Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых задач формирования информационного общества. Её решение предполагает обеспечение информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной инфраструктуры, чему посвящена отдельная подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (скорректированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г.
№ 2161-р).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Информационная безопасность Российской Федерации
2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
3. Безопасность сети: то, что должен знать каждый
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

информационная безопасность.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  типовых механизмов управления доступом к сети:

  • пользовательские учетные записи и пароли;
  • физические идентификаторы;
  • защита ресурсов.

Во многих операционных системах важной частью этой схемы  является концепция владения ресурсами. Например, в OpenVMS и Windows 2000/Server 2003 отслеживаются  пользователи, создающие ресурсы (такие как файлы). Владельцы таких ресурсов имеют право изменять режим защиты файла и предоставлять другим пользователям полномочия, необходимые для работы с этим файлом. То же самое, хотя и в меньшей степени, можно сказать об операционных системах Unix/Linux.7

Идентификация пользователей

Если в сети не хранятся сверхсекретные данные, то для доступа  к ресурсам обычно достаточно логина и пароля. Управление такими системами  обычно не представляет сложностей. В Windows 2000/XP и Server 2003 можно создавать обособленные защищенные зоны управления - домены. Сетевой администратор может предоставить пользователям домена права доступа к ресурсам любого компьютера, будь то сервер или рабочая станция. Кроме того, при сотрудничестве администраторов между доменами могут быть установлены доверительные отношения, в результате чего пользователи получат доступ к сетевым ресурсам другого домена по той же учетной записи и паролю. В Windows 2000 и более поздних версиях для разграничения доступа к важным ресурсам могут применяться групповые политики.

В Novell NetWare для этого  применяется служба Novel Directory Services, которая  предоставляет пользователю регистрационное  сетевое имя. Каждый пользователь представляется в каталоге объектом User, в свойствах  которого содержится информация о его паролях и соединениях.

В операционных системах Unix концепция домена отсутствует. Вместо этого каждый хост Unix содержит файл паролей, где хранится информация о  каждом пользователе, включая шифрованный  пароль. Для доступа к ресурсам других сетевых хостов пользователь Unix должен либо зарегистрироваться на этом компьютере, либо использовать прокси. Утилиты TCP/IP, такие как FTP и Telnet, часто пересылают пароли пользователей по сети открытым текстом и поэтому являются легкой добычей для хакера.

В Unix для выполнения обычных  сетевых операций, таких как копирование  или печать файлов, или регистрация  на удаленной системе, используются утилиты удаленной работы, обычно называемые r-командами (их имена начинаются буквой r). Такие утилиты очень полезны в сетевой среде, где один пользователь работает на нескольких компьютерах, но часто вызывают проблемы с безопасностью: ведь для выполнения команды на удаленном хосте пользователю достаточно иметь действительную для этого хоста учетную запись.

Вместо пароля право  доступа определяется записью в  файле /etc/hosts.equiv или.rhosts. Удаленный компьютер  доверяет компьютеру, на котором пользователь выполняет r-команду, если находит в  одном из этих файлов соответствующую  запись. Каждая запись файла /etc/hosts.equiv содержит имя хоста и имя пользователя и позволяет идентифицировать пользователей и хосты, которым разрешено выполнять соответствующие команды. Поэтому ввода пароля не требуется. Считается, если пользователь зарегистрировался на удаленном хосте, то он уже прошел аутентификацию. Файл.rhosts работает подобным образом, но находится в домашнем каталоге пользователя. Удаленные пользователи, указанные в этом файле, могут выполнять действия на основании своих учетных записей.

Несмотря на то, что  в большинстве операционных систем Unix и Linux сохранились базовые r-команды, теперь у них появилась альтернатива - утилиты защитной оболочки (Secure Shell, SSH), обеспечивающие передачу данных подобно r-командам, но с аутентификацией и шифрованием.

Системные демоны и службы

Фоновые процессы, выполняющие  различные функции на серверах Windows, называются службами. В операционных системах Unix также есть аналогичные  фоновые процессы, называемые демонами. И те, и другие процессы являются фоновыми - не требуют взаимодействия с клавиатурой и выполняются на компьютере, ожидающем запуска некоторой функции. Иногда они могут стать причиной нарушения системы защиты.

Следует ознакомиться с  фоновыми процессами, выполняемыми на всех серверах сети, и отключить  лишние. Например, в системах Unix есть много фоновых демонов, связанных с набором протоколов TCP/IP. На одних компьютерах они, нужны, на других же используются, в лучшем случае, только некоторые из них. Ниже перечислены некоторые демоны, которые нередко можно отключить.

Службы TCP/IP, которые  иногда можно отключить

  • uucp - копирование с одного компьютера Unix на другой
  • finger - получение информации о пользователях
  • tftp - простейший протокол передачи файлов (Trivial File Transfer Protocol)
  • talk - возможность обмена данными по сети между пользователями
  • bootp - предоставление клиентам информации о сети
  • systat - получение информации о системе
  • netstat - получение информации о сети, такой как текущие соединения
  • rusersd - получение информации о пользователях, зарегистрированных в данный момент
  • rexd - удаление работающей утилиты

Например, служба tftp является упрощенным вариантом FTP. Она компактна  и обычно легко реализуется в  виде перепрограммируемого ПЗУ. Поэтому  эта служба полезна в некоторых  устройствах, требующих загрузки операционной системы с хоста. Однако следует учесть, что, в отличие от FTP, служба tftp не имеет доступа к механизмам управления и, таким образом, имя пользователя и пароль для нее неприменимы. А поскольку аутентификации нет, то отсутствие правильной настройки - например, разрешения использования только в определенных целях - может привести к серьезным нарушениям системы защиты.

На серверах Windows есть две утилиты из состава Resource Kit, которые  позволяют установить и запустить  в режиме службы практически любую программу или пакетный файл. Это INSTRV.EXE, которая применяется для установки исполняемых программ, и SRVANY.EXE, которую можно использовать для превращения в службу других файлов. На сервере, где часто регистрируется несколько пользователей, можно внести в план регулярного обслуживания просмотр работающих служб и отключение или удаление тех из них, которые не были установлены при исходной установке операционной системы или не поставляются с продуктами, установленными на данном компьютере. Для этого нужно регулярно проводить инвентаризацию всего, что работает на каждом сервере. Информация, полученная в результате такой инвентаризации, может использоваться и в других целях - например, при переустановке сервера после аварии (см. инвентаризация).

Образец политики корпоративной безопасности

Цель: гарантировать использование  по назначению компьютеров и телекоммуникационных ресурсов Компании ее сотрудниками, независимыми подрядчиками и другими пользователями. Все пользователи компьютеров обязаны  использовать компьютерные ресурсы квалифицированно, эффективно, придерживаясь норм этики и соблюдая законы.

Следующая политика, ее правила  и условия касаются всех пользователей  компьютерных и телекоммуникационных ресурсов и служб компании, где  бы эти пользователи ни находились. Нарушения этой политики влечет за собой дисциплинарные воздействия, вплоть до увольнения и/или возбуждения уголовного дела.

Данная политика может  периодически изменяться и пересматриваться по мере необходимости.

  • Руководство компании имеет право, но не обязано проверять любой или все аспекты компьютерной системы, в том числе электронную почту, с целью гарантировать соблюдение данной политики. Компьютеры и бюджеты предоставляются сотрудникам Компании с целью помочь им более эффективно выполнять свою работу.
  • Компьютерная и телекоммуникационная системы принадлежат Компании и могут использоваться только в рабочих целях. Сотрудники Компании не должны рассчитывать на конфиденциальность информации, которую они создают, посылают или получают с помощью принадлежащих Компании компьютеров и телекоммуникационных ресурсов.
  • Пользователям компьютеров следует руководствоваться перечисленными ниже мерами предосторожности в отношении всех компьютерных и телекоммуникационных ресурсов и служб. Компьютерные и телекоммуникационные ресурсы и службы включают в себя (но не ограничиваются) следующее: хост-компьютеры, серверы файлов, рабочие станции, автономные компьютеры, мобильные компьютеры, программное обеспечение, а также внутренние и внешние сети связи (интернет, коммерческие интерактивные службы и системы электронной почты), к которым прямо или косвенно обращаются компьютерные устройства Компании.
  • Пользователи должны соблюдать условия всех программных лицензий, авторское право и законы, касающиеся интеллектуальной собственности.
  • Неверные, навязчивые, непристойные, клеветнические, оскорбительные, угрожающие или противозаконные материалы запрещается пересылать по электронной почте или с помощью других средств электронной связи, а также отображать и хранить их на компьютерах Компании. Пользователи, заметившие или получившие подобные материалы, должны сразу сообщить об этом инциденте своему руководителю.
  • Все, что создано на компьютере, в том числе сообщения электронной почты и другие электронные документы, может быть проанализировано руководством Компании.
  • Пользователям не разрешается устанавливать на компьютерах и в сети Компании программное обеспечение без разрешения системного администратора.
  • Пользователи не должны пересылать электронную почту другим лицам и организациям без разрешения отправителя.
  • Электронная почта от юриста Компании или представляющего ее адвоката должна содержать в колонтитуле каждой страницы сообщение: "Защищено адвокатским правом/без разрешения не пересылать".
  • Пользователям запрещается изменять и копировать файлы, принадлежащие другим пользователям, без разрешения владельцев файлов.
  • Запрещается использование без предварительного письменного разрешения компьютерных и телекоммуникационных ресурсов и служб Компании для передачи или хранения коммерческих либо личных объявлений, ходатайств, рекламных материалов, а также разрушительных программ (вирусов и/или самовоспроизводящегося кода), политических материалов и любой другой информации, на работу с которой у пользователя нет полномочий или предназначенной для личного использования.
  • Пользователь несет ответственность за сохранность своих паролей для входа в систему. Запрещается распечатывать, хранить в сети или передавать другим лицам индивидуальные пароли. Пользователи несут ответственность за все транзакции, которые кто-либо совершит с помощью их пароля.
  • Возможность входа в другие компьютерные системы через сеть не дает пользователям права на подключение к этим системам и на использование их без специального разрешения операторов этих систем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях любая деятельность сопряжена с оперированием большими объемами информации, которое производится широким кругом лиц. Защита данных от несанкционированного доступа является одной из приоритетных задач при проектировании любой информационной системы. Следствием возросшего в последнее время значения информации стали высокие требования к конфиденциальности данных. Системы управления базами данных, в особенности реляционные СУБД, стали доминирующим инструментом в этой области. Обеспечение информационной безопасности СУБД приобретает решающее значение при выборе конкретного средства обеспечения необходимого уровня безопасности организации в целом.

Для СУБД важны три основных аспекта  информационной безопасности - конфиденциальность, целостность и доступность. Темой настоящей статьи является первый из них - средства защиты от несанкционированного доступа к информации. Общая идея защиты базы данных состоит в следовании рекомендациям, сформулированным для класса безопасности C2 в «Критериях оценки надежных компьютерных систем».

Политика безопасности определяется администратором данных. Однако решения  защиты данных не должны быть ограничены только рамками СУБД. Абсолютная защита данных практически не реализуема, поэтому обычно довольствуются относительной защитой информации - гарантированно защищают ее на тот период времени, пока несанкционированный доступ к ней влечет какие-либо последствия. Разграничение доступа к данным также описывается в базе данных посредством ограничений, и информация об этом хранится в ее системном каталоге. Иногда дополнительная информация может быть запрошена из операционных систем, в окружении которых работают сервер баз данных и клиент, обращающийся к серверу баз данных.

 

 

СПИСОК  ЛЕТЕРАТУРЫ

 

Интернет источник, Научная библиотека избранных естественно-научных изданий научная-библиотека.рф. Код доступа: sernam.ru

Интернет источник, Микросвязь россии. Код достура: minsvyaz ru

Елена Полонская, Издательский Дом "КОМИЗДАТ"

Интернет источник, Безопасность сети:то, что должен знать каждый. Код доступа: citforum.ru

Интернет источник, Российская газета. Код доступа: rg.ru


Информация о работе Информационная безопасность