Компьютерные обучающие системы по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 14:57, реферат

Описание работы

Одним из основных условий снижения производственного травматизма на предприятиях транспорта является совершенствование технологии обучения работников вопросам безопасности и охраны труда. в отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, яркие и увлекательные мультимедийные системы вызывают интерес у работников к процессу обучения по охране труда, способствуя более эффективному усвоению нужной информации.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Компьютерные обучающие системы по охране труда.
Обзор и характеристика наиболее распространенных компьютерных обучающих систем ( учебных программ) по охране труда.
Основные разработчики компьютерных учебных программ по охране труда
Номенклатура используемых в различных отраслях обучающих программ по теме заданного варианта (для профессии или вида работ)
Анализ систем дистанционного обучения (ДО)
Программы для тестирования знаний и типы задаваемых вопросов
Глава 2. Составные части мультимедийных средств обучения вопросам безопасности труда
2.1. Графические файлы (форматы графических файлов, технические средства и программы для работы с растровой и векторной графикой, использование цифровой фотографии).
2.2. Звуковые компоненты и работа со звуком (форматы звуковых файлов, программы для работы со звуком)
2.3. Использование видео (форматы файлов, сжатие видеоинформации, программы для работы с видео, процесс видеомонтажа )
2.4. Основные понятия трехмерной графики и анимации в КОС по охране труда
Глава 3. Практическая часть
3.1. Поиск нормативных документов, литературы и сайтов по исследуемому вопросу с помощью поисковых систем Интернета
3.2.Подбор изображений и видео для иллюстрации соответствующих пунктов нормативных документов по охране труда (по вар.)
3.3.Разработка интерактивного обучающего модуля на базе PowerPoint
3.4. Формирование дизайна модуля, анимаций, переходов. Озвучивание
3.5. Редактирование и монтаж видео по теме курсовой работы с использованием Ulead MediaStudio
3.6.Разработка модуля контроля знаний (тестирования) и формирование вопросов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовой проект-новая версия.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Введение. 

Глава 1. Компьютерные обучающие системы по охране труда.

    1. Обзор и характеристика наиболее распространенных компьютерных обучающих систем ( учебных программ) по охране труда.
    2. Основные разработчики компьютерных учебных программ по охране труда 
    3. Номенклатура используемых в различных отраслях  обучающих программ по теме заданного варианта (для профессии или вида работ)
    4. Анализ систем  дистанционного обучения (ДО)
    5. Программы для тестирования знаний и типы задаваемых вопросов

Глава 2. Составные части мультимедийных средств обучения вопросам безопасности труда

2.1. Графические файлы (форматы  графических файлов, технические  средства и программы для работы  с растровой и векторной графикой, использование цифровой фотографии).

2.2. Звуковые компоненты и работа со звуком (форматы звуковых файлов, программы для работы со звуком)

2.3. Использование видео (форматы файлов, сжатие видеоинформации, программы для работы с видео, процесс видеомонтажа )

2.4. Основные понятия трехмерной  графики и анимации в КОС  по охране труда

Глава 3. Практическая часть

3.1. Поиск нормативных  документов, литературы и сайтов  по исследуемому вопросу с  помощью поисковых систем Интернета

3.2.Подбор  изображений   и видео для иллюстрации соответствующих пунктов нормативных документов по охране труда  (по вар.)

3.3.Разработка интерактивного обучающего модуля  на базе  PowerPoint   

3.4. Формирование дизайна модуля, анимаций, переходов. Озвучивание 

3.5. Редактирование и монтаж видео по теме курсовой работы с использованием Ulead MediaStudio  

3.6.Разработка модуля контроля знаний (тестирования) и формирование вопросов  

Заключение

Библиографический список

 

Введение.

Одним из основных условий снижения производственного травматизма на предприятиях транспорта является совершенствование технологии обучения работников вопросам безопасности и охраны труда. в отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, яркие и увлекательные мультимедийные системы вызывают интерес у работников к процессу обучения по охране труда, способствуя более эффективному усвоению нужной информации. С этой целью разрабатываются компьютерные обучающие системы и учебные программы по охране труда . В настоящей курсовой работе мы рассмотрим методы разработки такого программного обеспечения и проведем обзор и анализ компьютерных обучающих систем и систем дистанционного обучения в сфере охраны  труда и требований безопасности при производстве работ на железнодорожных станциях.

Глава 1. Компьютерные обучающие системы по охране труда.

    1. Обзор и характеристика наиболее распространенных компьютерных обучающих систем ( учебных программ) по охране труда.

Существуют много компьютерных обучающих систем по охране труда. Ниже перечислены наиболее популярные у пользователей программы и дана характеристика и анализ каждой из этих программ

  1. Компьютерные программы «Наглядная безопасность и охрана труда», (ПГУПС, автор программы – Тихомиров Олег) ушло много лет, включают в себя порядка десяти тысяч рисунков, фотографий, схем и комиксов со звуковым сопровождением, а также фрагменты видеофильмов и анимации. Эти программы все шире используются на различных предприятиях.

   Каждая из программ серии, получившей название «Наглядная безопасность и охрана труда», представляет собой комплексное учебное пособие, включающее в себя два основных компонента: собственно электронное пособие (блок для изучения материала) и систему самоконтроля знаний (блок, включающий в себя контрольные вопросы, оценку правильности ответов и пояснения по ошибкам, подведение итогов опроса).

 

  1. Обучающая система "Охрана труда и промышленная безопасность"

Разработчик : Site Soft Ware, г. Магнитогорск

Обучающая система представляет собой своеобразную компьютерную игру, в которой пользователь становится главным героем различных непредвиденных событий, разворачивающихся вокруг него.

Процесс обучения выстраивается при помощи сценариев на основе трехмерной модели пространства (помещения). Сценарий обучения состоит из ряда заданий и моделирует некоторую чрезвычайную ситуацию. При успешном выполнении всех заданий сценария в установленное время последствия ЧП будут устранены. Если пользователь отклонится от сценария или не уложится в отведенное время, ему будут продемонстрированы негативные последствия его неправильных действий.

Обучающая система состоит  из следующих разделов: «Обучение», «Тестирование», «Результаты».

В разделе «Обучение» пользователь изучает верный порядок выполнения сценария с помощью алгоритма, указывающего путь успешного выхода из чрезвычайной ситуации. Кроме того, в обучающую систему включен теоретический материал – правила пожарной безопасности, информация о назначении средств пожаротушения, схемы эвакуации.

В разделе «Тестирование» задания сценария уже не отображаются на экране, поэтому пользователь должен самостоятельно справиться с ситуацией.

В разделе «Результаты» можно ознакомиться со статистикой своих действий, показателями времени, затраченного на прохождение сценария в целом и на каждую задачу сценария в отдельности, узнать оценку, полученную за выполнение сценария.

Достоинства обучающей системы «Охрана труда и промышленная безопасность»: позволяет изучить сценарии аварийных ситуаций, простоев и причины их возникновения; дает алгоритм действий во время аварийных ситуаций; формирует автоматизм в действиях оператора без выхода на реальную рабочую площадку.

 

3) Учебно-информационная система "Охрана  Труда"

Разработчик: ООО «Центр охраны труда» г. Оренбург

УИС "Охрана Труда" предназначена для установки в классах обучения по программе охраны труда, в методических кабинетах охраны труда, на рабочих местах специалистов по охране труда.

 

4) Программа “Проверка знаний”

Разработчик: НПП «Этна — Информационные технологии», г. Смоленск

Модуль предназначен для автоматизации процессов организации и учета обучения и проверки знаний работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, а также формирования необходимой отчетной документации

 

5) Интерактивная модульная обучающая система по охране труда

Разработчик: ООО Центр Инновационных Технологий «АккО», г. Саратов

Интерактивная обучающая система представляет собой эффективную основу для обучения специалистов по охране труда на предприятии. Имеет богатую коллекцию слайдов по каждому рассматриваемому вопросу по ТБ.

 

6)Система программ по контролю знаний «Наглядная безопасность и охрана труда»

Разработчик: ohranatruda, Москва

Вашему вниманию предлагаются не унылые и безликие программы по контролю знаний, а яркие и увлекательные обучающие программы с использованием средств мультимедиа (большого количества рисунков, фотографий, схем, анимаций, фрагментов видеофильмов и звука, включая речевое сопровождение).

 

7) Комплексная система подготовки и аттестации персонала по безопасности производства

Разработчик: ЗАО Научно-исследовательская и производственная фирма ТЕХИНТЕЛЛ

Программный комплекс включает шесть модулей: «БАЗА ЗНАНИЙ», «ПОДГОТОВКА», «УСЛОВИЯ АТТЕСТАЦИИ», «АТТЕСТАЦИЯ», «ДОКУМЕНТАЦИЯ» («ВЕДОМОСТИ» для КСА БП), «СЕРВИС». Каждый модуль использует все средства мультимедиа, превращая учебный процесс в увлекательное путешествие в мир ТБ.

1.2. Основные разработчики компьютерных учебных программ по охране труда 

В России основными разработчиками компьютерных учебных программ по охране труда  являются:Site Soft Ware, г. Магнитогорск, ООО «Центр охраны труда» г. Оренбург, НПП «Этна — Информационные технологии», г. Смоленск, ООО Центр Инновационных Технологий «АккО», г. Саратов, ohranatruda, Москва, НПЦ ИНФОТРАНС, г. Самара.

 

1.3.Номенклатура  используемых в различных отраслях обучающих программ по теме Требования безопасности при производстве работ на железнодорожных станциях.

В программах по технике безопасности и охране труда рассматриваются вопросы безопасности труда для различных профессий и видов работ, распространенных на транспортных предприятиях. Тематика программ серии уже сейчас достаточно обширна.

Перечислим только некоторые из них: * Безопасная эксплуатация автотранспортных средств и перевозка грузов; * Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей; * Безопасность на железнодорожных переездах; * Требования безопасности при работе на железнодорожных путях (предупреждение травмирования в результате наездов подвижного состава); * Требования безопасности при эксплуатации погрузчиков; * Безопасность труда при сварочных работах; * Безопасность при работе с ручным электро - и пневмоинструментом; * Требования безопасности при обслуживании сосудов под давлением; * Пожарная безопасность; * Электробезопасность; * Первая доврачебная помощь; * Безопасность труда при работе с ручным слесарным инструментом и др.

1.4. Анализ систем  дистанционного обучения (ДО)

Дистанционно обучение -это одно из способов обучения, в процессе которого взаимодействие обучающегося, преподавателя и учебного материала  реализуется удаленно и свободно (без привязки к месту), посредством источников в электроном виде. Характерными чертами ДО являются: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества образования.

 

  1. Инновационная дистанционная программа обучения “HAS-Training”

Разработчик: Специалисты центра «HSA – Обучение», г.Москва 

Эта дистанционная программа обучения включает в себя: интерактивный электронный учебный курс; программные тесты текущего, промежуточного и итогового контроля; анимационные практикумы, учебные видеофильмы, инструкции; электронную библиотеку актуализированных нормативных документов.

 

2) Система дистанционного обучения “Охрана труда”

Разработчик: ЧОУ "Учебный центр «ПРОГРЕСС» . Санкт-Петербург

Содержание курса: Основы охраны труда, факторы профессионального риска, управление охраной труда (в двух частях, специальные вопросы обеспечения требований безопасности в организации, социальная защита работников

3) Комплекс "HSA - Охрана труда V 1.0"

Разработчик: НОУ ДПО "Учебный центр "Охрана труда"(г.Киров)

HSA Training - интерактивный учебный курс, построенный по модульной технологии, разработан ведущими экспертами и преподавателями - консультантами, имеющими большой опыт, знания и авторитет в области охраны труда; он соответствует всем установленным нормативным требованиям и рекомендовано Минтруда России к практическому внедрению в образовательный процесс при обучении требованиям охраны труда.

Предлагаемый комплекс содержит:

  • интерактивный электронный учебный курс;

  • программные тесты текущего, промежуточного и итогового контроля;

  • анимационные практикумы, учебные видеофильмы, инструкции;

  • электронную библиотеку актуализированных нормативных документов;

  • сервисы взаимодействия (вебинары, чаты, форум);

  • возможности обратной связи для индивидуальной помощи в освоении материала.

1.5. Программы для тестирования знаний и типы задаваемых вопросов

Выбор формы тестового  задания зависит от содержания курса и цели создания теста.

 

Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

Тест должен соответствовать целям тестирования; 
Определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний; 
Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста; 
Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания; 
Соблюдение репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; 
Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки; 
Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным, системным, но, вместе с тем, вариативным.

В начале любого теста  дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ". Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Информация о работе Компьютерные обучающие системы по охране труда