Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:28, контрольная работа
В настоящее время решение проблем по предотвращению угроз национальной безопасности страны является предметом постоянной заботы, потребностью государства и результатом деятельности на границе органов и войск пограничной службы России.
В условиях реформирования системы Пограничной службы, разработки новых и совершенствования применяемых форм и методов служебной деятельности обращение к историческому опыту имеет практическое значение. Без научного анализа прошлого нельзя полностью раскрыть прогностический аспект.
Введение 3
1 Формирование территории и пограничная политика Российского государства в 1827-1893 гг. 5
2 История охраны границ Пограничного управления по Алтайскому краю 25
Заключение 30
Список литературы 31
В 60-е гг. происходит заметный подъем русско-американских отношений. В апреле 1861 г. в США вспыхнула гражданская война между Севером и Югом. Правительство России склонялось к поддержке северян. Это объяснялось рядом причин, главной из которых было сходство взглядов России и Соединенных Штатов на политику Англии. Американское правительство видело в России противовес действиям Англии и Франции на Американском континенте.
Летом 1863 г. к берегам США были направлены две военные эскадры. Одна из них под командованием контрадмирала А.А. Попова через Тихий океан достигла Сан-Франциско, другая, под командованием контр-адмирала С.С. Лисовского, бросила якорь у восточного побережья Соединенных Штатов.
Рассчитывая на союзнические отношения с США после окончания войны, царское правительство пошло на переговоры о продаже российских владений в Америке. Российская сторона ожидала, что укрепление США на Тихом океане создаст сильный противовес Англии. Кроме того, в обстановке экономической экспансии США на Американском континенте продажа владений России должна была снять возможные территориальные противоречия между странами в будущем. Договор о продаже Русской Америки (Аляска) был подписан 18 марта 1867 г. Территория площадью в 1,5 млн. квадратных километров была продана за незначительную сумму — 11 млн. руб.
В целом дальневосточная политика царизма на протяжении 60-80-х гг. XIX в. не отличалась высокой активностью. Правительство выделяло весьма ограниченные средства для стимулирования экономического освоения Дальнего Востока.
Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.
После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.
К началу 80-х
гг. Германия оставалась для России
важнейшим рынком сельскохозяйственной
продукции, и поэтому экономические
интересы помещиков требовали
В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.
Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности, и т.д.6
К концу 80-х гг.
противоречия России с Австро-Венгрией
и Германией стали более
Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.
Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.
Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией. Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.
Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.
Строительство
российской государственности не мыслилось
без совершенствования вооружен
В рассматриваемый исторический период (1827 - 1893 гг.) охрану границы Российской империи осуществляла не только пограничная стража, ставшая основой для создания Отдельного корпуса пограничной стражи, но и формирования линейных и казачьих войск. Причем, линейные пограничные формирования (батальоны) и казачьи войска организационно входили в состав Военного Министерства, таможенная пограничная стража (с 1832 года - пограничная стража) подчинялась Департаменту Внешней Торговли (с 1856 года Департаменту Таможенных Сборов) в составе Министерства Финансов. В диссертационном исследовании, при рассмотрении вопросов обучения и воспитания воинских чинов формирований (пограничная стража, линейные батальоны, казачьи войска), охранявших границу России, автор использует термин «пограничная охрана». Термин «пограничная охрана», в контексте обозначения войсковых структур, охранявших границу, уже был введен в научный оборот и, по мнению автора, имеет право на использование в научных трудах. 7
Части и подразделения пограничной охраны, в рассматриваемый исторический период, несли службу в сложных экономических, военных и политических условиях. Постоянное расширение границ Российской империи требовало, чтобы пограничная охрана, вместе, с собственно, охранными функциями, брала на себя задачи защиты целостности территории России, ее экономических и по
Наиболее значимые изменения произошли в одном из компонентов, охранявших границу в исследуемый период - пограничной страже. Анализ источников, проведенный в ходе исследования, показал, что развитие пограничной стражи шло по нескольким направлениям. В первую очередь, расширялась и совершенствовалась организационная структура пограничной стражи, которая принимала под охрану все новые и новые участки границы. Развитие организационно-штатной структуры, увеличение численности пограничной стражи и повышение ее значимости в формировавшейся системе охраны границы империи, послужили причиной создания органов управления частями стражи.
Наличие штабных, управленческих органов в пограничной страже предъявляло более высокие требования к уровню подготовки офицерских кадров. Во-вторых, система комплектования пограничной стражи получила дальнейшее качественное развитие: комплектование нижними чинами стражи в исследуемый период прошло путь от набора вольнонаемных стражников и объездчиков, а также нижних чинов действительной службы в частях регулярной армии, с 1861 года осуществлялся целенаправленный (прямой) набор рекрут в части и подразделения стражи, с 1874 года комплектование пограничной стражи нижними чинами начинает осуществляться на основании положения о всеобщей воинской повинности.
Кадровая политика в отношении офицерских чинов стражи также претерпевает позитивные изменения: на командные должности в частях и подразделениях стражи, вместо гражданских чиновников, назначаются только офицеры, начинает формироваться система отбора по замещению вакантных должностей офицеров пограничной стражи. В-третьих, формировалась нормативно-правовая база функционирования стражи. Работа законодательных органов страны в этом направлении шла довольно медленно, но год за годом все полнее охватывала различные стороны служебной деятельности пограничной стражи.
Толчком к активизации и расширению этой работы, в сфере деятельности руководства государства, послужили экономические, политические и военные реформы в 60-70 годы XIX века. В-четвертых, личный состав стражи приобретал боевой опыт, принимая участие в военных кампаниях 20-70-х годов XIX века. Мужество и высокие боевые навыки, проявленные в ходе этих кампаний, получили положительную оценку со стороны царствующего дома Романовых, руководства Военного ведомства и Министерства Финансов. Пограничная стража становится реальной вооруженной силой, учитываемой в мобилизационных планах Военного ведомства Российской империи с 1882 года. В-пятых, увеличение численности пограничной стражи, повышение ее значимости в защите экономических, политических и военных интересов Российской империи усиливало значение профессиональной подготовки чинов стражи, а также заставляло государственные органы и руководство пограничной стражи решать вопросы финансового обеспечения и улучшения условий службы чинов стражи.
Выделено два периода функционирования систем подготовки офицеров и нижних чинов пограничной охраны и наполнения их содержания. Первый период: 1827 год - начало реформ (первая половина 60-х гг. XIX в.) в политической, общественной, экономической и военной сферах деятельности Российской империи. 8
В данный период подготовка офицеров пограничной охраны осуществлялась: в кадетских корпусах, Дворянском полку, Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, юнкерских школах, Главном артиллерийском и Главном инженерном училищах, высших гражданских заведениях инженерно-технического профиля. Более половины, от общего количества офицеров, получали военное образование в кадетских корпусах. Таким образом, кадетские корпуса являлись в первом периоде, в рамках диссертационного исследования, основными учебными заведениями Российской империи по подготовке офицерских кадров пограничной охраны.
Высшее военное
образование офицеры
Второй период: вторая половина 60-х гг. XIX в. - 1893 г. (формирование специальной пограничной службы на военных началах - Отдельного корпуса пограничной стражи). В данный период подготовка офицеров пограничной охраны осуществлялась: по программе полного общего образования - в Пажеском и Финляндском кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах, военных гимназиях (с 1882 года - кадетские корпуса); по программе неполного общего образования: в военных прогимназиях, технических, топографических, оружейных и фельдшерских школах. Получение высшего военного образования предусматривалось в военных академиях.
В этот период, положительной, с точки зрения специальной выучки будущих офицеров пограничной охраны, можно считать тенденцию к значительному расширению и детализации тематики, охватывавшей разделы, раскрывавшие основы разведывательной службы и сторожевого охранения. Освоение офицерами пограничной охраны указанных разделов тактики, не только в теоретическом плане, но и практически на местности, помогало решать три важные задачи: сообщать объем знаний и навыков, достаточный для овладения офицерами основными способами организации и осуществления войсковой охраны границы; развивать у них целый ряд профессиональных качеств, необходимых пограничнику (наблюдательность, смекалку, осторожность, умение ориентироваться и маскироваться на местности и т.д.); формировать методические навыки для обучения нижних чинов службе на границе.
2 История
охраны границ Пограничного
Место прохождения службы - Пограничное управление по Алтайскому краю, приграничная зона г. Славгород, граница с Казахстаном.
Алтайский край образован 28 сентября 1937 года. На его долю приходится 1,2% территории Российской федерации (вместе с Республикой Алтай), но этот процент составляет огромную площадь, равную 261,7 тыс. кв. км. На алтайской земле могли бы разместиться многие государства мира. Среди краев он занимает третье место, после Красноярского и Хабаровского.
Протяженность территории края значительна: с запада на восток, между крайними точками, она составляет 850 км, а с севера на юг — 950 км.
Алтай граничит на юго-востоке с Монголией и Китаем, на западе и юге — с Казахстаном, на севере — с Новосибирской и Кемеровской областями, на востоке — с Тувинской АО и Хакасской АО Красноярского края. Центр Алтайского края — город Барнаул, центр Республики Алтай город Горно-Алтайск (площадь 92,6 тыс. кв. км).
Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХVII века. Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников джунгар были сооружены Белоярская (1717 г.) и Бикатунская (1718 г.) крепости.