Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа
Тема моей контрольной работы: «Источники права и судопроизводства в Древнем Риме». Эта тема, на мой взгляд, всегда будет актуальна т.к. существуют различные проблемы и противоречия в юридическом правосудии. Целью моей работы является описание и изучение источников права и судопроизводства в Древнем Риме. Дать объективную оценку деятельности римской юриспруденции и рассмотреть, как она повлияла на развитие современного правосудия.
Введение 3
1. Источники римского права 4
2. Судопроизводство в Древнем Риме 14
3. Преступления и наказания 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации
Петрозаводский
Кольский филиал
Кафедра юриспруденции
Дисциплина «История государства и права
зарубежных стран»
Источники права и судопроизводства в Древнем Риме
Контрольная работа
студента 2 курса (гр.2004\3,5 г.о.)
заочная форма обучения
гуманитарного факультета
специальность 030501 – Юриспруденция
Девятуха Виктории
Викторовны
Преподаватель:
старший преподаватель
Голубева Г.П.
Апатиты
2005
1. Источники римского права
2. Судопроизводство в
Древнем Риме
3. Преступления и наказания
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Тема моей контрольной работы: «Источники права и судопроизводства в Древнем Риме». Эта тема, на мой взгляд, всегда будет актуальна т.к. существуют различные проблемы и противоречия в юридическом правосудии. Целью моей работы является описание и изучение источников права и судопроизводства в Древнем Риме. Дать объективную оценку деятельности римской юриспруденции и рассмотреть, как она повлияла на развитие современного правосудия.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются литературные издания таких писателей, как: Новицкий И.Б. Римское право. Москва, 1996 год; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996 год; Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону. 1994 год; История политических и правовых учений. Москва, 1996 год.
1. Источники римского права
Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования; право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, а также право божественное.
Право цивильное (квиритское) исторически развивалось как право римлян и включало древнее римское право, положения преторского права (с IV в. до н.э.), а впоследствии стало означать всю совокупность юридических норм и принципов в данном государстве, зафиксированных в законах и обычаях этого государства. Такое право противополагалось общенародному праву и естественному праву, общему всем людям.
Преторское право было частью магистратского нормотворчества, фиксируемого также в постановлениях курульных эдилов, следящих за порядком на рынке, правителей провинций и др. Это было право с высоким рангом обязывающей силы. Дело в том, что претор являлся высшим должностным лицом, следующим по рангу за консулом, но ему не подчинявшимся в силу общей традиции не вмешиваться в дела друг друга без важного на то основания и соответствующего полномочия. Он обладал правом империума, созывал народные собрания, представлял законопроекты, издавал ежегодные эдикты (публично-правовые установления, включавшие также нормы частного права) и давал юридические разъяснения, имевшие обязательную силу. Эдикты претора перегринов (с 242 г. до н.э.) составлялись с большой свободой усмотрения в выборе юридических конструкций. Претор мог в своих формулировках правовых требований ссылаться на справедливость, «естественный разум» и «право народов».
Важным источником права был закон, оформляемый постановлением народного собрания. «Закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает», - разъяснял некоторые из его важных общественно полезных функций юрист Модестин. Закон отличался от обычая тем, что имел четкую, письменно фиксированную форму, тогда как обычай можно считать неписаным законом. Некоторые из устойчивых и неизменных обычаев и правовых принципов именовались своеобразными законами. Так, принцип талиона (равновозмездности, равного воздаяния за содеянное) так и назвали - «закон талиона», а право сильного именовалось «законом в руке».
В древности закон
представлял собой решение
Принятые таким образом законы именовались испрошенными в отличие от законов, принятых по делегации военачальниками в завоеванных ими провинция. Каждый закон имел три рода формулировок: надпись, которая сообщала имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, сделавшие необходимым принятие закона; содержание закона; санкцию, представляющую собой конкретную гарантию соблюдения (мера ответственности, наказания и т.д.).
К числу источников права относились также сенатусконсульты - постановления сената во исполнение законов, либо постановления, содержавшие общие принципиальные положения для какой-то области регулирования, либо, как это стало практиковаться в период империи, оформление законодательных предложений императора. Особую разновидность источников права составили толкования знатоков права, они именовались словом ответы либо термином юриспруденция.
Обычное право действовало тогда, когда не было ни закона, ни четко определенного права участников правового общения. Со временем обычай стал вытесняться законом, но и в этом случае сила и авторитет его не подвергались сомнению.
Указы императора имели несколько разновидностей: конституции, декреты, мандаты и рескрипты. Решения собрания плебеев именовались плебисцита и имели силу закона. В эпоху империи был издан ряд указов для облегчения пользования в суде обширным литературным материалом. В 426 г. издается закон Феодосия II и Валентиниана III о цитировании. Этот закон придал обязательную юридическую силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Он ввел также принцип большинства в чисто научное дело толкования (при равенстве голосов решает мнение Папиниана) и придал особую силу сентенциями Павла.
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды гражданина - юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина. В особенности судейские.
Законы XII таблиц были, в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.
Примечательной чертой Законов ХП таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манципация (рука). Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали пять свидетелей и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал ряба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре), кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась - общее поле. Коллективным были на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания - нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.
Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею. Фактическое распоряжение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте.
Все другие вещи - пусть даже очень дорогие – переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них; «вещи, не нуждающиеся в манципации».
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме «кабала». По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: «Пусть разрубят должника на части». Не следует думать, впрочем, что подобные дикости были распространенным явлением. Чаще всего применялась продажа в рабство.
Признавалось вместе с тем, что
по выплате долга гражданин
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответственность должника ограничивается его имуществом.
Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.
Имущественная правоспособность
наступала для римского гражданина
нередко много позже
Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным.
Информация о работе Источники права и судопроизводства в Древнем Риме