История пожарной охраны Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

В первые столетия своего существования Москва 13 раз выгорала до тла. Начало организации профессиональной пожарной охраны в Москве положил указ царя Александра 1 от 31 мая 1804 года «Об организации в Москве профессиональной пожарной команды и комплектование ее из рекрутов неспособных к несению службы в армии». В 1823 году были разработаны и утверждены штаты Московской пожарной охраны.

Файлы: 1 файл

История пожарной охраны.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Есть очень хорошее высказывание у Гиляровского: «Каждый пожарный герой - всю жизнь на войне и каждую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1972 г. на берегу Ишима была основана Петропавловская крепость. Все постройки на территории крепости били деревянные. Ни пожарной охраны, ни средств пожаротушения не было. Источником водоснабжения являлась река Ишим. В 1804 г. началось строительство города. Вначале это нижний форштадт, т.е Петропавловское подгорье, затем, с середины 19 века появляется верхний форштадт, на возвышенной части.

Первое известное упоминание о пожарной охране в Казахстане связано с г. Петропавловск и датируется 1858 г. Оно содержится в журнале заседания Тобольского губернаторского совета. Всю пожарную технику в то время составляли ручные насосы, бочки на конном ходу, багры, топоры. Службу несли добровольцы из числа местных жителей. Желая как то усилить борьбу с пожарами, в городской местности население объединялось в специальные общества, которые существовали на добровольные взносы и пожертвования. Пожарные часто занимались не своим делом. Они чистили и убирали улицы, зажигали уличные фонари, ловили бродяжных собак, усмиряли пьяных в полицейских участках, делали то, что необходимо было полиции и совершенно не занимались обучением пожарному делу. И по существу были лишены тех преимуществ, которыми пользовались другие службы. Техническая оснащенность пожарной команды была долгие годы очень слабой, отсутствовал водопровод, а там, где он даже и был, все равно не мог обеспечить нужды пожаротушения.  А пожары случались часто и приносили огромную беду жителям. Иногда огонь уничтожал по 45 домов сразу.  Более мелкие пожары считались явлением обычным.

Население расплачивалось за беспорядочную застройку, деревянные дома, узкие кривые улочки, бездорожье, а главным образом за отсутствие надежных средств борьбы с пожарами. И, конечно же, добровольные пожарные формирования, организованные практически во всех крупных городах республики, не могли играть заметной роли в борьбе с пожарами [1, 6-8].

В Петропавловске городская пожарная команда была создана в 1918 г. Она размещалась в одноэтажном рубленом здании на территории 3-го строительного квартала по ул. Пролетарской, между улицами Пушкина и Советской, где ныне находится дом, принадлежащий АО ПЗТМ. В состав пожарного городка входили депо, конюшни, кузница. В связи с тем, что телефонизация города отставала от темпов его роста. Пожарным по – прежнему приходилось выставлять вышковых наблюдателей. Они просуществовали примерно до 1938 г., т. е. до ввода встрой ГПС на 800 номеров.

Первая вышковая была расположена над зданием связи на пересечении улиц Пушкина  и Пролетарской, рядом с пожарным депо. Но в связи с ее маленькой высотой этот пост был перенесен на Вознесенский собор. Другой пост размещался на водонапорной башне. Вышковые наблюдатели имели с пожарной командой телефонную связь. Для определения места возникновения пожара город был разделен на четыре сектора, вышковой замечал пожар, он показывал направление путем вывешивания шара на вышке, сообщал по телефону в команду и подавал тревогу сиреной для всего города. Дело в том, что в тушении возникающих пожаров принимало участие и добровольное пожарное общество, которое было организовано в 1927 г. и размещалось в здании по ул. Карагандинской №68. Общество выполняло функции подводки воды к месту пожара. Но кроме этого оно за определенную плату обеспечивало население водой. Общество имело своих печников, которые занимались только чисткой дымоходов, имели кузнецу, выполнялись мелкие заказы населения. Вырученные деньги шли в бюджет.

Первая насосная станция была построена под горой в 1903 г., принадлежала городской управе, ее производительность составляла 12 -14 тыс. куб. метров воды в сутки. Протяженность всех магистралей водопроводных линий диаметром 4 – 6 составляла сто двадцать четыре км. На них было установлено 250 гидрантов. Судя по цифрам расстояние между гидрантами было не менее 500 м. Насос мог при восьми качальщиках подать воду максимум на 100 м. О подъездных путях к гидрантам можно сказать следующее: протяженность улиц составляла примерно 170 -180 м. Улицы были грязные. Только два участка общей протяженностью 9,5 км были мощными (ул. Ленина и Интернациональная). Население пользовалось мостками, проложенными по обочинам улиц, и то, лишь в центре города. Воду брали из немногочисленных колонок, всего их было 368 шт. В этом же году была возведена водонапорная башня. Она существует и до сих пор и находится в центре города.  Емкость бака башни составляла 80 куб. м.

Чугунка пришла в Петропавловск в 1897 г., а в 1905 г. железная дорога ввела в строй собственный водопровод. В 1957 г. были введены в строй насосные станции 1-  ого и 2 – ого подъемов и очистными сооружениями в районе Кировского моста. Проложены новые магистральные линии. Общая мощность всех насосных станций позволяла подавать городу ежесуточно 50 – 60 тыс. куб. м. воды. И все - таки воды в городе не хватало. В летние жаркие дни давление в сетях понижалось на столько, что вода в некоторых жилых районах поднималась  не выше второго этажа. Старые водопроводные сети часто выходили из строя и жители на несколько суток оставались без воды. Потому пожарным необходимо было иметь мощные автоцистерны.

В 1932 г. пожарная команда  перешла в другое здание и получила прописку по адресу: Советская 98 а. Здание одноэтажное, кирпичное с печным отоплением, с двухъярусными чугунными печами, которые давали тепло только тогда когда их топили, а топили круглосуточно и все равно было прохладно. Начиная с 1932 г. на вооружение пожарной команды появляются пожарные автомобили. Первым поступил на вооружение пожарный автонасос с коловоротным двигателем марки АМО-Ф-15. Позднее появился  автонасос ПМ Г-1. Этой техники было крайне недостаточно, поэтому приходилось разыскивать старенькие машины и переоборудовать их под автоцистерны.

В 1936 г. на вооружении пожарной команды состояли ГАЗ А – 1, ГАЗ – Ааи ЗИС – 5. Все машины были открытого типа, бойцы в них размещались по обе стороны на деревянных скамейках, закреплялись брезентовыми ремнями. А когда приезжали на пожар, то не могли пошевелить ни руками ни ногами. В весенний период , когда наступала распутица, машины ставили на прикол, потому что проехать по городу они не могли. Для того, чтобы найти какой – то выход городские власти принимали специальные решения, согласно которым всем предприятиям вменялось в обязанность выделять и держать в постоянной готовности конно – бочечные хода для тушения возникающих пожаров [2, 97-99].

По архивным данным 13 апреля 1939 г. было принято Постановление Президиума Петропавловского Горсовета. В нем говорилось, что под личную ответственность руководителей предприятий необходимо подготовить по три конно – бочечных хода для подвоза воды и содержать их в боевой готовности.

Годом раньше в 1938 г. – 28 марта было принято решение об усилении противопожарной защиты города, назначались ответственные за противопожарное состояние городских предприятий, назначались ответственные за противопожарное состояние городских предприятий, назначались дежурные при пожарных обозах; о строительстве водоисточников,  о полной очистке города, площадей, чердачных помещений тоже говорилось в Постановлении. Запрещалось содержать в неисправном состоянии печные отопления и освещения, загромождать чердачные помещения, лестничные клетки, коридоры различным хламом. В каждом доме разрешалось держать не более 10 л. Керосина и 1 л. Бензина. Кроме того, организациям, учреждениям, рабочим клубам, театрам вместимостью  200 мест и более вменялось в обязанность иметь специальную пожарную охрану с установленным круглосуточным дежурством  из расчета 1 пожарный на 100 мест. В эти годы начальником городской пожарной команды был Григорьев, которого в последние годы заменил Лукьянов.

В апреле 1938 г. Президиум Петропавловского Горсовета принимает решение о создании каланчи на вышке бывшей татарской мечети и строительстве 4 пожарных водоемов на окраине города каждый емкостью по 60 кубометров. Кроме того власти принимают решение об улучшении быта работников пожарной охраны. За счет средств местного бюджета производилось страхование жизни пожарных. Распоряжением начальника жил.управления №100 от 10 марта 1938 г. по договору на условиях бесплатного пользования сроком до конца года передается 2 – х этажный дом по третьему строительному кварталу ( угол улиц Пролетарской и Советской). Этот дом существует до сих пор. Все надворные также перешли введение пожарной охраны.

В 1930 г. стало возможным перевести всю пожарную охрану на трех сменное дежурство, вместо круглосуточного. В начале 30-х годов  на вооружение пожарных частей поступают мотоциклы Л-300, с встроенным моторным насосом мощностью 700 литров воды в минуту (располагался в коляске). Скорость мотоцикла с полной нагрузкой достигала 60 километров в час. Экипаж состоял из трех человек. В последующей истории мотоцикл использовался в основном для перевозки сотрудников пожарной охраны. Особенно в сельской местности.

9 июня 1939 г. Президиум Петропавловского  Горсовета принимает Постановление  об организации дополнительной  пожарной части. В нем указывалось, что существующая пожарная часть  с ее вооружением не обеспечивает  промышленность города, а так  же жилых построек в виду  обширного масштаба города, а  потому необходимо организовать  вторую пожарную часть, разбив  город на два района обслуживания. Просить обл. исполком ходатайствовать  перед СНК о строительстве  в г. Петропавловске центральной пожарной части, а также для утверждения штата пожарной части с вооружением по представленному проекту.

В 1940 г. создается ГПЧ – 2, общая численность ГПО стала составлять 127 человек. К этому времени в городе имелись малочисленные пожарные команды с плохим вооружением. На вооружении в ГПО были в ГПК 1 – а/м и 3 а/у. В ГПК – 2 1 а/м и 1 а/у. На элеваторе была 1 мотопомпана мясокомбинате 1 а/м и на железной дороге пожарный поезд.

В апреле 1935 г. было принято постановление СНК по регулированию указанных взаимодействий. В октябре этого же года ГУПО разъяснило, что в оперативном отношении все команды подчиняются ГПО НКВД, поэтому на территории города руководство тушения возлагается на начальника ГПО или заместителя.  На заседании Президиума Петропавловского городского Совета, заслушивались руководители предприятий и намечались соответствующие действия. Так в марте 1939 г. были заслушаны руководители элеватора, кожзавода, пивзавода, типографии, горпочтамта и других организаций. В эти годы уделяется внимание созданию ДПО.

В 1940 г. начальники дежурных смен стали называться начальниками караулов, а начальники автоходов – командирами отделений.

Тяжело было работать в годы Великой Отечественной войны. Специалистов было мало, личный состав во многом был из числа женщин, которым приходилось садиться за руль. Техника оставалась прежней. Улицы города были в плохом состоянии. Выезжали на пожар как правило, на пару – автонасос и цистерна [3, 215-218].

Сегодня, почти век спустя, в системе ГКЧС и МВД происходят реорганизации, государственная противопожарная  служба входит в состав ГКЧС, перемены продолжаются, Комитет  переименовывается в  Агентство по ЧС.

В 2002 году Государственная противопожарная служба приобретает статус Управления, через  три года Государственная противопожарная служба становится самостоятельной организацией – ФГУ «СП и АСР», а инспекция переходит в ДПС.

В настоящее время Государственным  Учреждением «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» укрепляется материально-техническая база, повышается квалификация и профессионализм личного состава.

 
Библиографический список

  1. Ходеев В. Музей пожарной охраны. - М.: Новости. – 2000
  2. Голубев С.Г. Пожарное дело в СССР. - М.: Стройиздат. 1986.
  3. Трачук М.П. Из истории развития пожарной охраны в России. - Львов: Изд - во Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. 1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С древнейших времен известно, что пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, уничтоживших целые города. Пожары ежегодно уносили тысячи жизней, причиняли неизмеримый материальный ущерб. До начала девятнадцатого века Тверь подвергалась испытанию огнем 17 раз. Самым страшным для Твери стал пожар 1763 года. Тогда за неполных 4 часа огненный вихрь практически уничтожил город, сгорело 852 дома, соляные амбары, Гостиный двор и много церквей. Полностью сгорели деревянные постройки в 1392 году города Кашин, а в 1774 году города Ржев.

С укрупнением городов, развитием и концентрацией средств производства увеличились убытки от пожаров. Все острее становилась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предотвращение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к выполнению правил обращения с огнем. Прошло немало времени, прежде чем люди, осознав всю бессмысленность действий по возмещению потерь, постоянно причиняемых пожарами, поначалу неумело и бессистемно взялись за организацию пожарного дела.

В продолжение многих веков борьба с огнем на Руси велась в форме ужесточения наказания виновников пожаров, привлечения населения к тушению пожаров, принятия мер предупредительного характера и даже использования воинских формирований для борьбы с пожарами.

Наиболее важные преобразования в этой области произошли в годы правления царя Алексея Михайловича Романова. В этот период на Руси были приняты «Соборное уложение» и «Наказ о градском благочинии». Ряд статей «Соборного уложения» регламентировали правила обращения с огнем, установили ответственность за поджоги и определили различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. «Наказ о градском благочинии» вышедший в апреле 1649 г., не только обобщил и развил все предшествующие законодательные акты, касающиеся вопросов организации наблюдения за противопожарным состоянием в городах и борьбы с огнем, но и заложил основы профессиональной пожарной охраны. Был создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, предоставлено объезжим право наказания жителей за нарушение правил обращения с огнем. И еще одна положительная черта Наказа – служба по борьбе с пожарами введена не только в Москве, но и в других городах.

Позднее, в царствование других представителей дома Романовых, особенно при императоре Петре 1, все эти указы пополнялись, принимались новые распоряжения, благодаря чему пожарное дело в России продолжало развиваться. Именно он основал регулярную пожарную службу в государстве Российском.

В 1802 г. в России было создано Министерство внутренних дел. Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраны было утверждение 17 марта 1853 г. «Нормальной табели составу пожарной части в городах». Согласно этому документу все города России, кроме столичных, были разделены на семь групп по числу жителей. Для каждой группы предусматривались штатный состав пожарных команд, количество пожарной техники и средства, отпускаемые для ее ремонта. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел.

До 1873 года пожарные команды комплектовались людьми из военного ведомства. Впоследствии, после введения в России всеобщей воинской повинности, в пожарные команды стали принимать гражданских лиц. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды стали содержаться за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему находилось в ведении полиции.

Информация о работе История пожарной охраны Москвы