Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:01, реферат
Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, В.И. Слободчиков и др. Однако, большинство периодизаций развития акцентируют внимание исследователя или на обособленных возрастных периодах (например, детства) или на поэтапном формировании отдельных психологических функций.
Проблема синтологического исследования психологического развития…………….2
Теория синтогенеза психологических систем………………………………………….3
Основы синтогенетической периодизации……………………………………………..7
Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний……………………8
Список используемой литературы……………………………………………………………9
Соотношения между типами телосложения и типами характера легли в основу известных типологий психофизических конституций Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический), Э. Шелдона (эндоморфный, мезоформный, эктофорный). Последние соответствуют определенным типам темперамента: висцеротонический, соматотонический, церебротонический.
2. Субьект определяется
как носитель предметно-
По Б.Г. Ананьеву (1980) стать субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение человеком основных психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.
Поэтому к уровню субьектности
относятся мотивы, потребности, установки,
убеждения. Отражение их в сознании
субьекта образует смысл деятельности.
Произвольность психических функций,
волевая регуляция также
3. Личность
Обычно личность рассматривается как система ролевого поведения человека. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать самостоятельно и ответственно. В связи с этим личность выступает как субьект социальных отношений, формирующих личный характер. Становление личности есть процесс социализации человека.
При этом под характером
человека понимают совокупность устойчивых
особенностей личности, складывающаяся
и проявляющаяся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
человека способы поведения. Таким
образом, личностный уровень отражает
социально-психологические
На этом уровне формируются
социодинамические нервно-
4. Индивидуальность
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субьективной реальности. Поэтому индивидуальность - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости. Так, Б.Г. Ананьев (1969) писал, что если личность -вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субьекта деятельности.
Понятие индивидуальности указывает
на то, что человек из всего многообразия
социальных ролей и функций, совокупности
связей и отношений с другими
выделяет свое, собственное, делает их
абсолютно ценным содержанием своего
подлинного Я. Условно говоря, если
личность - это отражение совокупности
социальных отношений, актуальных для
человека в настоящий момент жизни;
то индивидуальность - это выбор
из всех актуализованных отношений,
тех, которые соответствуют
В связи с этим индивидуальность
- это определение собственной
позиции в жизни и
Кроме того, как писал Л. Фейербах (1955) «индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность». По мнению многих авторов индивидуальность означает «единство многообразия, многое в одном». Поэтому и Б.Г. Ананьев подходил к индивидуальности как к интеграции всех свойств человека как индивида, субьекта и личности.
Как отмечал философ И.И.
Резвицкий (1984) «индивидуальность - это
интегральное понятие, выражающее особую
форму бытия индивидов, в рамках
которой они обладают внутренней
целостностью и относительной
При этом психологическая
структура индивидуальности включает
в себя систему смысловых отношений,
ценностных ориентаций, мировоззрение,
стремление к самоактуализации и
т.д. Их изучают акмеологическая, специальная
и синтологическая психология. На
этом уровне формируются социально-
3. Третичная синтогенетическая структура
Третичная синтогенетическая
структура представлена шестью синтогенетическими
уровнями развития (Рис.7). Они взаимодействуя
с вторичной структурой образуют
психологическую спираль
Данные синтогенетические уровни можно обозначить следующим образом:
1) Индивид (нейрофизиологические свойства - нейродинамические особенности конституции, психомоторики, темперамента, поведения)
2) Обьект (психофизиологические
свойства - базисные механизмы,
3) Субьект (индивидуально-
4) Личность (персона) (психосоциальные
свойства - характер, ролевое поведение,
воля, общение, коммуникативная
5) Индивидуальность (социально-психологические свойства - самоактуализация, самоопределение, индивидуальный стиль и образ жизни, рефлексивные механизмы).
6) Персональность (это онтологический
уровень персоналистических
4. Четвертичная синтогенетическая структура
Четвертичная
Именно в системе подобного уровня сложности зарождается смысл психологической деятельности. В связи с этим функционирование глобулы связано со смыслообразованием, поэтому ведущая ее функция - креативная. Она реализуется в условиях целостной (глобальной по Джеймсу) Я-концепции, интегрирующей все проявления внутреннего мира человека.
3. Основы синтогенетической периодизации
Таким образом, данная возрастная
периодизация основана на синтогенетической
структуре индивидуального
1. Нейродинамическая эпоха (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);
2. Психодинамическая эпоха
(фаза дошкольного детства-
3. Социодинамическая эпоха
(фаза молодости-кризис
В эпохах выделяются следующие
синтогенетические периоды
I. Нейрофизиологический период (реализуемый преимущественно на уровне развития индивидных психологических свойств). Внутриутробная фаза-кризис реагирования 5 мес.
II. Психофизиологический период (обьектных свойств). Фаза младенчества - кризис осознания 3 лет.
III. Индивидуально-психологический период (субьектных свойств). Фаза дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.
IV. Психосоциальный период (личностных, персонных свойств). Фаза подростковая - кризис самоопределения 24 лет.
V. Социально-психологический период (индивидуальных свойств). Фаза молодости - кризис инволюции 45 лет.
VI. Социально-интеграционный
период (персоналистических свойств).
Имеет преимущественно
Каждый период в свою очередь делится на две синтогенетические стадии:
1. Стадию дифференциации (во внутренней индивидуальной психологической среде)
2. Стадию интеграции (с
внешней психосоциальной
4. Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая
периодизация основана на принципах
временной организации
В свою очередь использована поуровневая система построения возрастных периодов или ступеней развития субьектности по В.И. Слободчикову и уровней личности А.Н. Ананьева, В.С. Мерлина. Причем вместо периодов становления самобытности В.И. Слободчикова предложена стадия интеграции, а вместо периода становления самобытности - стадия дифференциации.
В синтогенетической периодизации сохранено и подразделение по Л.С. Выготскому литических фаз развития на две подфазы, а кризисов развития - на предкризис, собственно кризис и посткризис. Фазы дивергенции и конвергенции наглядно отражают характер вазимодействия синтогенетических осей или линий развития Ж. Пиаже аналогично схеме деятельностной периодизации Д.Б. Эльконина.
Выделение кризисов структуирования
сознания, Я-концепции, центрального новообразования
и кризисов функционирования ведущей
деятельности, основных психологических
процессов соответствует как
принципам организации
Таким образом, с позиции закона единого сознания синтологической психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого сознания, Я-концепции.
В целом синтогенетическая
теория развития отражает поэтапный
процесс формирования глобулы Я-концепции
человека. Поэтому общее направление
синтогенетического развития: «от глобальной
недифференцированной ситуации индивида
(плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И.
Обухова) к глобальной интегрированной
ситуации персональности (старческий
возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.).
Это позволяет сформулировать синтогенетический
закон глобального
Предложенный подход с
позиции синтогенетической
Список используемой литературы: