Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых задач формирования информационного общества. Её решение предполагает обеспечение информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной инфраструктуры, чему посвящена отдельная подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (скорректированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г.
№ 2161-р).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Информационная безопасность Российской Федерации
2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
3. Безопасность сети: то, что должен знать каждый
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

информационная безопасность.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

Бакалавриат: 080100.62 «Экономика»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по безопасности жизнедеятельности на тему: «Информационная безопасность»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса очной  формы обучения группы 21209 Соколова Ирина Сергеевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии 

Каюмова К.Г.

 

 

Набережные  челны

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

1. Информационная безопасность Российской Федерации

2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

3. Безопасность сети: то, что должен знать каждый

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для современного общества характерно возрастающая роль информационной сферы, которая представляет собой совокупность огромных плстов нформации, информационной инфраструктуры, субьектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а так же системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых задач формирования информационного общества. Её решение предполагает обеспечение информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной инфраструктуры, чему посвящена отдельная подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (скорректированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г.  
№ 2161-р).

Основными задачами подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» являются:

- обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;

- развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

- противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия.

Формирование информационного  общества в целом не видится возможным  без формирования культуры обеспечения безопасности в информационном пространстве как у пользователей, так и у владельцев информационных систем и ресурсов. Подготовленный теоретически гражданин с минимальными практическими навыками владения инструментами информационной безопасности в разы менее уязвим при возникновении угроз в отношении него или в отношении принадлежащих ему систем.

Минкомсвязь России наряду с другими ведомствами осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики по данному  направлению.

Государственная политика в области информационной безопасности охватывает государственные информационные системы и информационно-коммуникационные сети, созданные или используемые в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в целях предоставления информационных и государственных услуг гражданам (т.н. информационные системы общего пользования).

Система государственного регулирования в области информационной безопасности в качестве важнейшего компонента включает в себя организационно-техническое обеспечение устойчивого и безопасного функционирования информационных систем общего пользования, предусматривающее совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание:

1) целостности информационной  системы общего пользования как  способности взаимодействия входящих в ее состав компонентов при котором становится возможным выполнение функций по обработке информации;

2) устойчивости функционирования  информационной системы общего  пользования как ее способности  сохранять свою целостность и возвращаться в исходное состояние при отказе части компонентов системы, а также в условиях внутренних и внешних деструктивных информационных воздействий;

3) безопасности информационной  системы общего пользования как  ее способности противостоять  попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам системы и преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям, следствием которых могут быть нежелательное состояние системы или ее неправильное функционирование.

Министерство уполномочено утверждать требования по информационной безопасности информационных систем, в том числе информационных систем персональных данных (за исключением информационных систем критически важных объектов), информационно-телекоммуникационных сетей и других сетей связи, требования к формату данных в государственных информационных системах, акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения, а также требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

В соответствии с поручениями  Правительства Российской Федерации  Минкомсвязь России, совместно с  ФСБ России, ФСО России, МВД России, ФСТЭК России и другими органами власти принимает участие в реализации задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в том числе в подготовке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также иных.

Общая государственная  политика в сфере обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации формируется при участии  и с учетом позиции Минкомсвязи  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационная безопасность Российской Федерации

 

Наряду с  политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью  составной частью национальной безопасности Российской Федерации  является информационная безопасность. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная  сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты. Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.

К информационным ресурсам относятся:

· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;

· информационное обеспечение систем управления и связи;

· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Информационная инфраструктура включает:

· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;

· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

· программно-технические  средства  автоматизированных  и автоматических систем управления и связи.

Под угрозой  безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих  потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой  информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешними угрозами, представляющими  наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:

· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);

· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.

К внутренним угрозам, которые  будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:

· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;

· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых  информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:

· противоправные сбор и использование информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

· утечка информации по техническим каналам;

· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

Основными направлениями  совершенствования системы обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации являются:

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

Информация о работе Информационная безопасность