- Полное исключение воздействия опасности;
- Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;
- Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;
- Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды.
Уровни воздействия на организм человека
Летальные уровни:
- минимальные смертельные (единичные случаи гибели);
- абсолютно смертельные;
- средне смертельные (гибель более 50 % организмов).
Пороговые уровни:
- порог острого действия;
- порог специфического действия;
- порог хронического действия.
Номенклатура
опасностей на производстве
Номенклатура
опасностей — перечень опасностей, характерных
для производственного
объекта и систематизированных по определенному
признаку.
Номенклатура опасностей
в алфавитном порядке по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) состоит из более чем 100 факторов. На
основе общей номенклатуры опасностей
составляются номенклатура опасностей
отдельных объектов (цехов, производств).
Квантификация
опасностей
Квантификация (лат. quatum — сколько) — количественное
выражение, измерение, вводимое для оценки
сложных, качественно определяемых понятий.
Опасности характеризуются
потенциалом, качеством, временем существования
или воздействия на человека, вероятностью
появления, размерами зоны действия.
Потенциал проявляется с количественной
стороны, например уровень шума, запыленность
воздуха, напряжение электрического тока. Качество отражает
его специфические особенности, влияющие
на организм человека, например частотный
состав шума, дисперсность пыли, род электрического
тока. Применяются численные, балльные
и другие приемы квантификации. Мерой
опасности может выступать и число пострадавших.
Другой мерой опасности может быть и приносимый
ее реализацией ущерб для окружающей среды,
который только частично может быть измерен
экономически (в основном через затраты
на ликвидацию последствий). Наиболее
распространенной оценкой является риск — вероятность потерь при действиях,
сопряженных с опасностями.
Идентификация
опасностей
Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения
и установления количественных, временных,
простран-ственных и иных характеристик,
необходимых и достаточных для разработки
профилактических и оперативных мероприятий,
направленных на обеспечение нормального
функционирования технических систем
и качества жизни. В процессе идентификации
выявляются номенклатура опасностей,
вероятность их проявления, пространственная
локализация (координаты), возможный ущерб
и др. параметры, необходимые для решения
конкретной задачи.
Методы обнаружения
опасностей делятся на:
- инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
- экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
- социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
- регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
- органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения — внешний визуальный контроль техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.
1.2 Надзор
и контроль за соблюдением
требований охраны труда.
Ответственность по охране труда на предприятии
1. Государственный
надзор и контроль за соблюдением
требований охраны труда осуществляются
федеральной инспекцией труда
- единой федеральной централизованной
системой государственных органов.
2. Положение
о федеральной инспекции труда
утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Государственные
инспектора труда при исполнении
своих обязанностей имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно - правовых форм;
- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
4. Государственные
инспектора труда являются федеральными
государственными служащими.
5. Государственные инспектора
труда несут ответственность за противоправные
действия или бездействие в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
6. Государственный
надзор и контроль за соблюдением
требований охраны труда наряду
с федеральной инспекцией труда
осуществляются федеральными органами исполнительной
власти, которым предоставлено право осуществлять
функции надзора и контроля в пределах
своих полномочий.
Государственный
надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о труде и охране труда, осуществляемый
Федеральной инспекцией труда
при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекцией)
и подведомственными ей государственными
инспекциями труда по субъектам Российской
Федерации.
ГОСПРОМАТОМНАДЗОР
Он контролирует
техническую безопасность при сооружении
атомных электростанций, теплоцентралей,
опытных и исследовательских атомных реакторов,
устройство и эксплуатацию подъемных
кранов, лифтов, систем работающих под
давлением (также котельные), объектов
связанных с использованием природного
газа, а также горных разработок.
ГОСЭНЕРГОНАДЗОР
Осуществляет
контроль за соблюдением правил использования
электроустановок, а также проведением
мероприятий обслуживающих безопасность
обслуживания электро- и теплоустановок.
Инспекторы
имеют право остановить работу на
любом предприятии в случае угрозы
жизни людей; имеют право расследовать тяжелые, групповые
и смертельные случаи; имеют право налагать
штраф (до шести окладов) и передавать
материалы в прокуратуру.
ГОССАННАДЗОР
Осуществляет
надзор за проведением санитарно-гигиенических
и санитарно-противоэпидемиологических
мероприятий направленных на предупреждение
загрязнения окружающей среды. Свою деятельность
осуществляет через санэпидемстанции.
ГОСПОЖАРНАДЗОР
Осуществляет
контроль за пожарной безопасностью.
ГОССТАНДАРТ
Осуществляет
контроль за соблюдением стандартов
на предприятии.
Государственная
инспекция труда.
Осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
и технических норм и правил по
охране труда. Внутриведомственный
надзор осуществляется министерствами
и ведомствами, которым подконтрольно
предприятие.
Высший надзор осуществляет генеральный
прокурор.
Взаимодействие
государственного надзора, ведомственного
и общественного контроля.
I. Высший надзор по соблюдению
законности осуществляет ген. прокурор.
II. Государственный надзор в соответствии
со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил
по охране труда осуществляется:
III.1. спец. уполномоченными
инспекциями, независящие в своей
деятельности от деятельности
предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор,
Госатомнадзор и т.д.);
IV.2. профсоюзами
в лице правовой и технической инспекцией труда.
V. Ведомственный контроль осуществляется
министерствами и ведомствами в соответствии
с подчиненностью.
VI. Общественный контроль — ФНП
в лице профсоюзных комитетах, находящихся
на каждом предприятии.
Общественный
контроль за охраной труда
1. Общественный
контроль за соблюдением прав
и законных интересов работников
в области охраны труда осуществляется
профессиональными союзами и
иными уполномоченными работниками
представительными органами, которые
вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также
избирать уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда профессиональных
союзов и иных уполномоченных работниками
представительных органов.
2. Профессиональные
союзы в лице их соответствующих
органов и иные уполномоченные
работниками представительные
органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законно-дательства об охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федера<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0