Категория возраста психологии и педагогики развития. Классификация В.И. Словодчикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, В.И. Слободчиков и др. Однако, большинство периодизаций развития акцентируют внимание исследователя или на обособленных возрастных периодах (например, детства) или на поэтапном формировании отдельных психологических функций.

Содержание работы

Проблема синтологического исследования психологического развития…………….2
Теория синтогенеза психологических систем………………………………………….3
Основы синтогенетической периодизации……………………………………………..7
Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний……………………8
Список используемой литературы……………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

нн.docx

— 35.07 Кб (Скачать файл)

Соотношения между типами телосложения и типами характера  легли в основу известных типологий  психофизических конституций Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический), Э. Шелдона (эндоморфный, мезоформный, эктофорный). Последние  соответствуют определенным типам  темперамента: висцеротонический, соматотонический, церебротонический.

 

2. Субьект определяется  как носитель предметно-практической  деятельности и познания, источник  активности, направленной на обьект. Быть субьектом по А.В. Брушлинскому (1991) - значить быть «творцом своей  истории: инициировать и осуществлять  изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и  другие виды специфической человеческой активности».

По Б.Г. Ананьеву (1980) стать  субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению  и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение  человеком основных психологических  способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Поэтому к уровню субьектности относятся мотивы, потребности, установки, убеждения. Отражение их в сознании субьекта образует смысл деятельности. Произвольность психических функций, волевая регуляция также характеризуют  данный уровень. Их совокупность через  смыслообразование и постановку задачи лежит в основе планирования и реализации действий.

 

3. Личность

Обычно личность рассматривается  как система ролевого поведения  человека. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции  человека во взаимоотношениях его с  другими людьми, раскрывается в его  жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать  самостоятельно и ответственно. В  связи с этим личность выступает  как субьект социальных отношений, формирующих личный характер. Становление  личности есть процесс социализации человека.

При этом под характером человека понимают совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для  человека способы поведения. Таким  образом, личностный уровень отражает социально-психологические свойства человека: лидерство, комформность, способность  к сотрудничеству, ролевое поведение. Эти свойства изучает социальная психология, семейная психотерапия.

На этом уровне формируются  социодинамические нервно-психические  расстройства, в том числе задержка развития личности.

 

4. Индивидуальность

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субьективной реальности. Поэтому индивидуальность - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее уникальности и  неповторимости. Так, Б.Г. Ананьев (1969) писал, что если личность -вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субьекта деятельности.

Понятие индивидуальности указывает  на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими  выделяет свое, собственное, делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я. Условно говоря, если личность - это отражение совокупности социальных отношений, актуальных для  человека в настоящий момент жизни; то индивидуальность - это выбор  из всех актуализованных отношений, тех, которые соответствуют отличительным  уникальным свойствам внутреннего  мира данного человека. Личностные свойства обьединяют человека с обществом  в качестве социальной роли, а индивидуальные свойства - определяют его психологические  отличия, выделяющие его в обшестве и обуславливающие его индивидуальный жизненный путь, образ и стиль жизни.

В связи с этим индивидуальность - это определение собственной  позиции в жизни и определенность по отношению к самому себе. То есть индивидуальность основана на рефлексии  своей жизни, внутреннем диалоге человека с самим собой.

Кроме того, как писал  Л. Фейербах (1955) «индивидуальность - это  неделимость, единство, целостность, бесконечность». По мнению многих авторов индивидуальность означает «единство многообразия, многое в одном». Поэтому и Б.Г. Ананьев  подходил к индивидуальности как  к интеграции всех свойств человека как индивида, субьекта и личности.

Как отмечал философ И.И. Резвицкий (1984) «индивидуальность - это  интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно, творчески и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субьектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества».

При этом психологическая  структура индивидуальности включает в себя систему смысловых отношений, ценностных ориентаций, мировоззрение, стремление к самоактуализации и  т.д. Их изучают акмеологическая, специальная  и синтологическая психология. На этом уровне формируются социально-адаптационные  формы нервно-психических расстройств, в том числе задержка развития индивидуальности.

 

3. Третичная синтогенетическая структура

Третичная синтогенетическая  структура представлена шестью синтогенетическими уровнями развития (Рис.7). Они взаимодействуя с вторичной структурой образуют психологическую спираль развития, которая подробно описана Д.И. Фельдштейн (спираль социального развития личности).

 

Данные синтогенетические  уровни можно обозначить следующим  образом:

 

1) Индивид (нейрофизиологические  свойства - нейродинамические особенности  конституции, психомоторики, темперамента, поведения)

2) Обьект (психофизиологические  свойства - базисные механизмы, предпосылки  формирования внимания, мышления, памяти, речи, ВПФ, способностей)

3)  Субьект (индивидуально-психологические  свойства - развернутые психодинамические  проявления указанных психологических  процессов)

 

4) Личность (персона) (психосоциальные  свойства - характер, ролевое поведение,  воля, общение, коммуникативная деятельность, обеспечивающие просоциальные особенности реагирования).

5) Индивидуальность (социально-психологические  свойства - самоактуализация, самоопределение,  индивидуальный стиль и образ  жизни, рефлексивные механизмы).

6) Персональность (это онтологический  уровень персоналистических свойств,  связанных с нравственно-этической,  эстетической, духовной сферами,  процессами креативности, социальной  интеграции).

 

4. Четвертичная  синтогенетическая структура

 

Четвертичная синтогенетическая  структура связана с образованием наиболее интегрированной организации  психологических функций - синтогенетической  глобулы. Ее значение отражено в концепции  целостного эпигенеза Э. Эриксона, холистической  теории развития педологов, событийной целостности В.И. Слободчикова и  др.

 

Именно в системе подобного  уровня сложности зарождается смысл  психологической деятельности. В  связи с этим функционирование глобулы  связано со смыслообразованием, поэтому  ведущая ее функция - креативная. Она  реализуется в условиях целостной (глобальной по Джеймсу) Я-концепции, интегрирующей  все проявления внутреннего мира человека.

 

3. Основы синтогенетической  периодизации

Таким образом, данная возрастная периодизация основана на синтогенетической  структуре индивидуального развития. В соответствии с формами синтогенеза  выделяются три основных эпохи:

 

1. Нейродинамическая эпоха  (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);

2. Психодинамическая эпоха  (фаза дошкольного детства-кризис самоопределения 24 лет);

3. Социодинамическая эпоха  (фаза молодости-кризис умирания).

 

В эпохах выделяются следующие  синтогенетические периоды психологического развития:

 

I. Нейрофизиологический  период (реализуемый преимущественно  на уровне развития индивидных  психологических свойств). Внутриутробная  фаза-кризис реагирования 5 мес.

II. Психофизиологический  период (обьектных свойств). Фаза  младенчества - кризис осознания 3 лет.

III. Индивидуально-психологический  период (субьектных свойств). Фаза  дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.

IV. Психосоциальный период (личностных, персонных свойств). Фаза  подростковая - кризис самоопределения 24 лет.

V. Социально-психологический  период (индивидуальных свойств). Фаза  молодости - кризис инволюции 45 лет.

VI. Социально-интеграционный  период (персоналистических свойств). Имеет преимущественно общетеоретическое  и мировоззренческое значение. Фаза  зрелости - кризис умирания.

 

Каждый период в свою очередь  делится на две синтогенетические  стадии:

 

1. Стадию дифференциации (во внутренней индивидуальной психологической среде)

2. Стадию интеграции (с  внешней психосоциальной средой).

 

4. Синтогенетическая  психология как интегративная  сфера знаний

Таким образом синтогенетическая  периодизация основана на принципах  временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные  временные отрезки обозначены как  периоды, а наименее продолжительные - как фазы развития.

В свою очередь использована поуровневая система построения возрастных периодов или ступеней развития субьектности по В.И. Слободчикову и  уровней личности А.Н. Ананьева, В.С. Мерлина. Причем вместо периодов становления  самобытности В.И. Слободчикова предложена стадия интеграции, а вместо периода  становления самобытности - стадия дифференциации.

В синтогенетической периодизации сохранено и подразделение по Л.С. Выготскому литических фаз развития на две подфазы, а кризисов развития - на предкризис, собственно кризис и  посткризис. Фазы дивергенции и конвергенции наглядно отражают характер вазимодействия синтогенетических осей или линий  развития Ж. Пиаже аналогично схеме  деятельностной периодизации Д.Б. Эльконина.

Выделение кризисов структуирования  сознания, Я-концепции, центрального новообразования  и кризисов функционирования ведущей  деятельности, основных психологических  процессов соответствует как  принципам организации периодизаций Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейн, так  и теории психосоциальных кризисов Э. Эриксона, психодинамической концепции  психологических кризисов и т.д. Кроме того введено понятие переходного (фазового) кризиса, обьединяющего подфазы между собой.

Таким образом, с позиции  закона единого сознания синтологической  психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются  друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого  сознания, Я-концепции.

В целом синтогенетическая  теория развития отражает поэтапный  процесс формирования глобулы Я-концепции  человека. Поэтому общее направление  синтогенетического развития: «от глобальной недифференцированной ситуации индивида (плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И. Обухова) к глобальной интегрированной  ситуации персональности (старческий возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.). Это позволяет сформулировать синтогенетический  закон глобального психологического развития: «Возрастное развитие человека происходит от глобального недифференцированного  сознания индивида к глобальному  интегрированному сознанию персональности»).

Предложенный подход с  позиции синтогенетической периодизации психического развития имеет важное обобщающее значение для возрастной и специальной психологии, позволяет  интегративно рассматривать все  стадии формирования психологических  систем человека в их взаимосвязи.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Трошин О.В. Возрастная психология.-Н.Н., 2000.
  2. Грэйс Крайг Психология развития.- М., 2000
  3. Трошин О.В. Синтологическая психология развития.- Н.Н.. 2000
  4. Трошин О.В. Психология саморазвития личности.-Н.Н., 2000.

 

 

 


Информация о работе Категория возраста психологии и педагогики развития. Классификация В.И. Словодчикова