обороны
являются:
- планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;
- подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
- контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;
- организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;
- оповещение населения по сигналам гражданской обороны;
- обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.
^ На МЧС России в области
гражданской обороны возлагается:
разработка основных направлений развития
и совершенствования гражданской обороны
Российской Федерации с учетом государственных
мероприятий по укреплению обороноспособности
страны;
- разработка и представление на утверждение проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
- организация разработки проектов федеральных законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны;
- организация и обеспечение оповещения органов гражданской обороны об угрозе нападения противника;
- подготовка для утверждения проектов нормативных документов по структуре, составу войск гражданской обороны и штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны, а также проекта Положения о войсках гражданской обороны;
- организация обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также вследствие этих действий;
- осуществление методического руководства планированием гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации;
- организация взаимодействия органов управления гражданской обороной с командованием военных округов (флотов) при решении задач гражданской обороны;
- организация и руководство силами и средствами гражданской обороны по наблюдению, прогнозированию и оценке обстановки, сложившейся на территории страны;
- контроль за готовностью ведомственных служб наблюдения и лабораторного контроля за заражением объектов внешней среды;
- контроль за накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, индивидуальных средств защиты, техники и специального имущества гражданской обороны;
- разработка предложений для доклада Правительству Российской Федерации о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов и резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- осуществление методического руководства созданием, хранением, использование и восполнением резервов материальных ресурсов для нужд гражданской обороны;
- организация и методическое руководство мобилизационными мероприятиями гражданской обороны;
- осуществление государственного надзора в области гражданской обороны за соблюдением требований гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
- осуществление контроля за выполнением задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях, оказание им необходимой помощи;
- осуществление мер по поддержанию сил, органов управления и средств гражданской обороны в постоянной готовности к действию;
- осуществление функции государственного заказчика по закупкам материально-технических ресурсов для системы гражданской обороны в рамках государственного оборонного заказа;
- организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конст-рукторских и испытательных работ в интересах повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ;
- организация и координация научных исследований, выполняемых в целях повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, создания новых средств и методов защиты населения, повышения эффективности аварийно-спасательных работ и сокращения возможных потерь, подготовка с участием федеральных министерств и ведомств Российской Федерации исходных данных для проведения этих исследований;
- разработка с участием строительных и проектных организаций нормативных документов по проектированию и строительству защитных сооружений гражданской обороны;
- рассмотрение и согласование в установленном порядке типовых проектов и выборочная экспертиза индивидуальных проектов защитных сооружений гражданской обороны;
- организация и проведение совместных учений сил гражданской обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран.
На региональные
центры МЧС России возлагается:
- координация вопросов гражданской обороны на территории региона;
- осуществление контроля за проведением мероприятий по гражданской обороне, участие в разработке и реализации планов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона;
- контроль за осуществлением мер в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к действию;
- организация и обеспечение оповещения подчиненных органов управления, организаций и сил гражданской обороны, органов управления субъектов Российской Федерации об угрозе нападения противника;
- осуществление и контроль за организацией подготовки сил гражданской обороны, сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление контроля за состоянием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны и объектов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории региона;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения учреждений;
- участие в проведении мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- участие в создании и содержании в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
- организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории региона, территориальных органов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с органами управления военного округа и военно-морского флота, округа внутренних войск МВД России, пограничного округа, ФАПСИ и общественными объединениями граждан по вопросам гражданкой обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- руководство в пределах своих полномочий подчиненными соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, поисково-спасательной службой;
- планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;
- осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;
- обеспечение территориальных органов управления специальной связью, проведение мероприятий по сохранению сведений, составляющих государственную и служебную тайну.
На Главные
управления МЧС России по субъектам Российской
Федерации возлагается:
- планирование мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время;
- поддержание органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, на подведомственной территории, сил и средств в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;
- участие в создании, совершенствовании и обеспечении постоянной готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;
- организация мероприятий по защите населения и его первоочередному обеспечению;
- участие в организации и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на подведомственной территории в мирное и военное время;
- участие в организации подготовки по гражданской обороне всех категорий населения;
- организация и управление спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- организация взаимодействия с органами военного управления и войсками при совместном выполнении задач в мирное и военное время;
- организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении;
- участие в организации повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды;
- осуществление постоянного контроля за накоплением необходимого фонда защитных сооружений для населения, их содержанием, эксплуатацией, использованием в социальных целях, поддержанием их в готовности к приему укрываемых;
- организация накопления резервов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, средств управления, связи и оповещения, организации их хранения и содержания;
- организация планирования эвакуационных мероприятий;
- организация комплексной маскировки городов, муниципальных образований и объектов экономики;
- организация разведки по обнаружению зон загрязнения и заражения на соответствующей территории;
- организация всех видов обеспечения действий сил гражданской обороны и их взаимодействия при совместном выполнении задач;
- использование в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственных систем и сетей связи, транспортных средств для доставки в районы поражения и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для ведения аварийно-спасательных работ, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями. учреждениями и организациями.