История пожарной охраны Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

В первые столетия своего существования Москва 13 раз выгорала до тла. Начало организации профессиональной пожарной охраны в Москве положил указ царя Александра 1 от 31 мая 1804 года «Об организации в Москве профессиональной пожарной команды и комплектование ее из рекрутов неспособных к несению службы в армии». В 1823 году были разработаны и утверждены штаты Московской пожарной охраны.

Файлы: 1 файл

История пожарной охраны.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

За все время советской власти (то есть за 74 года!) о пожарных был снят всего один художественный фильм (“Тревожное воскресенье”) и написана одна художественная книга (“Большой пожар” В.Санина). Однако пожарные на это не обижались - “втянулись”. Главное, что зарплата по советским меркам была приемлемая, плюс на первый взгляд незаметные, но существенные льготы: бесплатный проезд один раз в год в любой пункт СССР и назад (самолетом или поездом - на выбор), путевки в санатории и профилактории за символическую цену, бесплатный проезд в городском общественном транспорте. Форму пожарным государство выдавало также бесплатно, а в силу ненормированного рабочего дня снимали они ее только в отпуске. Поэтому к выходу на пенсию после 25 лет службы пожарный имел пару гражданских костюмов такого же срока практически в первозданном виде, только вышедших давным-давно из моды.

“Текучка” кадров в пожарной охране была незначительной. Отсюда трудно было уволиться просто так и уйти “на гражданку”. Если человек выбрал погоны пожарного, то дорога была только на пенсию (по выслуге лет, возрасту или состоянию здоровья) или в гроб (гибель на пожаре). Могли уволить и за дискредитацию звания сотрудника органов внутренних дел, что означало гражданскую смерть пожарного. С такой “статьей” могли без проблем “взять” разве что в тюрьму.

Целый комплекс факторов к моменту распада Советского Союза фактически превратил пожарных в касту (в хорошем смысле этого слова), где дети шли по стопам родителей (часто даже девушки, поскольку и для них был свой сегмент: телефонистки, инспектора, кадровики). У них был свой печатный орган - ежемесячный журнал “Пожарное дело”, свои учебные заведения, свой завод по выпуску пожарной техники, своя профессиональная награда - медаль “За отвагу на пожаре” (в случае особых заслуг - общие ордена СССР), свой жаргон и… “пожарное мышление”, такая же объективная реальность, как мышление историческое или юридическое.

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями, пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Хотя пожарные в силу профессии постоянно рисковали жизнью, они, как и большинство граждан СССР, не задумывались о завтрашнем дне, полагая, что честная, добросовестная служба - достаточное условие нормальной жизни.

Quo vadis?

Годы после обретения независимости пролетели быстро, но кому-кому, а пожарным мало не показалось.

Произошел переход количественных изменений в качественные (второй закон диалектики). Большая страна - много пожарных, маленькая (по населению) - мало: поддерживать былой профессионализм в таких условиях труднее. К тому же прервались былые связи. В 80-х - начале 90-х гг. пожарная охрана Казахстана получала по общесоюзному бюджету около 150 различных пожарных машин в год, по республиканскому бюджету - примерно 100 автомобилей и 20-25 пожарных машин по линии различных министерств и ведомств. В общем пожарный парк республики ежегодно пополнялся минимум 270 машинами. В масштабах республики этого было недостаточно, и пожарное руководство постоянно боролось за увеличение фондов.

Хочу сообщить читателю, что разновидностей пожарных автомобилей больше десятка. Одни из них предназначены для спасения людей с высоты, другие - для перевозки воды, третьи - для подключения к системе водоснабжения и т.д. Автолестницей, например, невозможно тушить огонь, а автомобиль-насос не может эвакуировать терпящих бедствие. Сейчас пожарные вспоминают об этих временах, как о сладком сне или потерянном рае, потому что за 1992-1999 гг. было закуплено всего 56 автомобилей. Но дело даже не столько в технике. В ревущие девяностые пожарная система Казахстана потеряла людей, которых на данном этапе некем равноценно заменить.

Раньше в пожарной охране вольнонаемным хватало заработка на себя и семью. Сейчас не хватает офицерам. С приходом рынка в его казахстанском варианте пошатнулись моральные устои противопожарной службы, а потом разрушились. Когда инспектор требует взятку за предоставление справки о пожаре погорельцам - это уже конец. Мародерство на пожарах уже не является чем-то экстраординарным, особенно если горят офисы различных контор и фирм (у граждан воровать пока стесняются - инерция прошлых времен).

В 1997 г. противопожарную службу вывели из МВД и включили в состав Комитета по чрезвычайным ситуациям (КЧС). В настоящее время они в МЧС. Но принципиально ничего не меняется. К тому же тот переход стоил пожарным потери единственного полноценного учебного заведения.

При дележе советского наследства Казахстану досталось одно пожарное учебное заведение - упоминавшееся выше АПТУ. Это меньше, чем России (3 вуза и 3 ссуза с главными научными кадрами оказались на ее территории), Узбекистану (филиал высшего и одно среднее) и Украине (два средних), но больше чем Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану, Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове, Беларуси, Литве, Латвии и Эстонии вместе взятым (им не досталось ничего, что готовило бы полноценные офицерские кадры).

В 1993 г., на 20-летие, АПТУ преобразовали в Алматинское высшее техническое училище (АВТУ). На пару лет ему стали давать побольше денег, были увеличены штатная численность (особенно профессорско-преподавательский состав) и “потолки” званий на одну ступень (т.е. капитанские должности стали майорскими, майорские - подполковничьими, а должность начальника АВТУ стала генеральской). Тогдашний начальник АВТУ полковник И.Г.Фомин получил генеральские погоны из рук Президента.

Смешение пожарных и не пожарных (училище стало выпускать еще и связистов для МВД) не обходилось без казусов. Так, однажды дежурным по училищу заступил новый сотрудник (до работы в АВТУ с пожарными никаким боком не сталкивался). Глубокая ночь. Звонок в дежурную часть: “Алло! Пожарное?” - “Да.” - “Записывайте: пожар номер 2, улица …, дом …, этаж… Записали?” - “Да. Записал.” Трубку положили. Через 10 минут второй звонок: “Пожарное?!” - “Да.” - “Записали вызов: пожар номер 2, улица …, дом …, этаж?..” - “Да. Записал.” - Еще через 10 минут новый звонок: “Пожарное?!” - “Я все уже записал. Сколько можно звонить?!” - “Что записал?! Машины где?!! Горим!!!”. После этого все завертелось и машины учебной пожарной части пошли на вызов.

С 1996 г. вместе с пожарными и связистами АВТУ стало готовить инспекторов ГАИ, поскольку было единственным техническим вузом в системе МВД Казахстана. Однако настоящими хозяевами здесь продолжали оставаться только пожарные: почти все главное руководство - от них, материальная база - под них. Пожарные выступали ассимилирующим элементом. Вместе с тем курсанты разных специальностей отличались: пожарные дисциплинированнее и сильнее, связисты - умнее, “гаишники” - наглее (что поделаешь, специфика будущей работы).

Когда в 1997 г. пожарную охрану (вернее, уже противопожарную службу) вывели из состава МВД и включили в КЧС, в борьбе за АВТУ победил сильнейший - МВД. В это время первым руководителем АВТУ был милиционер - полковник Н.К.Акимбеков. Полковнику Акимбекову следует отдать должное. Он внял мольбам пожарных республики, и уже в чужом для них учебном заведении готовились небольшие группы пожарных. Это продолжалось до середины 1999 г., пока АВТУ (уже с названием АТИ - Алматинский технический институт МВД РК) не было объединено с бывшей Алматинской высшей школой милиции в Академию МВД РК.

На сегодняшний день у пожарных Казахстана нет нормального учебного заведения. Офицерские кадры готовят только на пожарном факультете Кокчетавского технического института АЧС. До 1995 г. это была одиннадцатимесячная пожарная школа переподготовки, потом пожарный филиал АВТУ. Получив новое название, данное учебное заведение не успело получить соответствующее содержание. Это дерево без корней. Материальная база очень слабая. Преподавателей-пожарных в полном смысле этого слова (с пожарным образованием) можно перечислить по пальцам двух рук (еще и лишние останутся - пальцы). Здесь нет хороших традиций и, судя по первым выпускам офицеров, вряд ли будут.

Апрельский пожар на Айтеке би, 12 в Алматы, когда женщины из горящего дома помогали пожарным соединять рукава (всплыла и масса других шокирующих моментов), лично для меня стала точкой не возврата. Даже эхо советской пожарной охраны умерло. Возможно, его еще слышно в Усть-Каменогорске (в 90-ые там многое смогли сохранить), но если это и так, то Восточный Казахстан лишь исключение, подтверждающее правило. Один золотой зуб не спасет рот прокаженного.

Вместо эпилога

Анекдот советских времен. Идет милиционер-участковый по своему району, а в песочнице мальчик играет.

- Что делаешь? - спрашивает  участковый.

- Милиционера.

- А из чего ты его  делаешь?

- Из воды, глины, песочка  и дерьма.

- Мальчик! Делай лучше  пожарного!

Милиционер сделал свои дела и возвращается мимо песочницы.

- Кого делаешь?

- Пожарного.

- А из чего?

- Из воды, глины и песочка.

- А почему дерьмо не добавляешь? - поинтересовался участковый.

- Да как только говно добавлю - сразу милиционер получается.

К сожалению, теперь и в пожарных стало больше “ингредиентов”.

 


Информация о работе История пожарной охраны Москвы