Категория возраста психологии и педагогики развития. Классификация В.И. Словодчикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, В.И. Слободчиков и др. Однако, большинство периодизаций развития акцентируют внимание исследователя или на обособленных возрастных периодах (например, детства) или на поэтапном формировании отдельных психологических функций.

Содержание работы

Проблема синтологического исследования психологического развития…………….2
Теория синтогенеза психологических систем………………………………………….3
Основы синтогенетической периодизации……………………………………………..7
Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний……………………8
Список используемой литературы……………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

нн.docx

— 35.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

‹‹БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ››

 

                                                                  Кафедра Безопасность жизнедеятельности 

 

 

 

УСРС

на тему: «Категория возраста психологии и педагогики развития. Классификация В.И. Словодчикова »

 

 

 

 

                                                                    

                                                                             Выполнила студентка ИТФ, гр. 6от

                                                                             Литвинович Е.В.

                                                                             Руководитель:

                                                                 Гурина А.Н.

 

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

 

  1. Проблема синтологического исследования психологического развития…………….2
  2. Теория синтогенеза психологических систем………………………………………….3
  3. Основы синтогенетической периодизации……………………………………………..7
  4. Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний……………………8

   Список используемой  литературы……………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема синтологического  исследования психологического  развития

Хорошо известны классификации  периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, В.И. Слободчиков  и др. Однако, большинство периодизаций развития акцентируют внимание исследователя  или на обособленных возрастных периодах (например, детства) или на поэтапном  формировании отдельных психологических  функций.

Отсутствие преемственности  в диагностике и коррекции  нервно-психических отклонений на различных  периодах жизни человека часто приводит к клиническому стереотипу оценки состояния  по принципу «здесь и сейчас» или  в рамках отдельного возрастного  периода, что значительно снижает  эффективность психологической  и социальной реабилитации. Нервно-психические  отклонения каждого периода жизни  возникают на предществующем в возрастном аспекте измененном фоне. Поэтому  особенности взрослого периода  жизни тесно взаимосвязаны с  перинатальным и ранним детством; а затем они проецируются на пожилой и старческий возраст.

При этом известно, что хороший  психолог не тот, кто обьяснит принципы проводимого исследования и коррекции, а тот, кто раскроет психологический  смысл имеющихся проблем нервно-психического развития в данный возрастной период; даст возможность осознать их индивидуальные и возрастные особенности; обсудит  возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Незнание своей собственной  жизни, неумение реализовать себя на каждом этапе развития блокируют  самоактуализацию, креативные способности, личностную и социальную идентификацию; вызывают социально-психологическую  дезадаптацию и разнообразные отклонения на различных функциональных уровнях  организации систем. Многие формы  отклонений нервно-психического развития являются поэтому вариантами дизонтогенеза; задержки, акселерации или гетерохронии развития; а в целом - формой возрастного десинхроноза.

Отсутствие адекватных социальных, этических эталонов, недостатки воспитания и самовоспитания на каждом возрастном этапе становления Я-концепции, самосознания искажают структуру личности. Недостаточная  динамичность, асинхронность при  переходе от одной личностной структуры, комплекса социально-психологических  ролей, отношений к другим в возрастном аспекте также способствует формированию указанных проблем.

Причем важным аспектом деятельностивозрастной и специальной психологии является помощь детям в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное  проявление или обострение имеющихся  нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним  из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением специальной психологии.

Поэтому кафедра специальной  психологии НГПУ под нашим руководством с 1996 г. занимается научной разработкой  общекафедральной тематики: «Интегративные аспекты психологической дезадаптации детей с отклоняющимся развитием  в условиях возрастных и динамических кризисов». В этой комплексной научно-исследовательской  работе принимают участие преподаватели  кафедры, аспиранты, практические сотрудники специальных образовательных учреждений и студенты старших курсов отделений  «специальная психология» и «олигофренопедагогика».

Важная роль при этом отводится  Нижегородскому научно-практическому  обществу детских неврологов и психологов. Специальная психология тесно взаимодействует, с одной стороны, с возрастной психологией (исследующей стадийность  нормативного развития нервно-психических  функций у условно здоровых детей); и с медицинской /клинической/ психологией (изучающей особенности патологического  нервно-психического развития у больных  детей), с другой стороны. Т.е. отклоняющееся  развитие является переходной формой онтогенеза между нормативной и  патологической, обьединяя их.

 

И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления  их с контрольными группами нормы  и патологии. В этом заключается  синтологический подход к специальной  психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской  психологией (Трошин О.В., 1994). Этот подход позволяет изучать универсальный  процесс формирования социально-психологической  дезадаптации индивидуальности.

 

2. Теория синтогенеза  психологических систем

Психологической основой  предлагаемой для специальной психологии возрастной периодизации явились положения  разрабатываемой нами с 1994 г. синтологической  психологии, базирующиеся на законе единого  сознания. В результате были обоснованы в 1998 г. принципы синтологической психологии развития, основанной на законе единого  структуирования. Их проекция в возрастное развитие психики позволяет раскрыть психологические механизмы постадийной  дифференциации, структуирования Я-концепции, самосознания, внутреннего плана  действий и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

 

В 2000 г. разработаны ведущие  методологические положения синтогенетической  психологии, которые нашли экспериментальное  подтверждение. Синтогенетическая  психология характеризуется интегральным подходом к индивидуальному психологическому развитию человека. При этом рассматривается  единый структурно-функциональный процесс  синтогенеза, который включает в  себя следующие компоненты:

 

1) Нейрогенез (развитие нейродинамических  систем)

 

2) Психогенез (развитие психодинамических  систем)

 

3) Социогенез (развитие социодинамических  систем)

 

Дополнительными компонентами синтогенеза, выходящими за когнитивные  границы собственно психологии, являются соматогенез (развитие биохимических, биофизических и физиологических  систем организма), который исследуется  медициной и естествознанием; спиритогенез (развитие нравственно-этической, эстетической, духовной сферы человека), который  изучается культурологией, философией, богословием.

Комплексное исследование синтогенеза  позволило сформулировать синтогенетическую  теорию развития (синто-психологии). Она  интегрирует положения таких  известных теорий возрастного развития как эпигенетическая теория Э.Эриксона (эго-психология); генетическую теорию Л.С.Выготского (генетическая психология); деятельностную периодизацию развития Д.Б.Эльконина (советская психология); интегральную периодизацию развития В.И.Слободчикова (1996) (субьектная психология); онтогенетическую теорию (онтопсихология); ортогенетическая система (ортопсихология)и др. При  этом можно выделить следующие синтогенетические  структуры, определяющие формирование психических функций по стадиям  онтогенеза.

 

1. Первичная синтогенетическая  структура

 

Первичная синтогенетическая  структура представлена линиями  индивидуального развития по Ж.Пиаже. Причем известно, что Л.С.Выготский  выделял две базисные линии развития: линия аффекта (преимущественно  непроизвольные, подсознательные процессы эмоционального реагирования) и линия  интелекта (преимущественно произвольные, сознательные процессы познания). Ориентируясь на данные исследования, которые нашли подтверждение в современных экспериментах, в первичной синтогенетической структуре выделяется две основных линии развития:

 

1) Психологический онтогенетический  вектор. Он характеризует основные  показатели психогенетической ситуации  развития человека. В его основе - знаковый универсальный код,  который выступает в подсознании  в качестве психологических прообразов. На функционирование данного  вектора непосредственно оказывает  влияние генотип человека и  бессознательная сфера (онтотип), которые между собой тесно  взаимосвязаны.

2) Психологический феногенетический  вектор. Этот вектор отражает  психосоциальную ситуацию развития. Он представлен эталонной системой  символов и характеризуется на  уровне сознания психологическими  образами. На феногенетический вектор  влияет социотип микроокружения, связанный с функцией индивидуального  надсознания; и психологический  фенотип личности. Онтогенетический  и феногенетический вектора условно  обьединяются в общий синтогенетический  вектор, связанный с психотипом  индивидуальности.

 

2. Вторичная синтогенетическая  структура

 

Вторичная синтогенетическая  структура строится на основании  вышерассмотренных векторов и состоит  из обьединяющих их синтогенетических  осей. При этом необходимо вспомнить  указания Л.С.Выготского на наличие  в психологическом онтогенезе вспомогательных  линий развития, взаимодействующих  с двумя основными и обеспечивающими  вместе целостное структурообразование. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что выделяемые им две основные линии развития (операционно-техническая /интелектуальная/ и мотивационно-потребностная /эмоциональная/) тесно взаимосвязаны  друг с другом через ведущую деятельность и психологическое новообразование  каждого возрастного периода. В  результате основные линии развития периодически перекрещиваются, меняя свое направление.

Таким образом, на втором гносеологическом уровне анализа синтогенеза возникает  более сложная структура - генеративная сеть или синтогенетическая матрица, отражающую внутреннюю последовательность, преемственность и единство периодов возрастного развития. Причем условно  можно выделить следующие синтогенетические  оси, вдоль которых разворачиваются  парциальные процессы психического развития:

 

1) Интерактивная. Она отражает  особенности психологического взаимодействия  на базисном уровне и подразделяется  на сенсо-моторный и поведенческий  компоненты. При этом важное значение  имеет пространственно-временная ориентация.

2) Аффективная. Характеризует  по Л.С. Выготскому основной  внутренний процесс - переживание  человека и состоит из эмоционально-волевого  и мотивационно-потребностного компонентов.

3) Коммуникативная. Раскрывает  особенности процесса обшения,  обмена многоуровневой психологической  информацией. Включает в себя  вербальный и невербальный компоненты.

4) Когнитивная. Обозначает  различные познавательные процессы  и подразделяется на операционно-действенный и интелектуальный компоненты.

Прежде чем перейти  к третичной синтогенетической  структуре вспомним традиционный подход к многоуровневой концепции личности.

 

Многоуровневая  структура психологии ребенка

 

В.И. Слободчиков (1995) предлагает выделять следующие уровни в психологической  структуре человека: индивид, субьект, личность, индивидуальность.

 

1. Человек как индивид  предстает в своих природных,  биологических особенностях, как  человеческий организм. При этом  изучается проблема как органическое, природное проявляется в психическом.  В связи с этим в индивидные  свойства человека включаются  генетические, морфологические, физиологические, нейропсихологические, половозрастные и другие особенности. Поэтому индивидный уровень человека исследуется дифференциальной психологией, психогенетикой, психосоматикой, нейропсихологией.

Индивидные свойства человека по Б.Г. Ананьеву (1960) подразделяются на возрастно-половые свойства и индивидуально-типические свойства. Последние делятся на конституциональные и нейродинамические свойства. Все  вместе они образуют первичные индивидные свойства.

Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и  их сложных образований выступает  в наиболее интегративной форме  в виде темперамента и задатков.

В дальнейших исследованиях  первичные свойства были также конкретизированы как показатели теплообмена, обмена веществ, вегетативной регуляции..., а  вторичные - психофизиологические показатели мнемических, мыслительных, аттенционных, психомоторных свойств.

В основе инстинктивного поведения  индивида лежат генетические характеристики, биологические и психофизиологические свойств, нейроэндокринные показатели. В процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окружающим миром, формируется личность.

Информация о работе Категория возраста психологии и педагогики развития. Классификация В.И. Словодчикова